Семья как фактор формирования личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить роль семьи в развитии личности подростка.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность семьи.
2. Охарактеризовать особенности развития личности подростка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения роли семьи в развитии личности подростка 6
1.1 Понятие и сущность семьи 6
1.2. Особенности развития личности подростка 11
Глава 2. Исследование влияния семьи на развитие личности подростка 24
2.1. Методика диагностики 24
2.2. Процедура и результаты исследования 28
Заключение 34
Литература 37
Приложение 39

Работа содержит 1 файл

семья как фактор формирования личности подростка.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Продолжающаяся когнитивная  децентрация посредством возможности  социального принятия ролей приводит к более зрелому уровню социоморальной рефлексии. Зрелый моральный мыслитель "проникает" сквозь внешние или поверхностные соображения чтобы делать выводы на основе межличностных отношений (Стадия 3) или общества (Стадия 4).

Мыслитель на Стадии 3 переходит прагматику инструментальных предпочтений и обменов чтобы построить внутренние взаимности или межличностные ожидания просоциальных чувств, заботы и поведения.

Переходные фазы обычно не дают повода для отдельного рассмотрения, поскольку их содержательные категории - смесь аспектов смежных стадий. Например, во время перехода от Стадии 3 к Стадии 4 юноши и взрослые обычно демонстрируют в моральных рассуждениях внимание к тому, что выходит за рамки особых межличностных отношений, но это еще не явно относится к функциональным требованиям социальной системы. Однако некоторые индивиды в движении от Стадии 3 к Стадии 4 демонстрируют явный тип промежуточного мышления - Релятивизм личностных ценностей (РЛЦ) - предположение, что, например, важность сдерживать обещания "зависит от морали человека". Переход 3/4 РЛЦ начинается со Стадии 3; обоснования относятся к намерениям или чувствам. Ориентация РЛЦ выходит за Стадию 3, однако из-за относительности субъективно защищенных намерений или чувств как ценностей, которых субъект честно придерживается, не может оспариваться или объявляться недействительной другими. Здесь обычно сильно подчеркивается "приверженность собственным ценностям" или "следование своим собственным суждениям". Индивиды, доводящие этот акцент до крайности, могут прийти к пониманию анархических последствий и размышляют о необходимости установления общепринятых стандартов для выживания и нормального функционирования общества (т.е. к конструкции Стадии 4). Хотя переходные стадии по определению нестабильны, предполагается, что Переход 3/4 РЛЦ может оставаться функционально стабильным в социоморальной рефлексии человека неограниченный период времени, особенно благодаря той культурной поддержке, которую он получает из популярной идеологии западных обществ.

Как указывалось ранее, зрелость в межличностной сфере, достигнутая на Стадии 3, переходит  и на сложную социальную систему  на Стадии 4. Моральная ценность рассматривается  как требование для (а не от) общества или одного из его институтов. Моральные нормы обосновываются апелляцией к основным правам или ценностям, применимых к любому жизнеспособному обществу. Приверженность моральным нормам предполагается как ответственность, обязанность, или соглашение, которое субъект принял или должен принять.

 

2.2. Процедура и  результаты исследования

 

Чтобы достичь цели своего исследования - выявить совокупность факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на личность подростка –  мы разбили свою работу на несколько  этапов:

    1. Изучение биографий испытуемых.
    2. Анализ (при необходимости) особенностей их физического развития.
    3. Изучение семейного положения, особенностей взаимоотношений в  семьях испытуемых.
    4. Окружения, их положения в коллективе сверстников
    5. Качественный анализ ответов испытуемых.

         В роли испытуемых выступали три подростка – учащиеся 7 класса школы № 38. Ниже приведен анализ результатов испытания по всем трем испытуемым.

Артем Я.  Третий (младший) ребенок в семье. Мать – работник РЖД, отец – водитель. Поскольку  мать, в связи со своей работой, много времени проводит вне дома, воспитанием сыновей всегда занимался отец. В настоящее время старший брат проходит службу в армии, средний – учится в ПТУ. В семье главным методом воспитания всегда были физические наказания. Артем с раннего детства испытывает жесткий физический и психологический прессинг со стороны отца и младших братьев. Артем пошел в школу с 8 лет, т. к. в 7 лет его признали не готовым к обучению в школе. В классе он на голову выше всех мальчиков, и давно признан «самым сильным в школе» - так считают даже старшеклассники. Одноклассники боятся и не любят Артема, т. к. все конфликты он привык решать при помощи физической силы. Артем – слабоуспевающий ученик. Дерзок, груб, угрюм и молчалив. Настоящих друзей у него нет, но есть те, кто преклоняется перед его силой и готов из страха выполнить любую его просьбу.

