Семья как субъект педагогического взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:01, реферат

Описание работы

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа,
члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества. Однако
прогресс форм семьи и семейного воспитания обладает относительной самостоятельностью.

Работа содержит 1 файл

Семья как субъект педагогического взаимодействия.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РГСУ» - Российский Государственный

Социальный Университет 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Семья как субъект педагогического взаимодействия»

Листов___24__ 
 
 
 

   
  Работу выполнил

студент группы ИВТ-ДМ-5

Кононов А. В.

  Руководитель Никитина Н.И.
 
 
 
 
 
 

2011

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ  СЕМЕЙНОГО

ВОСПИТАНИЯ

 

Семья -  основанная на браке или кровном  родстве малая группа,

члены которой связаны общностью быта,  взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью,  проявляются в форме нравственно-психологических отношений.  Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества. Однако

прогресс  форм семьи и семейного воспитания обладает относительной самостоятельностью.

         Эволюция  семьи и  семейного  воспитания

 

     На  ранних этапах существования человечества - в рамках родоплеменных отношений -  семьи не существовало.  Отношения людей строились по принципу полигамии,  т.е.  свободного выбора и смены половых партнеров,  а также совместного воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная семьякак союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих собственных детей. Таким образом, семья явилась одним из наиболее ранних социальных институтов,  призванных регулировать человеческие отношения в связи с зарождением первоначальных форм частной собственности. 

     Самой ранней формой семьи, сохранившейся до настоящего времени,  была патриархальная семья,  в которой объединялись родственники нескольких поколений при главенстве старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной семье авторитарны и предусматривают ведущую роль старшего поколения.  Экономическая взаимозависимость в патриархальной семье была настолько велика,  что обособление отдельных ее членов было практически невозможно. 

В XX веке по мере роста благосостояния населения развитых промышленных стран получила распространение так называемая,  нуклеарная семья, объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей.  Одновременно в массовом масштабе появились неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная семья, предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экономическую и психологическую независимость,  породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений.

Однако  отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания. 

     В современных условиях существуют семьи  разных типов - и патриархально-авторитарные,  и нуклеарно-демократические,  а также семьи смешанных форм,  когда,  например,  совместное проживание нескольких поколений уже не связано со строгой семейной иерархией.

Экономические функции семьи отступили на второй план - современная семья поддерживается не столько необходимостью совместного выживания, сколько психологическими мотивами. 

На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации,  в том числе и воспитания,  человека.  Вопрос о ее роли в формировании человека привлекал внимание многих ученых и порождал противоречивые суждения. Античные философы,  в частности

Платон,  утверждали,  что все зло мира,  эгоистичность людей,  их сословное неравенство произрастают,  прежде всего,  из наличия неравных условий воспитания в семье.  Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм,  корыстолюбие и прочие пороки. 

     Философы  нового времени также не обошли эту  проблему,  хотя оценивали ее по-разному. Т.Кампанелла, Ш.Фурье и В.Годвин считали, что счастье людей недостижимо при сохранении моногамной (единобрачной)  семьи и семейного воспитания. Такую форму воспитания ребенка они отрицали как абсолютное зло.  В то же время Т.Мор и

Г.Мабли, настаивая на единобрачии, предполагали сочетание семейного и общественного воспитания. Т.Дезами и Р.Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей.  При этом общество должно взять на себя максимум забот по воспитанию детей.  Детям лишь в младенчестве надлежит жить с родителями. Затем они должны

воспитываться в общественных детских учреждениях,  чтобы преодолеть разнородность влияния отца и матери на мировоззрение ребенка и создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия развития его собственных способностей. 

Последняя точка зрения получила некоторое  распространение и в советской педагогической науке. Вплоть до начала 60-х гг. XX века существовало мнение о том,  что государство должно взять на себя воспитание детей от рождения и до получения полного общего образования.  Современные ученые,  не преуменьшая роли общественного воспитания, подвергают критическому пересмотру эту тенденциозную точку зрения,  указывая,  что гармоничное развитие ребенка наиболее полно осуществляется при сочетании семейного и общественного воспитания, а не при их противопоставлении. 

     Понятие и общее  содержание семейного  воспитания в современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного

развития  личности ребенка,  формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.  В определенные периоды к семейному воспитанию могут привлекаться няни, репетиторы, домашние учителя и гувернеры.  Следовательно,  семейное воспитание –  это более или менее осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые

направлены  на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том,  каким должен быть ребенок,  подросток, юноша или девушка.  Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная часть относительно контролируемой социализации человека в современном цивилизованном обществе. Оно осуществляется в неразрывной связи с другими видами социального воспитания – школьного и общественного. Проблемы семейного воспитания, в той части,  где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Определяющая  роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

     Социальные  педагоги считают,  что семья и  ребенок –  зеркальное отражение друг друга. В результате,  именно в семье формируются те качества,  которые более нигде сформированы быть не могут.  Кроме того, семья осуществляет социализацию  (приспособление к окружающей общности людей - социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому

воспитанию,  профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья – таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота,  будущего семьянина,  законопослушного члена общества.

     Вместе  с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержание семейного воспитания. Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую,  высоконравственную,  интеллектуально

развитую  личность, готовую к предстоящей  трудовой, общественной и семейной жизни.  Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительно самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести к следующим позициям.

Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.

Интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.

Эстетическое  воспитание призвано развивать таланты и дарования детей,  дать им представление о Прекрасном,  существующем в жизни.

Физическое  воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня,  занятия физической культурой и спортом, закаливание организма и др.

Трудовое  воспитание закладывает основу будущей самостоятельной   жизни – профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи.

     Это лишь основные направления семейного  воспитания. В разных семьях они в той или иной мере дополняются экономическим, политическим,  экологическим,  половым и другими направлениями воспитательного взаимодействия детей и взрослых,  реализуемого в системе внутрисемейных отношений.

Внутрисемейные  отношения в семейном воспитании считается,  что внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом семейного воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность,  выступают как конкретная система связи и

взаимодействия  между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей.  К тому же естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными.  Помимо них семья также включает в себя хозяйственно-экономические,  правовые,  нравственные, эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейные отношения также взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именно семья аккумулирует в себе всю их совокупность.

Значение  внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают первым специфичным образцом общественных отношений,  с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений,  что создает возможность раннего включения ребенка в их систему.

     Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том,  что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи.

     Всякое  серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы

означает  ущербность,  а зачастую и кризис данной семьи,  утерю ее

воспитательных  возможностей. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений,  осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности.  Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека.  Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений,  качества,  свойственные людям,  их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.

В системе  внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а,  следовательно,  ее воспитательные возможности. 

     Степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах семьи,  как демократическая,  авторитарная и семья переходного типа.

Соответственно  неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие детей.  Сравнительные исследования,  проведенные в разных странах,  выявили,  что демократический тип семьи обладает более высоким воспитательным потенциалом. Установлено, в частности,  что в таких семьях значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность,  трудолюбие,  скромность,  ответственность,  самокритичность.  Дети из таких семей обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина,  структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из семей

Информация о работе Семья как субъект педагогического взаимодействия