Семья как субъект педагогического взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:01, реферат

Описание работы

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа,
члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества. Однако
прогресс форм семьи и семейного воспитания обладает относительной самостоятельностью.

Работа содержит 1 файл

Семья как субъект педагогического взаимодействия.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

с более  низкой степенью демократизации отношений.

     Воспитание  ребенка во многом зависит и от контактов,  которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.д.  Им свойственно более адекватное осознание  «Я –  образа» (самого себя в системе межличностных отношений), его целостность, развитое чувство человеческого достоинства.  Все это делает их ком-

муникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к выводу,  что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

     Отношение родителей,  которое характеризуется  отрицательной эмоциональной окрашенностью,  ранит и ожесточает ребенка.  Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их

взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей  дают ребенку основание считать,  что чужой человек причинит ему еще больше 6огорчений.  Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.  Следовательно,  сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в

семейном  воспитании.

Проявление  отношений родителей и детей  в семейном воспитании следует отметить,  что в отношениях родителей и детей кроется сложная и достаточно парадоксальная проблема.  Сложность ее -  в скрытом, интимном характере внутрисемейных отношений, щепетильности  «внешнего»  проникновения в них.  А парадоксальность в том, что,  при всей ее важности,  родители обычно ее не замечают,  ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической подготовки.

Известно, что отношения родителей и  детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того,  осознаются они ими или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре —  последовательных стадиях развития. Типы отношений возни-

кают  постепенно.  Родители же обращаются к социальному педагогу или психологу,  как правило,  по поводу уже возникшей  «вчера»  или «неделю назад»  тревожной ситуации.  То есть они преимущественно видят не процесс формирования и развития отношений, не их последовательность и логику,  а,  как им кажется,  внезапный,  необъяснимый,

удивительный  поступок ребенка.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Понятие  «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие,  нравственные,  интеллектуальные,  эмоциональные,  деловые связи родителей и детей,  такое тесное общение между  ними,   в   результате   которого  возникает  душевное  

единение,  согласованность основных жизненных  устремлений и действий.  Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. Однако,  как заметил Л.Н.Толстой,  все счастливые семьи похожи друг на

друга, а вот каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

     Изучение  учеными практики семейного воспитания позволило выявить некоторые основные тенденции формирования неблагоприятных

отношений родителей и детей в семье.  В основу анализа положено видоизменение потребности в общении -  одна из фундаментальных характеристик межличностных отношений.  В результате педагогамиисследователями выделены наиболее веские причины,  формирующие отрицательно направленную воспитательную среду в современной российской семье.

1. Невысокий  материальный уровень большинства трудовых се-

мей,  когда основное время родителей  расходуется на добывание

средств к существованию.

2. Низкая  культура общественной жизни,  двойная мораль, лицеме-

рие властей, неуверенность в завтрашнем дне, постоянная угроза поте-

ри работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие родителей

в состояние  повышенного эмоционального напряжения.

3. Двойная  нагрузка на женщину в семье  – работа на производстве

и решение  задач по обеспечению повседневного  функционирования

семьи (приготовление пищи, стирка, уборка помещений и др.).

4. Высокий  процент разводов, являющихся следствием  многих со-

циально-бытовых,  моральных и нравственных причин,  обусловли-

вающий  достаточно большое количество так  называемых  «неполных

семей».  
 

5. Бытующее  общественное мнение, что муж лишь помогает жене

в воспитании детей. Объявленная законом равная ответственность ро-

дителей за воспитание детей на практике лишь декларируется.

6. Обострение  конфликта между поколениями  на уровне родителей

и детей,  вызванное неконтролируемым воздействием СМИ на созна-

ние молодого поколения несоответствующих российскому  националь-

ному  менталитету моральных и нравственных ценностей.

7. Разрыв  между воспитательной деятельностью  семьи и школы. 

