Семья как субъект педагогического взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:01, реферат

Описание работы

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа,
члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества. Однако
прогресс форм семьи и семейного воспитания обладает относительной самостоятельностью.

Работа содержит 1 файл

Семья как субъект педагогического взаимодействия.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

     Однако  их выбор должен опираться на ряд  общих условий:

♦ знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

♦ личный опыт родителей,  их авторитет,  характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать личным примером;

♦ в  случае предпочтения совместной деятельности в системе воспитательного взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности;

♦ учет уровня педагогической культуры родителей.

     Однако  рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено в моделях семейных отношений.

Модели  семейных отношений

     Результаты  специального изучения своеобразия семейных отношений последних лет позволили педагогам-исследователям выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми.  Они были положены в основу соответствующей систематизации, отражающей те или иные системообразующие признаки. Это позволило сформировать

достаточно  широкий спектр научных подходов.  Рассмотрим тот из них, где в качестве основания для систематизации выступает характер внутрисемейных отношений и его влияние на воспитание детей.

     У семьи,  уважающие детей. Детей в таких семьях любят.  Родители знают,  чем они интересуются,  что их беспокоит.  Уважают их мнение,  переживания,  стремятся тактичным советом помочь и ободрить.  Это наиболее благополучные для воспитания семьи.  Взаимоотношения родителей и детей характеризуются общей высоконравственной атмосферой семьи:  порядочностью,  откровенностью,  взаимным доверием и равенством.

y Отзывчивые  семьи.  Отношения между взрослыми  и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. В таких семьях родители чаще всего сами решают,  что нужно детям,  вникают в их заботы и интересы,  а дети делятся с ними своими проблемами.  Они растут послушными, вежливыми,  дружелюбными,  но недостаточно инициативными. Часто дети в таких семьях с трудом могут сформировать и отстаивать собственное мнение, легко попадают в зависимость от других людей.

У материально-ориентированные семьи.  В таких семьях главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей здесь с раннего детства приучают смотреть на жизнь прагматически.  Духовный мир родителей и детей, как правило, обеднен. Такой вариант модели воспитания может сформироваться и при чрезмерной увлеченности родителей собой, своей работой или собственными отношениями.

У враждебные семьи. В таких семьях преобладает неуважение к детям, недоверие, слежка за ними и телесные наказания. В результате дети, как правило,  растут скрытными,  недружелюбными,  плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу и могут уйти из семьи. 

У антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждут,  не любят и не приемлют.

Родители  в этих семьях, как правило, ведут  аморальный образ жизни. Влияние таких родителей на детей крайне негативно. Несомненно,  что содержание и направленность каждой из представленных моделей семейных отношений формируются в результате взаимодействия многих факторов. Нам же важнее всего рассмотреть те из них,  которые оказывают отрицательное влияние на формирование семейной воспитательной среды.  Социальными педагогами выделено несколько наиболее часто встречающихся причин этого.

  1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание детей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности. Однако значительное большинство родителей приступает к этому архисложному и архиответственному делу,  не имея о нем сколько-нибудь педагогических представлений.  Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленности.  Об этом парадоксе К.Д.Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно,  чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».
  2. Другая причина - жестокие, варварские методы  «воспитания» в результате которых дети начинают бояться,  ненавидеть,  презирать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут уже на смену (если когда-то и существовавшему) общению приходит полное отчуждение, вражда. В одной из центральных газет были опубликованы вполне современные — при всей их невероятности — результаты анкетирования семи тысяч школьников с третьего по десятый класс в пятнадцати городах страны. Оказалось,  что 60%  родителей используют физические наказания. В 9% применяется стояние в углу на коленях, горохе, битых

кирпичах, в 5% - удары по лицу или по голове.

  1. Следующая причина парадоксально противоположна только что обозначенной -  сотворение в семье кумира обычно в лице единственного ребенка.  Задобренного,  зацелованного,  заласканного.  Капризного и плаксивого. А в результате -  эгоцентричного и бессовестно-равнодушного. 

Тот или  иной отрицательный вариант отношений  в семье вовсе не является непреодолимой фатальной доминантой.  Если родители смогут психологически и педагогически грамотно - сами или с помощью социального педагога  (учителя)  или психолога-консультанта -  разобраться в сложившейся ситуации отношений,  то преодоление отрицательных факторов возможно.  И преобразование любой ущербной

модели  в благополучную тоже. 

Сознательное  отношение к благонравию в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат. В связи с этим А.С.Макаренко вполне правомерно отрицал жертвенность родителей и  «авторитет»  своеобразной тиранической любви со стороны родителей,  когда те не требуют от детей духовного возмещения за свою родительскую самоотверженность.  Благополучие родителей столь же необходимо для нормального воспитания, как и детей. Именно это позволяет сформировать рациональные отношения в семье, положительно влияющие на

эффективность семейного воспитания.

