Семья как субъект педагогического взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:01, реферат

Описание работы

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа,
члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества. Однако
прогресс форм семьи и семейного воспитания обладает относительной самостоятельностью.

Работа содержит 1 файл

Семья как субъект педагогического взаимодействия.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Определенную  роль в формировании стиля семейного  воспитания играют и материальные ресурсы  (затраты на питание,  одежду,  возможность приобретать игрушки,  книги,  аудиовизуальную технику и пр.,  наличие у младших персонального пространства -  комнаты,  детского уголка, своего письменного стола и пр.).

Стиль семейного воспитания в зависимости от меры его  «жесткости – мягкости», в педагогической литературе определяется как авторитарный, демократический или либеральный - с веером промежуточных вариантов. Например,  для авторитарного воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших,  пресекать их инициативу,  жестко добиваться выполнения своих требований, контролировать их поведение, интересы и даже желания. Ему присуща строгость и безаппеляционность суждений родителей. Угроза с целью принуждения выступает его главным средством.

Коммуникация  направлена преимущественно или  исключительно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, поощрять их инициативу и самостоятельность. Взрослые не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований.  Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними авторитарного стиля, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия в воспитании определяется не только старшими,  но и младшими,  которые часто выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двусторонний характер: от старших к младшим и наоборот.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество  и нерациональную терпимость в отношениях с детьми. Его источником преимущественно является чрезмерная родительская любовь. Коммуникация преимущественно направлена от ребенка к родителям. При реализации данного стиля семейного воспитания дети зачастую растут неорганизованными, недисциплинированными и безответственными.

В реальности авторитарный,  демократический и либеральный стили в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно практикуются компромиссные варианты, старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили  (например, отец - более авторитарен, мать - либеральна). 

Несомненно,  что представленные стили семейного  воспитания формируют ту или типичную для конкретного ребенка реакцию.

     Рассмотрим  наиболее характерные из них.

Шалость – краткий,  эпизодичный отрезок незначительно нарушающего существующие правила поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициативность, изобретательность.

Озорство – сознательное незначительное нарушение ребенком установленных правил с целью получить определенную моральную или

материальную  выгоду для себя.

Каприз выражается в нецелесообразных действиях и проступках, необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям,  советам и требованиям взрослых. Внешне он проявляются в недовольстве, раздражительности, двигательном перевозбуждении.

Непослушание  –  наиболее распространенная в  дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей,  нравственным нормам семейного и общественного поведения.

Проступок – заблаговременно продуманное действие,  наносящее ущерб другому лицу или сложившимся в данном социуме отношениям. Чаще всего он объясняется возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и руководить собственным поведением.

     Детский негативизм проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей.

Различают две разновидности негативизма:  пассивный и активный. В первом случае ребенок выражает свое нежелание выполнить просьбу или требование старших,  а во втором поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требуют. 

Упрямство – психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения ребенка,  выражающаяся в сознательном  (преднамеренном)  необоснованном и нерациональном противодействии просьбам,  советам,  требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослушания,  для которого нет видимых и четких мотивов.  Оно также проявляется в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.

Каждая  из рассмотренных реакций ребенка порождает соответствующую ответную реакцию родителей.  Ее направленность,  характер, методы и средства приобретают процессуальные признаки и формируют соответствующую технологию семейного воспитания.

ТЕХНОЛОГИЯ  СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

     Учитывая, что рассмотрение семьи в качестве субъекта педагогического взаимодействия и специфической социокультурной среды формирования и развития личности предполагает реализацию соответствующих отношений между родителями и детьми, представляется целесообразным рассмотреть технологическую сторону этого процесса.

При этом важно учитывать, что решение  этой задачи предусматривает раскрытие состава и взаимодействия ее основных компонентов: принципов, правил, методов и средств.

         Принципы  и правила семейного  воспитания

  Следует отметить, что в семейной, как и в общей, педагогике до настоящего времени не сложилось взаимопризнаваемой системы принципов воспитания детей в семье. Сейчас здесь сложилось достаточно широкое разнообразие подходов. Однако рациональность предполагает выделить в них наиболее значимые,  актуальные для современного этапа развития отечественной педагогической мысли,  реализующего, преимущественно, гуманистические позиции мировой педагогики.