Особое  место в перечне причин формирования в семьях неблаго-

приятной  воспитательной среды занимает так  называемый  «кризис

отцов». Сегодня он проявляется в формах неполных семей,  пьянства,

отрешенности  отца от семьи. Социальные педагоги это  явление объяс-

няют  рядом объективных и субъективных причин. Во-первых, педаго-

гическая  несовместимость родителей. В типичном варианте такие ро-

дители  во взаимодействии с ребенком преследуют разные педагогиче-

ские  цели,  используют противоположные  методы и средства.  Во-

вторых,  это методы крайне жесткого воспитания,  в результате чего

дети  начинают презирать,  боятся и даже ненавидеть отца и любыми

путями  спасаться от него.  Здесь на смену  нормальному взаимодейст-

вию приходит полное отчуждение,  зачастую порождающее  в семье

конфликтные ситуации.

         Конфликты в семейном воспитании

 

     Под конфликтом в семейном воспитании понимается возникшая ситуация неразрешенного  (неразрешаемого) противоречия, в которой родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт и пытаются решить возникшую проблему односторонне,  бескомпромиссными путями и методами.  В отношениях родителей и детей он крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей,  выдав им на подсознательном уровне своеобразный аванс в чувстве любви,  потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром — проблема их общения и отношений.

Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей  (в т. ч. и педагогической)  и,  наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети.  Ни материальные условия,  ни культура,  ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи. Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка,  возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений,  не есть следствие только их.

Они могут  возникать под влиянием целого ряда побочных,  сопутствующих отрицательных явлений,  которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов  (отрицательные ориентации родителей,  их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.д.). 

     Считается,  что конфликтная атмосфера семьи способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в пренатальном периоде его развития.

Волнение  матери как следствие стрессовой ситуации оказывает разрушающее действие на плод. Ее эмоциональное состояние остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях утрачиваются представления об идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. Специальные исследования показали, что в семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в 2 раза чаще встречаются дети с аномалиями психики.  У лиц,  воспитывавшихся в семьях,  где родители постоянно конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность неврологических реакций.

     Что же мешает сформировать в семье благоприятную  среду для полноценного и гармоничного личностного формирования и развития ребенка?  В число основных причин многие социальные психологи и педагоги включают:

  1. наследственность.  Результаты специальных исследований показали,  что если сами родители в детстве имели воспитательные проблемы внутреннего (собственного личностного) и внешнего  (социального -  воздействие семьи)  характера,  то они должны быть готовы к тому, что эти проблемы на подсознательном уровне могут проявиться или в их детях, или в собственной воспитательной деятельности;
  2. изменяющиеся и усложняющиеся условия жизни.  В жизни родителей не было многого из того, что окружает их детей и вызывает у них совсем иные запросы и потребности. Их непризнание или осознание родителями невозможности удовлетворения порождает напряженность во взаимоотношениях с детьми или их внутриличностную напряженность;
  3. снижение уровня педагогической культуры родителей.  Это, отчасти,  стало возможным по уже изложенным причинам  (отрыв семьи от школы,  отсутствие у родителей времени на анализ и рациональное управление взаимодействием с детьми и др.). Однако, к сожалению, во многих случаях это обусловлено недостаточной ответственностью родителей за воспитание или полным отсутствием таковой. Несомненно, что перечисленные и целый ряд других разнонаправленных причин порождают соответствующую реакцию со стороны

детей. 

     На  формирование ее характера и направленности влияют два фактора:  индивидуальные психологические особенности ребенка и

специфика воздействия родителей или других членов семьи,  форми-

рующая соответствующий стиль воспитания.

         Стиль семейного воспитания

 

     Стиль семейного воспитания представляет собой систему приемов и характер взаимодействия родителей  (старших) и детей. Он во многом определяется личностными ресурсами семьи, которые, с одной стороны,  зависят от состава семьи  (полная или неполная семья, многодетная семья, наличие близких родственников - братьев, сестер,

бабушек, дедушек и пр.), а с другой - от состояния здоровья, образования,  индивидуальных интересов,  уровня притязаний и т.д.  старших членов семьи.  Одна из важнейших характеристик -  отношение старших к младшим, как к своим безусловным жизненным ценностям,  от чего зависит мера их участия в воспитании.

Информация о работе Семья как субъект педагогического взаимодействия