Виды  рациональных воспитательных отношений в семье

     Первый  и главный из них -  разумная организация  семьи.  Общие перспективы,  совместная деятельность,  определенные трудовые обязанности,  традиции взаимопомощи,  совместных решений,  общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей. 

В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса,  подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными.  Их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам. К примеру, семья может частично освободить девочку-подростка от хозяйственных забот,  так как в семье есть трудоспособная бабушка.  Однако в этом случае обязанности бабушки и внучки должны быть распределены таким образом,  чтобы девочка чувствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя совершенно обязательной.

Дети  ожидают от родителей глубинного,  пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Возрастные особенности — это характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности.  А под индивидуальностью человека имеется в виду су-

щественное  своеобразие его основных свойств  и качеств.

Рациональный  подход к детям требует от родителей педагогического такта,  учета жизненного опыта воспитанников,  их эмоционального состояния,  тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека.

Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия. Ведь хорошо известно, что дети не любят чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение, совместные дела, единые устремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.

Важная  сторона обоюдных контактов —  участие в занятиях и интересах детей.  Если родители смогут разделить интересы,  увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного взаимодействия.

Рационально во внутрисемейных отношениях с детьми использовать педагогические возможности увлечений детей.  Но этот путь предполагает и другое:  привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: часть предметов и вещей,  необходимых человеку для жизни,  он должен уметь делать сам. Так у отца и сына обыкновенная кладовка становится столярной или слесарной мастерской. Временами она переоборудуется в фотолабораторию. По родителям можно узнать в детях конструкторов, туристов,  спортсменов,  участников художественной самодеятельности,

коллекционеров.

Таким образом,  в каждой семье может  сложиться многообразная система установления и укрепления связей родителей и детей:  от родителей к детям и от детей к родителям. Однако весьма важная роль в семейном воспитании принадлежит собственным стараниям ребенка по личностному развитию и совершенствованию – самовоспитанию.

Самовоспитание  детей в семье

     Когда появляется на свет новорожденный,  мы говорим: «Родился человек», т.е. имеем в виду его биологическое рождение. Однако дальнейший процесс его биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких свойств и качеств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека  (например,  усвоение системы знаний,  навыков и умений,  формирование отношения к родителям и другим людям).  Перечисленные и многие другие качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека –  социализацию личности.  Таким образом, общее понятие  «человек» включает в себя более узкое и специфическое понятие – «личность ребенка».

Об уровне сформированности личностных составляющих ребенка принято, прежде всего, судить по двум основным признакам.

  1. Наличие определенных сформированных социальных качеств и, прежде всего,  таких как ответственность,  достоинство,  индивидуальность, общественная активность, независимость, твердость взглядов и убеждений.
  2. Уровень психического развития ребенка, который позволяет ему управлять собственным поведением и деятельностью.  Способность обдумывать свои поступки и управлять ими – существенный и важный признак личностной сформированности растущего и развивающегося человека.

Педагоги  единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании ребенка являются определенные противоречия.  При этом сам механизм самовоспитания в этом возрасте имеет целый ряд особенностей.  К их числу можно отнести следующее:  воспитанник самостоятельно выбирает цели жизни и идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности.  Однако между указанными факторами могут существовать сложные противоречия: цель жизни может быть в одной, а увлеченность – в другой сфере. В результате между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие.  К тому же аналогичные противоречия не всегда могут быть разрешены усилиями самого ребенка. Зачастую в этом необходима помощь взрослых. 

Современная педагогика в связи с этим выработала практические рекомендации. Часть из них сформулированы в работах А.И.Кочетова. В связи с рассматриваемой проблемой автор предлагает исходить из параметров оценки самовоспитания детей, к которым он относит:

       направленность самовоспитания,  т.е.  мотивы ребенка в работе над собой; ƒ содержание самовоспитания, определяющее сферу личностного самосовершенствования –  умственное,  физическое,  эстетическое,  религиозное, комплексное и др.;

       устойчивость самовоспитания  (случайное, эпизодичное, постоянное); ƒ эффективность самовоспитания – полнота и качество влияния воспитательной работы над собой на формируемые или совершенствуемые свойства и качества личности ребенка.

Реализация  рассмотренных теоретических положений педагогических проблем семейного воспитания будет более эффективной,  когда эта деятельность будет координироваться с педагогическими усилиями школы и общественных организаций.

Информация о работе Семья как субъект педагогического взаимодействия