Семья как фактор формирования личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить роль семьи в развитии личности подростка.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность семьи.
2. Охарактеризовать особенности развития личности подростка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения роли семьи в развитии личности подростка 6
1.1 Понятие и сущность семьи 6
1.2. Особенности развития личности подростка 11
Глава 2. Исследование влияния семьи на развитие личности подростка 24
2.1. Методика диагностики 24
2.2. Процедура и результаты исследования 28
Заключение 34
Литература 37
Приложение 39

Работа содержит 1 файл

семья как фактор формирования личности подростка.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Диктат проявляется  в систематическом подавлении родителями самостоятельности у ребенка, и  чувства достоинства личности ребенка. Такое воздействие со стороны родителей формирует в ребенке такие качества как лицемерие, ненависть, жестокость. Средство воздействия на личность ребенка: приказ насилие как физическое, так и психическое. Влияние семьи на развитие личности в такой семье отрицательное [17 с.49].

Опекой в семье называется система межличностных отношений  родителей и ребенка, когда родители удовлетворяют все потребности  ребенка, ограждая его от любых жизненных  трудностей, перекладывая их на себя. При такой тактике воспитания вопрос об гармоничном формировании личности отходит на второй план. Родители мешают социализации ребенка, такой человек не самостоятелен, пассивен в отношениях с окружающими.

Специалисты выделяют гипоопеку, при которой безразличное отношение родителей сочетается с отсутствием контроля над ребенком, такие дети предоставлены сами себе, им не прививают уважение к общечеловеческим ценностям, зачастую у таких детей формируются следующие качества личности: эгоистичность, циничность. Пассивность родителей в вопросе воспитания ребенка влечет формирование асоциальных качеств личности [17 с.53].

Сотрудничество как  тип взаимоотношений в семье  выражается в гармоничном взаимодействии всех членов семьи, перед которыми стоят  общие цели и задачи совместной деятельности. При такой тактике родительского поведения возможно преодоление эгоистический индивидуализм ребенка, воспитывается коллективизм. Дети, которые имеют опыт взаимодействия в семье легко адаптируются к новым условиям, они легче добиваются поставленных целей, так как имеют поддержку со стороны родителей [24 с. 19].

Таким образом, все теоретические  исследования влияния семьи на развитие личности отмечают важность данного  фактора для формирования личности не только ребенка, но и его родственников, родителей. На данном этапе исследования, начинается новый этап - практическое исследование с целью подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу нашего исследования [24 с.34].

1.2. Особенности  развития личности  подростка

 

 

Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: “переходный”, “трудный”, “критический” в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

Переход от детства к  взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между им и взрослым нет  никакой разницы. Он начинает требовать  от окружающих, не считать его маленьким. Ребенок понимает, что у него тоже есть права. Новообразование этого возраста – ребенок ставит себя наравне с взрослыми. У него еще нет ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть огромное желание в признании его среди взрослых.

Психологические особенности  подросткового возраста получили название “подросткового комплекса”. Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики.

Психологом М. Кле были выделены основные зоны развития и  задачи развития в подростковом возрасте:

- Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело ребенка претерпевает значительные изменения (увеличение массы тела, скачки в росте, половое созревание, активизация желез внутренней секреции). Поскольку эндокринная и нервная система функционально связаны между собой, подростковый возраст характеризуется, с одной стороны, бурным подъемом энергии, а с другой – повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. В подростковом возрасте утрачивается существовавший в детстве баланс в деятельности эндокринной и нервной систем, а новый еще только устанавливается. Эта перестройка сказывается на внутренних состояниях, реакциях, настроениях подростка и часто является основой его общей неуравновешенности, раздражительности, взрывчатости, возбужденности, двигательной активности, периодической апатии, вялости. Интенсивные изменения в организме подростка определяют две основные задачи внутреннего развития: необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской «родовой» идентичности.

- Когнитивное развитие. В этой зоне подростковый возраст характеризуется двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы.

- Преобразования социализации,  которые идут по двум направлениям: освобождение от родительской опеки и постепенное вхождение в группу сверстников.

- Становление идентичности, которое включает в себя следующие  основные составляющие:

1. Осознание временной  протяженности собственного «Я»,  включающей детское прошлое и  определяющей проекцию себя в будущем.

2. Осознание себя как  отличного от интериоризированных  родительских образов.

3. Осуществление системы  выборов, которые обеспечивают  цельность личности (половая поляризация,  выбор профессии, идеологические  установки) [10, 133].

В отечественной психологии существует понятие «чувство взрослости», которое считается центральным новообразованием подросткового  возраста. Чувство взрослости – это представление о себе как уже не ребенке, стремление быть и считаться взрослым.  Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания – стержневая особенность личности, ее структурный центр, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и обязательно — новые выражения. Девочка начинает сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Чувство взрослости — особая форма самосознания и появляется в желании, чтобы все относились к нему как к взрослому. Что проявляется в претензиях на равноправие в отношениях со старшими. Кроме того, чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками и учебы. В последнем случае отвергается контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий, но и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Итак, чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет у него формируется « Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Примерно в 11-12 лет у подростков возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир и хочет понять, какой есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и близкие взрослые. Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны. Это и «Физическое Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют пласт «Я-концепции» — «Реальное Я».

«Я-концепция» включает в себя «Я – идеальное». При высоком  уровне притязаний и недостаточном  осознании своих возможностей «идеальное Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.

Наряду с чувством взрослости возникает такое явление, как кризис взрослости, который проявляется  одновременно в двух направлениях:

- Подражание внешним  признакам взрослости (курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, взрослая мода в одежде и прическах, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживаний и т. п.)

- Сохранение у взрослого  отношения к подростку как  к ребенку, расхождение представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности последнего.

Становление характера  в подростковом возрасте также имеет  ряд специфических особенностей. В периоде становления характера  его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет ученым  говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [7, 83].

Акцентуации характера  — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты  характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная  уязвимость в отношении определенного  рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Наибольшую популярность определения акцентуации характера  в подростковом возрасте получила классификация  Шмишека.

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувст­вительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.

При эндогенных психозах некоторые типы акцентуаций, видимо, также могут играть роль предрасполагающего или повышающего риск заболевания фактора (шизоидная и сенситивная акцентуации в отношении вялотекущей шизофрении, циклоидная—в отношении маниакально-депрессивного и шизоаффективного психозов).

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта  степень акцентуации относится  к крайним вариантам нормы. Она  отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериаcентально-патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении. особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к “месту наименьшего сопротивления”. Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить па характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Информация о работе Семья как фактор формирования личности подростка