Проанализируем ответы Артема.

    1. Всегда выполняю обещания, данные другу.
    2. Для малознакомых или вообще незнакомых людей ничего не обязан делать.
    3. Я лично никогда не прощу.
    4. Иногда бывают ситуации, когда правда может только навредить.
    5. Приходится помогать, хочешь ты этого или нет. Иначе накажут.
    6. Спасти жизнь друга – это святое дело, даже с риском для собственной жизни.
    7. Люди слишком злы и эгоистичны, чтобы делать для них добро и тем более рисковать  жизнью.
    8. Думаю, человек сам выбирает, жить ему или умереть.
    9. Это мало кого волнует: чаще всего человек берет чужую вещь и даже не получает за это наказания.
    10. Это важно, чтобы не сесть в тюрьму.

Ответы показывают, что  в сознании Артема присутствует мораль одностороннего авторитета, особенно авторитета физически сильных людей. Описание Ж. Пиаже этой морали как "гетерономной" (буквально "правила от других") предполагает внешний и ориентированный на авторитет характер морали. Хотя Артем иногда может видеть различные перспективы, он плохо различает координацию этих перспектив: следовательно, принятие перспектив односторонне и часто выражается в абсолютных терминах ("всегда" или "никогда"). Один из ведущих мотивов, побуждающих Артема к деятельности – страх наказания (ответы 5 и 10), что обуслвлено стилем взаимоотношений в семье и методами воспитания, которые применяют родители в отношении сына.

Женя С. Единственный, долгожданный ребенок в семье. Отец – предприниматель, мать не работает, занимается воспитанием дочери. Семья очень обеспеченная и живет по принципу «все для ребенка». Женя очень красива, хорошо сложена. Пользуется популярностью среди мальчиков и явным авторитетом среди девочек. Хорошо учится, занимается танцами и рисованием. Между тем очень эгоистична, капризна и избалованна, любит, чтобы все было так, как она хочет. Рассмотрим Ответы Жени.

1. Это очень важно  – ведь друг при случае тоже  выполнит свое обещание.

2. Если ты видишь, что  человек порядочный, стоит выполнить  свое обещание. А если он сам  нарушает данное слово, его можно и проучить.

3. Надо прощать, но  если вред значительный, то человек  должен так или иначе понести  ответственность.

4. Важно говорить правду, потому что тайное всегда становится  явным.

5. Думаю, надо помогать  родителям, иначе они отвернутся от тебя, и ты не сможешь этого пережить.

6. Нужно спасти друга,  и он отплатит тебе тем же.

7. Я бы спасла, только  без риска для собственной  жизни. ведь она у меня одна.

8. В любом случае  надо жить, ведь родители моей  смерти не переживут.

9. Я никогда не возьму чужую вещь – это ниже моего достоинства. Я лучше приобрету свою такую же, и даже лучше.

10. Важно подчиняться  закону, потому что неподчинение  грозит наказанием.

Ответы Жени показывают, что она – глубоко эгоцентричный  человек. Все ситуации, даже те, в которых речь идет о людях вообще, переносит на себя. Мораль Жени – рационалистична: другу и родителям она готова помогать (т. к. может получить что-то от них взамен),  а насчет незнакомых людей сомневается. Таким образом, мораль Жени – незрелая и поверхностная. Это обусловлено недостатками воспитания  в семье: девочке все разрешено, любые ее требования выполняются, ее проступки остаются безнаказанными.

Ксения И. Старший ребенок  в семье, имеет сестру (10 лет) и  брата (7 лет). Родители много внимания уделяют воспитанию детей, относятся к ним с любовью. Детей воспитывают строго, но без грубости, жестокости и применения физической силы. Ксения, как старшая, имеет много обязанностей по дому. Девочка мала ростом, худа, некрасива. Не пользуется популярностью среди одноклассников, имеет всего одну подругу, но внешне не проявляет переживаний по этому поводу. Очень спокойна и уравновешена. Хорошо учится, начитанна, очень целеустремленна. Мечтает стать врачом, чтобы  продолжить дело своих родителей.

