Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:01, реферат
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа,
члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества. Однако
прогресс форм семьи и семейного воспитания обладает относительной самостоятельностью.
Определенную роль в формировании стиля семейного воспитания играют и материальные ресурсы (затраты на питание, одежду, возможность приобретать игрушки, книги, аудиовизуальную технику и пр., наличие у младших персонального пространства - комнаты, детского уголка, своего письменного стола и пр.).
Стиль семейного воспитания в зависимости от меры его «жесткости – мягкости», в педагогической литературе определяется как авторитарный, демократический или либеральный - с веером промежуточных вариантов. Например, для авторитарного воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, контролировать их поведение, интересы и даже желания. Ему присуща строгость и безаппеляционность суждений родителей. Угроза с целью принуждения выступает его главным средством.
Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим.
Демократический
стиль характеризуется
Либеральный стиль предполагает всепрощенчество и нерациональную терпимость в отношениях с детьми. Его источником преимущественно является чрезмерная родительская любовь. Коммуникация преимущественно направлена от ребенка к родителям. При реализации данного стиля семейного воспитания дети зачастую растут неорганизованными, недисциплинированными и безответственными.
В реальности авторитарный, демократический и либеральный стили в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно практикуются компромиссные варианты, старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - либеральна).
Несомненно, что представленные стили семейного воспитания формируют ту или типичную для конкретного ребенка реакцию.
Рассмотрим наиболее характерные из них.
Шалость – краткий, эпизодичный отрезок незначительно нарушающего существующие правила поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициативность, изобретательность.
Озорство – сознательное незначительное нарушение ребенком установленных правил с целью получить определенную моральную или
материальную выгоду для себя.
Каприз выражается в нецелесообразных действиях и проступках, необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам и требованиям взрослых. Внешне он проявляются в недовольстве, раздражительности, двигательном перевозбуждении.
Непослушание – наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам семейного и общественного поведения.
Проступок – заблаговременно продуманное действие, наносящее ущерб другому лицу или сложившимся в данном социуме отношениям. Чаще всего он объясняется возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и руководить собственным поведением.
Детский негативизм проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей.
Различают
две разновидности негативизма:
Упрямство – психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения ребенка, выражающаяся в сознательном (преднамеренном) необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых и четких мотивов. Оно также проявляется в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.
Каждая из рассмотренных реакций ребенка порождает соответствующую ответную реакцию родителей. Ее направленность, характер, методы и средства приобретают процессуальные признаки и формируют соответствующую технологию семейного воспитания.
ТЕХНОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Учитывая, что рассмотрение семьи в качестве субъекта педагогического взаимодействия и специфической социокультурной среды формирования и развития личности предполагает реализацию соответствующих отношений между родителями и детьми, представляется целесообразным рассмотреть технологическую сторону этого процесса.
При этом важно учитывать, что решение этой задачи предусматривает раскрытие состава и взаимодействия ее основных компонентов: принципов, правил, методов и средств.
Следует отметить, что в семейной, как и в общей, педагогике до настоящего времени не сложилось взаимопризнаваемой системы принципов воспитания детей в семье. Сейчас здесь сложилось достаточно широкое разнообразие подходов. Однако рациональность предполагает выделить в них наиболее значимые, актуальные для современного этапа развития отечественной педагогической мысли, реализующего, преимущественно, гуманистические позиции мировой педагогики.
Обобщение существующих подходов к систематизации принципов воспитания позволило выделить в них следующие основополагающие положения, детерминирующие организацию и осуществление педагогического взаимодействия между родителями и детьми.
Принцип креативности предусматривает создание в семье необходимых условий для свободного развития и реализации способностей детей. Родителям важно не только знать физиологически обусловленный уровень интеллектуальных, физических и других задатков своих детей, но и оказывать им содействие в их развитии, применении и совершенствовании. Это создаст благоприятные предпосылки для диагностики и реализации личностного потенциала ребенка в приемлемой для него сфере общественно-значимой деятельности.
Принцип гуманизма предполагает признание личности ребенка, как любого другого человека, в качестве абсолютной человеческой ценности. Это требует от родителей понимания и признания самоданности и уникальности своих детей, их неповторимости в человеческой жизни.
Принцип демократизма основывается на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми. Естественно, что это не требует признания «руководящей роли» ребенка в семье – это само по себе абсурдно. Однако учет его мнения о тех или иных событиях, предложений по решению семейных задач и проблем должен стать правилом для семьи.
Принцип гражданственности требует от родителей целенаправленной деятельности по реализации собственного «Я» ребенка в системе общественно-государственных отношений. В более раннем возрасте это может быть участие в работе общественных организаций, в последующем – реализация собственных прав и исполнение обязанностей перед государством, обществом и семьей.
Принцип ретроспективности требует от родителей осуществления воспитательного взаимодействия с ребенком с позиций преемственности национальной воспитательной системы, учета национальных педагогических устоев и традиций.
Принцип приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей предполагает построение системы семейных отношений с учетом общепризнанных подходов к построению межличностного взаимодействия. Здесь важно, чтобы критерии отбора семейных норм и ценностей не противоречили признаваемым человечеством.
Наряду с принципами семейного воспитания в педагогической литературе находят отражение и целый ряд педагогических правил, реализация которых целесообразна во взаимодействии родителей и детей.
От принципов они отличаются не столько научной обоснованностью, сколько жизненной востребованностью. Рассмотрим некоторые из них.
Следующими элементами, формирующими технологию семейного воспитания выступают его методы и средства.
Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:
а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к
его психическим и личностным особенностям;
б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.
В следствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что сколько родителей – сколько и разновидностей методов. Однако, как показывает анализ, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания к которым отнесены:
Несомненно, что в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае.
Информация о работе Семья как субъект педагогического взаимодействия