Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:15, курсовая работа
Цель исследования – изучить специфику формирования и развития семейных и полоролевых установок у подростков в процессе социализации.
В соответствии с указанной целью и гипотезой исследования определились следующие его задачи: 1.Провести анализ теоретических аспектов проблемы формирования и разви-тия семейных и полоролевых представлений в подростковом возрасте. 2.Раскрыть содержание понятия полоролевой социализации подростков. 3.Определить содержание и выявить структуру полоролевых и семейных уста-новок у подростков в процессе социализации. 4.Изучить влияние полоролевой идентичности (показатель гендерной социа-лизации) на общение подростков в группе сверстников (показатель процесса социализации в целом).
Введение. 2
Глава I. Теоретическая часть исследования.
1.1.Общая характеристика подросткового возраста. 7
1.2.Гендерная социализация подростков. 10
1.3.Гендерные установки. 16
1.4.Формирование семейных и полоролевых установок у подростков. 18
Глава II. Практическая часть исследования. Исследование особенностей гендер-ной социализации и влияния гендера на структуру общения подростков в груп-пе сверстников.
2.1.База исследования и методы. 23
2.2.Результаты исследования. 24
2.3.Анализ результатов исследования. 26
Заключение. 30
Список использованной литературы. 35
Приложение. 37
1.3.Гендерные установки.
1.4.Формирование
семейных и полоролевых установок у подростков. Представления
молодежи о браке итожат опыт прошлого
и создают прообраз будущего семьи. Отражая
в большей мере желания, чем реальные брачные
потенции, они, тем не менее, интересны
уже потому, что позволяют уточнить многие
стороны подготовки к семейной жизни[14].
Глава II. Практическая часть исследования. Исследование особенностей гендер-ной социализации и влияния гендера на структуру общения подростков в груп-пе сверстников.
2.1.База исследования и методы.
С целью изучения особенностей гендерной
социализации и влияния гендера
на общую структуру общения
– вопросник С. Бем – для диагностики
маскулинности–фемининности;
– методика определения индекса групповой
сплоченности Сишора – для опре-деления
степени интеграции группы, ее сплочения
в единое целое;
– тест на оценку самоконтроля в общении
М.Снайдера – для изучения комму-никативного
контроля в различных жизненных ситуациях;
– вариант социометрического исследования
– для исследования характера эмо-циональных
межличностных связей подростков в группе
сверстников, для оп-ределения статусного
места подростков в группе;
– методика «Потребность в общении» –
для диагностики потребности подрос-тков
в общении;
–- методика «Оценка отношений подростка
с классом» – для выявления 3-х воз-можных
типов восприятия индивидом группы: индивидуалистический,
прагма-тический, коллективистический,
при этом в качестве показателя типа восприя-тия
выступает роль группы в индивидуальной
деятельности воспринимающего;
– тест описания поведения К.Томаса, в
адаптации Н.В.Гришиной – для изучения
личностной предрасположенности к конфликтному
поведению и типа реаги-рования в конфликтной
ситуации;
– методика «Самооценка лидерства» –
для определения актуального уровня проявления
лидерства в совместной деятельности
(см. Приложение).
2.2.Результаты исследования.
Данные, полученные в ходе исследования,
показывают преобладание среди подростков
андрогинного типа личности, диагностированного
у 62% испытуе-мых в нашей выборке
(из них юноши – 53%, девушки – 47%). Фемининный
тип личности выявлен у 25% подростков,
а маскулинный – только у 13%. При этом нами
не было выявлено ни маскулинных девушек,
ни фемининных юношей. Также в обследованной
выборке не обнаружено подростков, чей
гендерный портрет можно было бы отнести
к недифференцированному типу.
Соотношение гендерного типа личности
и склонности подростков к лидерству представлено
на рис. 1 (см. Приложение,стр.53). Самооценка
склонности к ли-дерству у подростков
в зависимости от гендерного типа личности
различна. Ча-ще всего оценивали себя низко
с точки зрения способности к лидерству
(1 балл по шкале «лидерство«) фемининные
подростки (23%). Они же реже всего дава-ли
себе высокий балл – только 7%. Увереннее
всего заявляли о своем лидер-стве маскулинные
подростки – максимальную оценку дали
себе 86%. Андрогин-ные подростки более
чем в половине случаев оценили свою склонность
к ли-дерству в 3 балла (56%), а средний балл
поставили в трети случаев (34%).
Результаты исследования взаимосвязи
гендерного типа личности и групповой
сплоченности представлены на рис. 2 (см.
Приложение,стр.53). Значение ин-декса групповой
сплоченности у подростков в зависимости
от гендерного типа отличается. Фемининные
и андрогинные подростки, процентное количество
которых в группах с низким, высоким и
средним значениями индекса группо-вой
сплоченности практически совпадает,
продемонстрировали достаточно вы-сокий
уровень включенности в группу и взаимного
единства. Среди маскулин-ных подростков
гораздо больше тех, кто показал низкие
значения индекса груп-повой сплоченности
(29% против аналогичного показателя у андрогинных
и фемининных подростков – 31%). А средние
значения маскулинные подростки демонстрировали
существенно реже – в 43% случаев против
63% у андрогин-ных подростков и 61% – у фемининных.
