Семейные и полоролевые установки у подростков как условие социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить специфику формирования и развития семейных и полоролевых установок у подростков в процессе социализации.

В соответствии с указанной целью и гипотезой исследования определились следующие его задачи: 1.Провести анализ теоретических аспектов проблемы формирования и разви-тия семейных и полоролевых представлений в подростковом возрасте. 2.Раскрыть содержание понятия полоролевой социализации подростков. 3.Определить содержание и выявить структуру полоролевых и семейных уста-новок у подростков в процессе социализации. 4.Изучить влияние полоролевой идентичности (показатель гендерной социа-лизации) на общение подростков в группе сверстников (показатель процесса социализации в целом).

Содержание

Введение. 2
Глава I. Теоретическая часть исследования.
1.1.Общая характеристика подросткового возраста. 7
1.2.Гендерная социализация подростков. 10
1.3.Гендерные установки. 16
1.4.Формирование семейных и полоролевых установок у подростков. 18
Глава II. Практическая часть исследования. Исследование особенностей гендер-ной социализации и влияния гендера на структуру общения подростков в груп-пе сверстников.
2.1.База исследования и методы. 23
2.2.Результаты исследования. 24
2.3.Анализ результатов исследования. 26
Заключение. 30
Список использованной литературы. 35
Приложение. 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 289.00 Кб (Скачать)
  • Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитать общее количество «А»  и «B» ответов.

  • Высокий уровень лидерства А = 7-10 баллов.
  • Средний уровень лидерства А = 4-6 баллов.
  • Низкий уровень лидерства А = 1-3 балла.

Преобладание ответов «B» свидетельствует об очень низком или деструктив-ном лидерстве.

6.Методика "Маскулинность-фемининность"  С. Бем.

Текст опросника:

  1. Верящий в себя
  2. Умеющий уступать
  3. Способный помочь
  4. Склонный защищать свои взгляды
  5. Жизнерадостный
  6. Угрюмый
  7. Независимый
  8. Застенчивый
  9. Совестливый
  10. Атлетический
  11. Нежный
  12. Театральный
  13. Напористый
  14. Падкий на лесть
  15. Удачливый
  16. Сильная личность
  17. Преданный
  18. Непредсказуемый
  19. Сильный
  20. Женственный
  21. Надежный
  22. Аналитичный
  23. Умеющий сочувствовать
  24. Ревнивый
  25. Способный к лидерству
  26. Заботящийся о людях
  27. Прямой, правдивый
  28. Склонный к риску
  29. Понимающий других
  30. Скрытный
  31. Быстрый в принятии решений
  32. Сострадающий
  33. Искренний
  34. Полагающийся только на себя (самодостаточный)
  35. Способный утешить
  36. Тщеславный
  37. Властность
  38. Имеющий тихий голос
  39. Привлекательный
  40. Мужественный
  41. Теплый, сердечный
  42. Торжественный, важный
  43. Имеющий собственную позицию
  44. Мягкий
  45. Умеющий дружить
  46. Агрессивный
  47. Доверчивый
  48. Малорезультативный
  49. Склонный вести за собой
  50. Инфантильный
  51. Адаптивный, приспособляющийся
  52. Индивидуалист
  53. Не любящий ругательств
  54. Не систематичный
  55. Имеющий дух соревнования
  56. Любящий детей
  57. Тактичный
  58. Амбициозный, честолюбивый
  59. Спокойный
  60. Традиционный, подверженный условностям                                      Обработка и интерпретация результатов                                                                  Ключ
  • маскулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43,

 46, 49, 52, 55, 58

  • фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем опреде-ляются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами. F = (сумма баллов по фемининности): 20 М = (сумма баллов по маскулинности): 20

Основной индекс IS определяется так:

 

Если величина индекса IS заключена  в пределах от -1 до +1, то делают заключе-ние  об андрогинности.

Если индекс IS меньше -1, то делается заключение о маскулинности. А если

 индекс IS больше +1 - о фемининности.

При этом, в случае когда IS меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маску-линности.

А если IS больше +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.

7.Методика «Оценка отношений подростка с классом».

Анкета 

1.Лучшими партнерами в группе  я считаю тех, кто:

А – знает больше, чем я;

Б – все вопросы стремится  решать сообща;

В – не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются  те, которые: 

А – используют индивидуальный подход;

Б – создают условия для помощи со стороны других;

В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться. 3. Я рад, когда мои друзья:

А – знают больше, чем я, и  могут мне помочь;

Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В – помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А – некому помогать;

Б – не мешают при выполнении задачи;

В – остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А – я могу получить помощь и  поддержку со стороны других;

Б – мои усилия достаточно вознаграждены;                                                                    В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.                                                        

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А – каждый заинтересован в улучшении  результатов всех;

Б – каждый занят своим делом  и не мешает другим;

В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых  плохих таких преподавателей, которые: 

А – создают дух соперничества  между учениками,

Б – не уделяют им достаточного внимания,

В – не создают условия для  того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А – возможность работы, когда  тебе никто не мешает;

Б – возможность получения новой  информации от других людей;

В – возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться:

А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б – в подготовке приспособленных  к самостоятельной жизни людей;

В – в подготовке людей, умеющих  извлекать помощь от общения с  другими

 людьми.

10. Если перед группой стоит  какая-то проблема, то я: 

А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В – стремлюсь внести свой вклад  в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель: 

А – имел ко мне индивидуальный подход;

Б – создавал условия для получения  мной помощи со стороны других;

В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда: 

А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б – чувствуешь себя ненужным в группе;

В – тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;                                     Б – общий успех, в котором  есть и моя заслуга;

В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

А – работать в коллективе, в  котором применяются основные приемы и методы совместной работы,

Б – работать индивидуально с  преподавателем, В – работать со сведущими в данной области людьми.

Инструкция испытуемым: «Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначен-ные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наи-более точно выражает вашу точку зрения. Помните, что "плохих" или "хоро-

ших" ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран толь-ко один ответ».

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» – «П», «коллективистический» – «К». Результаты каждого испытуемого записыва-ются в виде многочлена: a И + b П + c К, где a - количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, b – «прагматичес-кому», c – «коллективистическому», например: 4И + 6П + 4К.

Ключ для обработки анкеты

  Тип  восприятия  индивидом  группы

индивидуалистическое

коллективистическое

прагматическое

1В 8А 2А 9Б ЗБ 10Б 4Б 11А  5Б 12А 6Б 13В 7Б 14В

1Б 8В 2В 9А 3В 10В 4А 11В  5В 12Б 6А 13Б 7А 14А 

 1А 8Б 2Б 9В 3А 10А 4В 11Б 5А 12В 6В 13А 7В 14В


 

 

 

 

 
Рис.1.Соотношение гендерного типа личности и склонности подростков к ли-дерству.

 

 

                                                                                                                   
 
Рис.2.Результаты исследования взаимосвязи гендерного типа личности и груп-повой сплоченности. 
 
Рис.3.Потребность в общении у подростков с разными гендерными типами лич-ности.

 

 
 
Рис.4.Результаты исследования взаимосвязи  гендерного типа личности и отно-шений  подростков в классе.                                                                                          Типы личности: 1 – маскулинный; 2 – фемининный; 3 – андрогинный.

 

 
 
Рис. 5. Результаты исследования взаимосвязи  гендерного типа личности и способов поведения в конфликтной ситуации. 
Типы реагирования: 1 – приспособление, 2 – компромисс, 3 – избегание, 4 – соперничество, 5 – сотрудничество. 

 

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                           


Информация о работе Семейные и полоролевые установки у подростков как условие социализации