1. Это очень важно. Ведь для друга данное тобой обещание имеет очень большое значение. Он ждет и надеется, когда ты выполнишь его просьбу.

2. Это тоже важно,  ведь любой незнакомец – это  тоже живой человек, а значит, нуждается в человеческой поддержке  и участии.

3. Надо прощать, иначе затаишь злобу на другого человека, и это будет хуже для тебя самого.

4. Если говоришь неправду  – ты не столько вводишь  в заблуждение других людей,  сколько унижаешь самого себя.

5. Важно помогать родителям,  ведь это люди, которые дали  нам жизнь, окружили нас любовью и заботой. Мы должны быть им благодарны и по мере сил помогать им.

6. В таком случае  нужно бросить все дела, забыть  о любой опасности для себя  и помогать другу.

7. Жизнь любого человека  – это величайшая  ценность, и  спасти ее, если она в опасности – это долг каждого.

8. Важно жить, потому  что жизнь – это бесценный  дар и великая радость. Надо  просто стать выше своих неприятностей  и проблем и вспомнить об  этом.

9. Брать чужие вещи  – это низко и подло. Если  у тебя нет какой-то вещи, нужно выкинуть это из головы и довольствоваться тем, что у тебя есть.

10. Законопослушность  – это черта всех порядочных  людей. Без нее вряд ли добьешься  чего-то в жизни. Скорее, встанешь  на какой-то запретный путь  и навлечешь на себя беду.

Ответы Ксении – наиболее зрелые из всех опрошенных. Например, она воспринимает закон как некую данность, а помощь родителям – как свой долг. Ее гипотетическими действиями руководит забота, ответственность, любовь к ближнему. Она как бы "проникает" сквозь внешние или поверхностные соображения чтобы делать выводы на основе межличностных отношений.

Наше исследование показало, что уровень личностного развития, социоморальной рефлексии подростков детерминирован семейными  отношениями. Если в семье подростка культивируется физическая сила, то он будет сам всего добиваться физической силой, а если и избегать каких-то противоправных действий – то только из страха наказания. Если подростка рассматривают как «кумира» в семье и в школе, то он будет скорее ощущать вседозволенность, чем ответственность за свои поступки, и его действиями будет руководить скорее расчет, чем чувство долга и любовь к ближнему. Если же подросток встречает по отношению к себе дома разумное сочетание строгости и любви, то, вероятнее всего, у него сложатся адекватные представления о долге, об ответственности, о свободе, о взаимопомощи и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Итак, основа личности закладываются в раннем детстве, но наиболее значимые новообразования личности появляются именно в подростковом возрасте при непосредственном влиянии семьи, которое может быть положительным и отрицательным. Влияние семьи на развитие личности разнообразно в зависимости от стиля взаимодействия, индивидуальных качеств членов семьи в зависимости от этого происходит и развитие личности подростка.

В  целом, развитие личности подростка определяется целой  совокупностью  факторов: социальными условиями; внутренней позицией подростка; особенностями  динамики подросткового онтогенеза

-  пубертатное развитие;

- когнитивное развитие: появление абстрактного мышления;

- социализация подростка:  стремление освободиться от родительской  опеки, большая потребность в  общении со сверстниками;

- становление идентичности.

Развитие личности подростка  во многом определяется основным новообразованием подросткового возраста – чувством взрослости – отношением  подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком.

В подростковом возрасте происходит новый этап развития «Я-концепции»: представлений о собственной  внешней привлекательности, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах («реального «Я»). Формируется также образ идеального «Я».

В развитии характера  подростка основным новообразованием являются акцентуации характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В подростковом возрасте происходит также быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Проведенная нами диагностика социоморальной рефлексии подростка позволила выявить первостепенные факторы, влияющие на становление характера подростка, его системы ценностей, его отношения к себе и другим. К этим факторам относятся:

- взаимоотношения между  членами семьи подростка, отношение  к нему родителей;

- взаимоотношение подростка  с коллективом сверстников;

- круг общения подростка;

- взаимоотношения подростка с учителями и другими взрослыми, которые составляют ближайший круг его общения.

Информация о работе Семья как фактор формирования личности подростка