Семья как фактор формирования личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить роль семьи в развитии личности подростка.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность семьи.
2. Охарактеризовать особенности развития личности подростка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения роли семьи в развитии личности подростка 6
1.1 Понятие и сущность семьи 6
1.2. Особенности развития личности подростка 11
Глава 2. Исследование влияния семьи на развитие личности подростка 24
2.1. Методика диагностики 24
2.2. Процедура и результаты исследования 28
Заключение 34
Литература 37
Приложение 39

Работа содержит 1 файл

семья как фактор формирования личности подростка.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

В  данном  исследовании был   изучен  такой  фактор  развития  личности  подростка,  как  семья.

Анализ  научной   литературы  показал, что во влиянии семьи  на  личность подростка прослеживаются противоречивые  тенденции. С  одной  стороны, подросток  старается дистанцироваться  от  семьи; гораздо более важным для  него кажется общение   со сверстниками;  именно   сверстники,  а не  родители, зачастую  становятся   для  подростков  эталонами поведения.  Тем не менее, роль семьи в процессе развития личности подростка значительна: от социального положения семьи, способа взаимодействия родителей и подростков, уровня нравственного развития всех членов семьи зависит развитие личности подростка

Диагностика уровня  социоморальной  рефлексии  подростков показала, что уровень личностного развития, социоморальной рефлексии подростков детерминирован семейными отношениями. Если в семье подростка культивируется физическая сила, то он будет сам всего добиваться физической силой, а если и избегать каких-то противоправных действий – то только из страха наказания. Если подростка рассматривают как «кумира» в семье и в школе, то он будет скорее ощущать вседозволенность, чем ответственность за свои поступки, и его действиями будет руководить скорее расчет, чем чувство долга и любовь к ближнему. Если же подросток встречает по отношению к себе дома разумное сочетание строгости и любви, то, вероятнее всего, у него сложатся адекватные представления о долге, об ответственности, о свободе, о взаимопомощи и т. д.

Таким  образом,  результаты  диагностики  подтвердили,  что  семья оказывает  значительное  влияние  на  развитие  личности  подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998.

2. Адлер А. Как управлять  стремлением к превосходству  //Адлер А. Воспитание детей.  Взаимодействие полов /Пер. с  англ. Ростов/н/Д, 1998.

3. Арсеньев А.С. Подросток  глазами философа. Алматы, 1996.

4. Бронфенбреннер У. Два мира детства: дети в США и СССР. М., 1976.

5. Выготский Л.С. Развитие  личности и мировоззрения ребенка.  Психология личности: Тексты /Под  ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея.  М., 1982.

6. Выготский Л.С. Педология  подростка. М.; Л., 1931.

7. Кле М. Психология  подростка. // Фролов Ю.И. Психология  подростка. Хрестоматия. М., 2000

8. Леванова Е.А. Готовясь  работать с подростками. М., 1992.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

10. Мудрик А.В. Введение  в социальную педагогику. М., 1997.

11. Мухина В.С. Возрастная  психология. М., 1997.

12. Мухина В.С. К проблеме  социального развития ребенка  //Психологический журнал. 1980 Т. 1., №  5.

13. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2002

14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1992.

15. Рубинштейн С.Л. Онтология человеческой жизни // Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976.

16. Силяева Е. Г Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /., ред. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 192 с.

17. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.

18. Хвостов А.А. Диагностика индивидуальной морали: проблемы и перспективы // Развитие личности. - 1998. - № 3-4. - С. 62-82.

19. Шевцова С.В. Психология семьи как предмет научного анализа // Инновации в образовании. - 2004. - №4 с.79-82.

20. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.М., 2002.

21. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4.

22. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967.

23. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Диагностика социоморальной рефлексии подростка

1. Подумайте о том,  как Вы давали обещание своему  другу. Насколько для людей  важно, если они могут, держать  слово перед друзьями?

2. Что Вы думаете  по поводу выполнения обещаний  перед любым человеком? Насколько  для людей важно, если они  могут, выполнять обещания даже перед кем-то малознакомым (почти незнакомым)?

3. Насколько для человека  важно прощать того, кто причинил  ему какой-либо вред?

4. Если говорить в  целом, насколько для людей  важно говорить правду?

5. Подумайте о том,  как Вы помогали Вашей матери или отцу. Насколько для детей важно помогать своим родителям?

6. Допустим, Ваш друг  нуждается в помощи и может  даже умереть, и Вы - единственный, кто может его спасти. Насколько  для человека важно (без риска  для собственной жизни) спасти  жизнь друга?

7. Что Вы думаете  о спасении жизни любого человека? Насколько важно для человека (без потери собственной жизни)  спасти жизнь незнакомца?

8. Насколько для человека  важно жить, даже если он этого  не хочет?

9. Насколько для людей  важно не брать вещи, принадлежащие другим людям?

10. Насколько для людей  важно подчиняться закону?

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Семья как фактор формирования личности подростка