Данные о потребности в общении у подростков
с разными гендерными типами личности
представлены на рис. 3 (см. Приложение,стр.54).
Подростки с преоб-ладанием фемининных
и андрогинных черт личности в своем большинстве
имеют высокие показатели потребности
в общении, выраженное стремление к поддержанию
общения и расширению сферы общения, для
них важны меж-личностные взаимоотношения
в целом, доброжелательность и отзывчивость.
Подростки с маскулинным типом личности
проявляют среднюю и низкую пот-ребность
в поддержании общения. По результатам
видно, что эта потребность не является
доминирующей, они не стремятся к новым
контактам и не зависят от этих контактов.
Гендерная идентичность оказывается взаимосвязанной
с по-требностью в общении подростков,
а именно, фемининность и андрогинность
определяют высокую и среднюю потребность
в желании поддерживать меж-личностные
отношения и расширять сферу общения подростков.
Максималь-ного уровня потребность в общении
достигает у фемининных подростков.
Результаты исследования взаимосвязи
гендерного типа личности и отношений
подростков в классе представлены на рис.
4 (см. Приложение,стр.54). Из гисто-граммы
видно, что все маскулинные подростки
(100%) показали ориентацию на индивидуалистические
отношения, что хорошо согласуется с выявленным
ра-нее у этих подростков нейтральным
восприятием своего класса и отсутствием
стремления к совместным формам деятельности.
Если посмотреть на распреде-ление фемининных
подростков по типам отношений, то очевидны
доминиро-вание коллективистических отношений
(77%) и минимальная представленность индивидуалистических
отношений (15%).
Подростки андрогинного типа личности
балансируют между ориентацией
на коллективистические отношения
(44%) и индивидуалистические (53%).
Результаты исследования взаимосвязи
гендерного типа личности и способов поведения
в конфликтной ситуации представлены
на рис. 5 (см. Приложение, стр.54) При сравнении
полученных данных по гендерной идентичности
и типам реагирования подростков в конфликтной
ситуации становится очевидным, что для
подростков с маскулинным типом личности
доминирующей моделью явля-ется соперничество
(50%), не встречающееся у фемининных подростков,
но ди-агностируемое у 30% андрогинных подростков.
Соперничество предполагает удовлетворение
собственных интересов в ущерб другой
стороне, или по край-ней мере без учета
ее интересов. У маскулинных подростков
совсем не встре-чаются такие типы реагирования
в конфликтной ситуации, как избегание
и при-способление, относительно популярные
у фемининных подростков. Надо от-дать
должное маскулинным подросткам, которые
почти в трети случае демон-стрируют ориентацию
на сотрудничество (29%). Подростки с фемининными
чертами, чаще всего выбирают компромисс
как тип реагирования в конфликт-ной ситуации
(42%), то есть они готовы искать и находить
решения путем час-тичных уступок. Андрогинные
подростки выбирают соперничество, компромисс
и сотрудничество примерно с одинаковой
частотой, то есть реализуют гибкую модель
реагирования, в зависимости от ситуации.
Они могут и поступиться сво-ими интересами
для достижения результата, и находить
альтернативные реше-ния для обеих сторон,
а также добиваться поставленной цели
вопреки интере-сам партнера.
2.3.Анализ результатов исследования.
Анализ полученных результатов
позволяет описать различные
модели гендер-ной социализации.
Подростки, имеющие маскулинный тип личности,
демонстрируют высокий
уровень делового лидерства,
они готовы брать на себя ответственность
и ор-ганизовывать деятельность класса.
Эти подростки пользуются уважением среди
сверстников, что нашло значимое подтверждение
в нашем исследовании (p < 0,05). Маскулинные
подростки используют соперничество как
модель реагиро-вания в конфликтных ситуациях,
они способны конкурировать и принимать
ре-шения в ущерб другим. Эта зависимость
между маскулинностью и выбором со-перничества
как способа реагирования в ситуации конфликта
получила матема-тическое подтверждение
(p < 0,05). Подростки с маскулинной идентичностью
имеют среднюю и низкую потребность в
общении, не стремятся к новым кон-тактам
и, несмотря на собственную лидирующую
позицию, не ориентированы на насыщенное
взаимодействие. В исследовании обнаружена
отрицательная корреляция между степенью
проявления маскулинных черт личности
и потреб-ностью в общении (–0,298; p < 0,05).
Для подростков, вошедших в эту группу,
характерен индивидуалистический тип
восприятия отношений, отсутствие стре-мления
к совместным формам деятельности. Маскулинные
подростки характе-ризуются средним или
высоким уровнем самоконтроля в общении.
