Семья как фактор формирования личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить роль семьи в развитии личности подростка.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность семьи.
2. Охарактеризовать особенности развития личности подростка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения роли семьи в развитии личности подростка 6
1.1 Понятие и сущность семьи 6
1.2. Особенности развития личности подростка 11
Глава 2. Исследование влияния семьи на развитие личности подростка 24
2.1. Методика диагностики 24
2.2. Процедура и результаты исследования 28
Заключение 34
Литература 37
Приложение 39

Работа содержит 1 файл

семья как фактор формирования личности подростка.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Следует отметить, что если во время  не начать психокоррекционную деятельность, направленную на коррекцию акцентуаций  характера подростка, то на этом фоне может возникнуть психопатия, которую  корректировать в подростковом возрасте уже очень трудно.

Подростковый период обычно протекает трудно и для  ребёнка, и для близких ему  взрослых. С одной стороны, показательны негативные проявления подростка, дисгармоничность в строении личности, свертывание  прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и положительными факторами — возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т. д.

Большую роль в развитии самосознания подростка играют суждения других — оценка его личности и поведения родителями, учителями, мнение о нем со стороны ученического коллектива, которое особенно высоко ценится подростком. Младший подросток как бы смотрит на себя глазами окружающих, его суждения о себе самом по сути дела повторяют высказывания о нем родителей, учителей, товарищей. С возрастом, кроме этого, появляется и крепнет тенденция самостоятельно проанализировать и оценить собственную личность, исходя из результатов своего поведения и деятельности. Как показали исследования А. П. Гуркиной, не все качества личности осознаются подростком (в других людях и в себе самом) в равной мере. Прежде всего, начинают осознаваться качества, связанные с выполнением ведущей деятельности - учения, такие, как трудолюбие, усидчивость, внимательность, прилежание, настойчивость и т. д. Затем начинают осознаваться качества, выражающие отношение к другим людям (упрямство, чуткость, сдержанность, чувство товарищества), еще позже — качества, выражающие отношение к собственной личности (скромность, самокритичность; зазнайство), и, наконец – самые сложные качества, характеризующие многосторонние отношения личности (чувство долга, принципиальность, чувство чести, целеустремленность). Таким образом, на протяжении подросткового возраста происходит в определенной последовательности расширение круга осознаваемых качеств личности [2,  189].

Подросток обладает сильными потребностями в самостоятельности  и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в  стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях — неучебных занятиях. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на внеучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Если же друг, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. Для подростков характерна также потребность в стихийно-групповом общении. По мнению Д.И. Фельдштейна, данное обстоятельство связано с тем, что если потребность подростка в интимно-личном общении в основном удовлетворяется, то его потребность в социально-ориентированной форме в 38,5% случаев остается неудовлетворенной, обусловливая преобладание стихийно-группового общения.

Еще одна значимая сфера отношений подростков — отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено, а мнение сверстников наиболее важно в вопросах отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка — он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения.

В концепции Д. Б. Эльконина  подростковый возраст, как всякий новый  период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей  деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

-  Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

-  Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).

-  Подросток начинает вести дневник. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения [7, 189].

Все перечисленное свидетельствует  об обращении подростка к самому себе. Во всех симптомах просматривается  вопрос "Кто я?" Однако, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, самоизменение возникает  и начинает осознаваться сначала  психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот на себя еще более интимным. Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. Они многообразны: подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют "низкой культурой досуга", при этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.

Таким образом, классические и современные психологические  подходы к пониманию подросткового  возраста описаны в терминах кризисности, переломности и реконструкций. Структура  кризисного подросткового периода  заключается в том, что в этот период подростки обнажают «явления» границы реальной и идеальной форм - как его видят другие, и как он сам определяет свою целостности и ценность, в чем его самобытность существования в мире. Потому так понятным становиться мотивация «эгоцентрическая доминанта» — по Л. С. Выготскому, подростка к собственной личности.

Рефлексия в подростковом возрасте — это анализ подростком собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. А  также это попытка отразить происшедшее  с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?»

Можно сказать, что появление  рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую  деятельность. Это новообразование  является третьим уровнем самоорганизации: наряду с первичными условиями, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление). Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми.

Таким образом, личность подростка развивается под влиянием целой совокупности факторов, как биологических, так и   социальных. Рассматривая  семью  как фактор  развития личности подростка, можно отметить  противоречивые  тенденции. С  одной  стороны, подросток  старается дистанцироваться  от  семьи; гораздо более важным для  него кажется общение   со сверстниками;  именно   сверстники,  а не  родители, зачастую  становятся   для  подростков  эталонами поведения. Тем не менее, роль семьи в процессе развития личности подростка значительна: от социального положения семьи, способа взаимодействия родителей и подростков, уровня нравственного развития всех членов семьи зависит развитие личности подростка в [14, 237 - 248].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование влияния  семьи  на  развитие личности   подростка

2.1. Методика   диагностики

 

В экспериментальной  части мы попытались установить взаимозависимость между особенностям психологического климата в  семьях подростков и их личностным развитием, используя методику диагностики социоморальной рефлексии подростков (см. Приложение). Данная диагностика представляет собой "продуктивную" методику диагностики; испытуемые самостоятельно формулируют обоснование своих действий и отношений. Испытуемые письменно отвечают на 11 вопросов. Ответы по каждому "почему" относятся к определенному уровню морального суждения. После обработки всех ответов вычисляется общий результат, представляющий уровень развития моральных суждений. [20, 145]