     Обобщение существующих подходов к систематизации принципов воспитания позволило выделить в них следующие основополагающие положения,  детерминирующие организацию и осуществление педагогического взаимодействия между родителями и детьми.

Принцип креативности предусматривает создание в семье необходимых условий для свободного развития и реализации способностей детей. Родителям важно не только знать физиологически обусловленный уровень интеллектуальных, физических и других задатков своих детей, но и оказывать им содействие в их развитии, применении и совершенствовании. Это создаст благоприятные предпосылки для диагностики и реализации личностного потенциала ребенка в приемлемой для него сфере общественно-значимой деятельности.

Принцип гуманизма предполагает признание  личности ребенка, как любого другого  человека,  в качестве абсолютной человеческой ценности. Это требует от родителей понимания и признания самоданности и уникальности своих детей, их неповторимости в человеческой жизни.

Принцип демократизма основывается на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми. Естественно, что это не требует признания «руководящей роли» ребенка в семье – это само по себе абсурдно. Однако учет его мнения о тех или иных событиях,  предложений по решению семейных задач и проблем должен стать правилом для семьи.

Принцип гражданственности требует от родителей целенаправленной деятельности по реализации собственного  «Я»  ребенка в системе общественно-государственных отношений.  В более раннем возрасте это может быть участие в работе общественных организаций, в последующем – реализация собственных прав и исполнение обязанностей перед государством, обществом и семьей.

Принцип ретроспективности требует от родителей осуществления воспитательного взаимодействия с ребенком с позиций преемственности национальной воспитательной системы, учета национальных педагогических устоев и традиций.

Принцип приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей предполагает построение системы семейных отношений с учетом общепризнанных подходов к построению межличностного взаимодействия. Здесь важно, чтобы критерии отбора семейных норм и ценностей не противоречили признаваемым человечеством.

Наряду  с принципами семейного воспитания в педагогической литературе находят отражение и целый ряд педагогических правил, реализация которых целесообразна во взаимодействии родителей и детей.

От принципов  они отличаются не столько научной  обоснованностью, сколько жизненной  востребованностью. Рассмотрим некоторые  из них.

  1. Приоритет ближайшего круга общения. Его значение основано на том,  что сила взаимного влияния людей друг на друга прямо пропорциональная степени их духовной, моральной и нравственной близости. У тех, кого мы любим, всегда есть власть над нами.
  2. Считать ребенка таким,  каким он должен быть. «Если мы принимаем людей такими, как они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так,  как будто они таковы,  какими им следует быть,  мы помогаем им стать такими,  какими они в состоянии стать» (В.Гете).
  3. Избегать  «давящего молчания». Молчание,  иногда сознательно удерживаемое родителями,  становится для ребенка нарастающим и непереносимо-неприятным чувством, когда он сам в себе вдруг начинает слышать непроизнесенное родительское «Отстань».
  4. Признание внутреннего начала.  Великое искусство делать ребенка другим состоит в том, чтобы сначала вынудить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучшим.
  5. Использование «зависимости Парето» в разговоре с детьми. Ее смысл заключается в том, что в первые 20% лимита времени разговора человек достигает 80% результата, а за оставшиеся 80% - всего лишь 20% эффективности. 
  6. «Попадание впросак».  Непослушный ребенок,  попавший в неудобную ситуацию,  когда он выглядит некрасиво или глупо  (причем он понимает,  что сам  «подставился»  своим непослушанием)  спешит скорее сам из нее выбраться.

   Следующими  элементами, формирующими технологию семейного воспитания выступают его методы и средства.

Методы  и средства семейного  воспитания

     Методы  воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:

     а)  влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к

его психическим  и личностным особенностям;

     б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания,  родительской роли,  представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.

     В следствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них.  Считается, что сколько родителей –  сколько и разновидностей методов.  Однако, как показывает анализ, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания к которым отнесены:

  1. метод убеждения,  предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;
  2. метод поощрения,  который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);
  3. метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности  (посещение музеев,  театров;  семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);
  4. метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий,  поступков,  суждений и др.  Как правило,  в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

Несомненно, что в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае.

Информация о работе Семья как субъект педагогического взаимодействия