Для подрос-тков с выраженными маскулинными
чертами личности не обнаружено одно-значно
выраженной связи с уровнем групповой
сплоченности.
Гендерная социализация фемининных подростков
разворачивается в условиях высокой потребности
в общении и преимущественной ценности
коллективисти-ческого типа восприятия
группы. Подростки с фемининными чертами
личности проявляют средний и низкий уровни
лидерства, а в целом характеризуются
са-мыми низкими показателями в отношении
статуса в группе как в самооценках, так
и в социометрических исследованиях делового
и эмоционального лидер-ства. Фемининные
подростки не готовы брать на себя ответственность
за при-нятие решений, за деятельность
и судьбу группы, но, с другой стороны,
эти под-ростки и не стремятся к лидерству.
Данные корреляционного анализа подтвер-ждают
низкий уровень лидерских способностей:
в исследовании получена
отрицательная зависимость между
уровнем проявления
фемининных качеств личности и самооценкой
лидерских способностей (–0,441; p < 0,05).
Большин-ство подростков с фемининным
типом личности имеют средний уровень
само-контроля в общении, реагируют на
изменения ситуаций взаимодействия и
го-товы подстраиваться под партнера в
большинстве случаев. Это девушки, кото-рые
воспринимают свой класс как самостоятельную
ценность, проблемы груп-пы как собственные
проблемы и обладают в своем большинстве
коллективис-тическим типом восприятия
группы. Эти подростки имеют высокую потреб-ность
в общении, о чем свидетельствует и корреляционная
зависимость между фемининным гендером
и потребностью в общении (p < 0,05). Ученики
с феми-нинными чертами выбирают компромисс
как тип реагирования в конфликтной ситуации,
то есть готовы искать и находить решения
путем частичных уступок. Эта зависимость
также нашла математическое подтверждение
(p < 0,05).
Гендерная социализация андрогинных подростков
характеризуется наиболь-шей вариативностью,
гибкостью и разнообразием выявленных
моделей. Под-ростки с андрогинным типом
личности демонстрируют высокий уровень
ли-дерства, они готовы брать на себя ответственность
и организовывать деятель-ность класса,
они считают себя лидерами в классе. Эти
молодые люди пользу-ются большим уважением
среди сверстников, их выбирают в качестве
«звезд» достаточно часто как по деловому,
так и по эмоциональному критериям. В кон-фликтных
ситуациях они демонстрируют различные
типы реагирования, не привязаны к какому-то
определенному типу реагирования, проявляя
при этом наибольшее количество вариантов
стратегий. Подростки с андрогинным типом
личности имеют высокий и средний уровни
самоконтроля в общении, они лег-ко входят
в любую роль, гибко реагируют на изменение
ситуации, что также обеспечивает благоприятные
условия для социализации. Ученики с андрогин-ной
идентичностью имеют высокий и средний
уровни групповой сплоченности, ощущая
себя членами единого коллектива, осуществляют
активную деятель-
ность внутри класса и удовлетворены
своим пребыванием в нем. В
своем боль-шинстве
эти подростки имеют выраженную потребность
в общении (высокий или средний уровни).
Андрогинные подростки совмещают коллективистичес-кий
и индивидуалистический типы восприятия
класса.
Кроме того, характеризуя сферу общения
подростков в целом, следует обратить
внимание на тесную связь между уровнем
самоконтроля в общении и высоки-ми лидерскими
способностями (p < 0,05), которые, по всей
видимости, имеют основания в регуляции
собственного поведения в контексте осознания
его вли-яния на других. Для старших подростков
более значимым является деловое лидерство,
в отличие от младшего подросткового возраста,
ориентированного на лидерство эмоциональное.
Подростки, имеющие высокие статусы в
группе как по эмоциональному, так и по
деловому лидерству, демонстрируют высокую
потребность в общении (p < 0,05). Здесь же
необходимо отметить, что чем вы-ше у подростка
социометрический статус в группе, тем
реже он выбирает со-перничество как реакцию
на конфликт (p < 0,05). При этом подростки
выбирают сверстников в качестве эмоциональных
«звезд», если те демонстрируют более
лояльные реакции в конфликтных ситуациях.
Эта тенденция находит подтверж-дение
и в другой обнаруженной нами зависимости:
подростки с высокой пот-ребностью в общении
выбирают более адаптивные реакции на
конфликт чем подростки с низкой потребностью
(p < 0,05), одновременно демонстрируя вы-сокую
групповую сплоченность (p < 0,05).
Особый вариант социализации, очевидно,
представляет присвоение подрост-ком
гендера, противоположного биологическому
полу, когда девушка иденти-фицируется
исключительно с маскулинными качествами
и моделями поведе-ния или юноша присваивает
фемининную идентичность. Однако таких
вари-антов гендерной социализации в нашем
исследовании выявлено не было.
Информация о работе Семейные и полоролевые установки у подростков как условие социализации