Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:42, шпаргалка

Описание работы

отформатированные шпоры по психологии

Работа содержит 1 файл

билеты.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

Возбудимый — склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Низкая быстрота мышления, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность

Застревающий — подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию.

Педантичный — нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам

Тревожный — боязливость, робость, покорность

Эмотивный — мягкосердечие, боязливость, сострадание

Демонстративный — самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон

Экзальтированный - свойственны высокая контакткость, словоохотливость, влюбчивость.  В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

Экстравертированный – высокая контактность, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

Интровертированный - очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество, редко вступают в конфликты с окружающими.

Акцентуации характера проявляются в результате различных заболеваний, при ведении  образа жизни, требующего эксплуатации той или иной черты, возникновении жизненных проблем. 

22. Понятие способности  и их происхождение.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют успешность её обучения в какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Нельзя быть способным только в одном или во всём. Однако наши способности превращаются в действительность в рез-те упорного труда.

Человек не рождается со способностями, врождёнными  могут быть только задатки. Задатки – особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, данные каждому от рождения. Задатки многозначны, а способности развиваются и отрабатываются на том, что мы делаем.

Уровни  развития способностей: репродуктивный – способность овладевать умением, творческий – создание чего-либо нового.

Условиями и предпосылками развития у человека способностей являются следующие обстоятельства его жизни:

1. Наличие  общества, социально-культурной среды,  созданной трудом многих поколений  людей. 

2. Отсутствие  природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства.

3. Необходимость  участия в различных сложных  и высокоорганизованных видах  человеческой деятельности.

4. Наличие  с рождения вокруг человека  образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.

Социально-культурная среда позволяет развивать способности, обеспечивающие правильное пользование предметами материальной и духовной культуры и развитие необходимых для этого способностей. Необходимость включения в специфически человеческие виды деятельности с раннего детства вынуждает родителей заботиться о развитии у детей нужных для них способностей. Окружающие ребенка взрослые люди, в большинстве своем уже обладая необходимыми способностями и средствами обучения, обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Они в свою очередь с готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия, быстро усваивают их благодаря пластичному и гибкому, приспособленному к научению мозгу. Те задатки, которые необходимы для развития человеческих способностей, под влиянием всего этого складываются у ребенка довольно рано, примерно к трем годам, обеспечивая в дальнейшем уже не природное, а социальное его развитие. 
 
 

23. Виды способностей.

За время  научного изучения способностей было сделано большое количество попыток  создать различные классификации видов способностей.

С точки  зрения развития:

  • потенциальные (возможности развития человека, проявляющиеся каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения);
  • актуальные (представляют часть потенциальных способностей, это те потенциальные способности, для которых имеются объективные условия и возможности).

В отечественной  психологии способности подразделяют на:

  • общие (способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности, они связаны с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, эти способности представляют собой свойства психики как единой системы, определяющей успешность любой деятельности);

à интеллект (как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний);

à  обучаемость (как способность к приобретению знаний);

à креативность (как способность к преобразованию имеющихся знаний).

  • специальные (способности к определенным видам деятельности).
  • учебные и творческие
  • умственные и специальные
  • математические
  • конструктивно-технические
  • музыкальные
  • литературные
  • художественно-изобразительные
  • физические способности
 

24. Одаренность. Талант. Гениальность.

Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Талант — присущие от рождения определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:

  • вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);
  • цифровой (характерен для математиков, программистов);
  • слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);
  • пространственный (присущ дизайнерам и художникам);
  • физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);
  • личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);
  • межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);
  • талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

Гениальность —высшая степень проявления творчества. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений.  Это практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. 

25. Возникновение и  формирование межличностных  отношений.

Без общения  людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения , искусства, игры, функционирования средств массовой информации. При этом вид деятельности, которую общение обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, течение всего процесса общения, между исполнителями этой деятельности.

Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

Если  взять семью, то ее повседневные цели - воспитание детей, выполнение хозяйственных дел, организация досуга и другое - направленно программируют межличностное общение членов семьи друг с другом. Однако каким оно оказывается в реальности - зависит от состава семьи, полная или неполная это семья, «трех-  двух»- или «однопоколенная». Конкретные характеристики внутрисемейного межличностного общения оказываются также связанными с нравственным и общекультурным обликом супругов, с пониманием ими своих родительских обязанностей, возрастом и состоянием здоровья детей, других членов семьи. Как и в любой другой общности особенности взаимодействия в форме межличностного общения и в семье также в значительной мере оказываются обусловленными тем, как члены семьи воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик они по преимуществу друг в друге вызывают и какой стиль поведения они по отношению друг к другу позволяют.

Во взаимодействии людей каждый человек постоянно  оказывается в роли объекта и  субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.

Пребывая  в положении объекта (субъекта) общения, люди сильно отличаются друг от друга  характером выполнения ими роли. Во-первых, «выполнение» может быть более или  менее осознаваемым. В качестве объекта  человек может являть другим людям  свою физическую наружность, выразительное поведение, оформление внешности, свои действия, естественно совершенно не задумываясь над тем, какой отклик они вызывают в тех, с кем он общается. Но он может пытаться определять, какое впечатление вызывает в окружающих на всем протяжении общения с ними или  в какой-то отдельный момент, целеустремленно делать все от него зависящее, чтобы сформировать у других о себе именно то впечатление, которое он хотел бы, чтобы у них было. Во-вторых, различаясь по степени сложности их личностной структуры, характеризующей их индивидуальное своеобразие, люди представляют неодинаковые возможности для успешного взаимодействия сними. 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"