Методика в целом  построена на теории Л. Кольберга, который  выделял шесть стадий в развитии моральных суждений в терминах трех уровней развития: пре-конвенциональный, конвенциональный и пост-конвенциональный. Исходя из некоторых сочинений начала ХХ века он охарактеризовал первые две стадии как пре-конвенциональные (предшествующие пониманию и принятию социальных конвенций); Стадии 3 и 4 были обозначены как конвенциональные, "соглашающиеся и поддерживающие правила и ожидания конвенций общества или авторитета только потому, что это правила и ожидания, или конвенции, общества"; Стадии 5 и 6 - как пост-конвенциональные, "основанные на формулировании и принятии общих моральных принципов, лежащих в основе этих правил". Пост-конвенциональный уровень считается зрелым не только из-за осознания базовых моральных принципов, но и поскольку моральные принципы "выбираются самостоятельно" и не зависят от социального одобрения или неодобрения.

В целом, Л. Колберг утверждал, что моральное развитие представляет собой по меньшей мере часть "естественного" конструктивного процесса, отличного от процессов интернализации. Более того, Л. Колберг утверждал, что в результате этого когнитивного процесса может быть идентифицирован кросс-культурный стандарт последовательности стадий морального развития и зрелости. Точка зрения авторов методики  согласуется и в реальности базируется на этих двух общих положениях относительно морального развития и зрелости. Тем не менее, предполагается и определенная ревизия заявлений Л. Колберга, а именно: а/ его смешение конструирования с интернализацией в процессе "естественного" морального развития; б/ некорректное представление зрелости моральных суждений.

"Ревизия" концепции  Л. Колберга

Л. Колберг явно предполагал, что зрелость моральных суждений проявляется на пост-конвенциональном уровне (Стадии 5 и 6). Д. Джиббсс соавторами  наоборот, утверждают, что пост-конвенциональный или так называемый "принципиальный" уровень не следует рассматривать как исключительный "кладезь" зрелости моральных суждений, и даже как звено в стандартной последовательности стадий. Они предлагают отказаться от самих терминов пре-конвенциональный, конвенциональный и пост-конвенциональный для действительного осознания зрелости моральных суждений. Стадии 3 и 4 уже представляют собой зрелое моральное рассуждение. Эта точка зрения отстаивается авторами на основе критики Стадий 5 и 6 Л. Колберга.

В качестве доказательства приводятся изменяющиеся критерии Л. Колберга для определения пост-конвенциональных моральных суждений. В период своего лонгитьюдного эксперимента в 60-е годы Л. Колберг обнаружил, что некоторые учащиеся старших классов, отнесенные к Стадии 5 или 6, став студентами получили при повторном тесте оценку на уровне Стадии 2. Это открытие поставило теоретическую проблему: если оценки были верными, если мышление этих школьников действительно было пост-конвенциональным, тогда у примерно 20% выборки моральные суждения явно регрессировали. Такая регрессия явно подрывает один из основных постулатов теории Л. Колберга, а именно, понятие о инвариантной последовательности стадий: прогресс последователен и "правилен". А. Анастази так же говорит о том, что данные по такой инвариантности скудны и весьма проблематичны.

Дж. Джиббс с соавторами предлагают только два уровня развития - незрелый (Стадии 1 и 2) и зрелый (Стадии 3 и 4); деление осуществляется по уровню социоморальных обоснований. Эти те основания, которые кто-то дает решениям или ценностям (сдерживать обещания, говорить правду, помогать друзьям, спасать жизнь, не красть и т.д.), относящихся к "добродетельному" и честному поведению. Авторы предпочитают "социоморальный" "моральному", поскольку неприкрытый "моральный" у многих людей изобилует приводящими к заблуждению личностными коннотациями. Впрочем, в подходе Пиаже-Кольберга "мораль" также неразрывно и тесно связана с социальными взаимодействиями.

Таким образом, конкретная социоморальная стадия главным образом  относится к характеру или "структуре" обоснований человеком прескриптивных отношений и взаимодействий между людьми.

Стадии социоморального  развития

Стадии 1 и 2 относительно конкретны или поверхностны, путают мораль с физической силой (Стадия 1) или прагматическими вопросами (Стадия 2).

Социоморальное обоснование на Стадии 1 представляет мораль одностороннего авторитета, особенно авторитета физически сильных людей. Описание Ж. Пиаже этой морали как "гетерономной" (буквально "правила от других") предполагает внешний и ориентированный на авторитет характер морали. Хотя мыслитель на Стадии 1 иногда может видеть различные перспективы, он плохо различает координацию этих перспектив: следовательно, принятие перспектив односторонне и часто выражается в абсолютных терминах ("всегда" или "никогда").

Односторонняя гетерономия Стадии 1 продолжается на Стадии 2 "автономной" моралью социальных взаимодействий. Другими словами, социоморальные обоснования теперь отражают мораль, которая исходит не из явных проявлений типа физической силы, а из перспектив, выводимых из отношений с другими. Соответственно, Стадия 2 представляет собой более "рациональную" мораль, чем Стадия 1. С другой стороны, "рациональность" мышления Стадии 2 особенно узка в социальной этике, к которой относятся как к практическим отношениям или обмену (сравните "взаимность как факт" Ж. Пиаже). Кто-то делает одолжение другу, поскольку тот может вернуть услугу. Таким образом, мораль Стадии 2 все еще остается внешней и поверхностной.

Информация о работе Семья как фактор формирования личности подростка