Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:42, шпаргалка
отформатированные шпоры по психологии
1. Психология как наука
Первым о психологии заговорил Сократ («наука о душе»). Платон – последователь Сократа. Аристотель – ученик Платона. Рене Декарт предложил изучать сознание (внутренний мир человека). Этапы развития:
Предмет психологии – психика, её закономерности развития. Психика – это св-во высокоорганизованной материи человеческого мозга заключающееся в активном воображении субъектов объективного мира. Виды:
Объекты изучения психологии – психические явления, состояния, св-ва.
Псих. Явл. – элементы внутреннего субъективного опыта человека:
Задача
психологии – дать человеку возможность
понять, что могут и хотя окруж.
люди, как ориентироваться в
Фундамент – общая психология – описывает основные понятия.
Направления: Дифференц. психология – изучает псих. различия между людьми(муж и жен, соц, нац и этнич группами)
Отрасли: рассматр псих проблемы отдельн видов деятельности. Психология труда – трудовая жизнедеят. Инженерная, авиационная, медицинская, военная, экономическая и т.д.
Психология
тесно связана с др. науками.
2.
Сознательное, предсознательное
и бессознательное
Сознание –высшая форма отражённого
обобщения св-в и закономерностей окруж
мира.
Функции:1. постановка целей деятельности
2. предварительное построение действий. предвидение рез-тов своих действий.
3. разумное регулир поведения
4. формир
опред отношен к окруж
Рефлексивное сознание – осознание, что сам человек может и должен стать для себя объектом познания.
Понятийное – развитие мышления, соединение мысли со словом.
Сознание – не единств уровень на котором представлены псих процессы, св-ва и состоян человека.
Бессознательное – явления, процессы и св-ва, которые по своему действию на поведение человека похожи на осознаваемы психически, но им не осознаются. (ощущение равновесия, мышечные, зрительные слуховые). Личностные проявления бессознательного – качества, интересы, потребности, которые человек не осознает, но которые ему присущи и проявляются в различных реакциях, действиях. Первая группа – ошибочные действия: оговорки, описки. Вторая – забывание имён, обещаний, событий, связанных с неприятными моментами. Третья – восприятие, память, воображение.
Предсознательное — это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. К этой области можно отнести, например, вспоминание всего, что человек делал вчера, имен, уличных адресов, даты завоевания Англии норманнами, любимой еды, запаха костра из опавших листьев и необычной формы пирога, съеденного на праздновании десятого дня рождения. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания.
Сознательное – то,что мы осознаём в данный момент времени. Сознание управляет сложными формами поведения и требует сознательного контроля, когда:1. возникают проблемы, не имеющие очевидного решения.
2. нужно преодолеть физ-кое сопротивл на пути движения мысли
3. необходимо осознать и найти выход из конфликтн ситуации
Такие
ситуации возникают постоянно, поэтому
сознание постоянно присутствует. Только
переводя неосознанные импульсы в сознание
можно добиться контроля над ними,
приобр власть над своими поступками.
3. Индивид, индивидуальность, личность
Родившийся ребенок -- индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода чел, но и как член какой-то соц группы. Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек.
Личность -- это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Личностью может являться только одухотв человек, член общества, облад многообр псих свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окр мир и самого себя.
Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Индивидуальность личности заключается в своеобр сочетании псих свойств и качеств, отличающих ее от других людей. Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологич структуры (тип темперамента, физич и психич особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Индивидуальность -- это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер.
Индивидуализация
– процесс самоопр и обособления личности,
ее выделенность из сообщества, оформление
ее отдельности, уникальности и неповторимости.
Ставшая индивидуальностью личность –
самобытный, активно и творчески проявивший
себя в жизни человек. Со словом «личность»
обычно употребляются такие эпитеты, как
«сильная», «энергичная», «независимая»,
подчеркивая тем самым ее деятельностную
представленность в глазах других. Об
индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая»,
«творческая», имея в виду качества самостоятельной
сущности.
4. Понятие об ощущении. Классификация ощущений
Ощущение – отражение отдельн св-в предметов и явл при их непосредств воздействии на органы чувств. классификация: 1. внешние(экстероцентивные): а).контактные(осязательн, вкусовые, обонятельн)
Б). дистантные(слуховые, зрит,обонятельн)
Отражают св-ва предметов и явл окруж мира, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы, располож на поверхности тела.
Зрительные – ощкщен цвета и света. Слуховые – речевые, музыкальн, шумы. Обонятельные – запахи. Вкусовые – сладкое, горьк, кисл, солён(зависят от обонятельн). Кожные – тактильн, темпераатурн. Осязательн – сочетание кожн и двигательных ощущений при соприкосн с предметами(ребёнок узнает мир – всё трогает).
2. Двигательные (Проприоцентивные) – отражают движение и расположение тела в пространстве благодаря рецепторам, располож в мышцах и связках и вестибулярн аппарате(равновесие(отвечает за него лабиринт во внутр ухе, где происходит колебание лимфы))
3. Внутренние(интероцептивные) – появляются, когда в организме происходят сбои, при воздействии раздражителя на рецепторы во внутр органах и тканях.(тошнота, боль, голод, жажда)
4. Болевые – защитная ф-ция организма, неблагополучие в организме.
Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение – нижний абсолютн порог ощущений. Верхн абсолютн порог – максимальная величина раздражителя, вызывающая вполне опред ощущение.
Приспособл к усл – 1)адаптация ощущений: а). полное исчезновение ощущения в процессе продолжит действия раздражителя.
б). притупление под влиянием действия сильного раздражителя.
в). Повышение чувствит под влиянием слабого раздражит.
2) взаимодействие
ощущений под влиянием
3) сенсибилизация – повышение чувствит в рез-те взаимод анализаторов.
4). Синестезия
– возникновения ощущения для
одного анализатора под
5. Понятие о восприятии. Св-ва восприятия
Восприятие - психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Невозможно без ощущений, памяти, мышления, спец органов восприятия не существует.
Св-ва: 1.Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.
2. Структурность
— предмет воспринимается
3. Целостность
– способность воспринимать
4. Контактность
(константность) — на
5. Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
6. Осмысленность
— предмет сознательно
Осмысление состоит из этапов:
Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса
7. Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
Иллюзия
восприятия – ложное, искажённое восприятие
окруж действит, которое заставляет человека
испытывать чувстенные ощущения, не соотв
действительности.
6. Память как психический процесс. Виды памяти
Память - форма псих отражения, заключающаяся в закрепл, сохр и послед воспроизв следов прошлого опыта. Память позволяет чел накаплив и впоследствии использ личн жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Связи, леж в основе деят памяти – ассоциации – вызыв из одного представления другое.
Качества памяти: 1. Объем - способность одновременно сохранять значительный объем
информации.
2. Быстрота запоминания
3. Точность
- точность проявляется в
которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания
информации. Эта черта очень важна в обучении