Семейные и полоролевые установки у подростков как условие социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить специфику формирования и развития семейных и полоролевых установок у подростков в процессе социализации.

В соответствии с указанной целью и гипотезой исследования определились следующие его задачи: 1.Провести анализ теоретических аспектов проблемы формирования и разви-тия семейных и полоролевых представлений в подростковом возрасте. 2.Раскрыть содержание понятия полоролевой социализации подростков. 3.Определить содержание и выявить структуру полоролевых и семейных уста-новок у подростков в процессе социализации. 4.Изучить влияние полоролевой идентичности (показатель гендерной социа-лизации) на общение подростков в группе сверстников (показатель процесса социализации в целом).

Содержание

Введение. 2
Глава I. Теоретическая часть исследования.
1.1.Общая характеристика подросткового возраста. 7
1.2.Гендерная социализация подростков. 10
1.3.Гендерные установки. 16
1.4.Формирование семейных и полоролевых установок у подростков. 18
Глава II. Практическая часть исследования. Исследование особенностей гендер-ной социализации и влияния гендера на структуру общения подростков в груп-пе сверстников.
2.1.База исследования и методы. 23
2.2.Результаты исследования. 24
2.3.Анализ результатов исследования. 26
Заключение. 30
Список использованной литературы. 35
Приложение. 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

Уровни групповой сплоченности

  • 15,1 баллов и выше – высокая;
  • 11,6 – 15 балла – выше средней;
  • 7- 11,5 – средняя;
  • 4 – 6,9 – ниже средней;
  • 4 и ниже – низкая.

2.Тест «Оценка самоконтроля  в общении» (по Мариону Снайдеру).

С помощью этого теста вы можете определить свой уровень контроля при  об-щении с другими людьми. Внимательно  прочтите десять предложений, описы-вающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените как верное или неверное для себя. Верное – обозначьте буквой В, а неверное – буквой Н.

  1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
  2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или поза-бавить окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть та-ким, каким меня ожидают видеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
  10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Оценка результатов: по одному баллу начисляется ответ «Н» за 1, 5, 7 вопросы и за ответ «В» – на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.

0-3 балла показывают низкий коммуникативный контроль, т.е. ваше поведение устойчиво и вы не считаете нужным меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении, отчего некоторые считают вас «неудобным» по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов говорят о среднем коммуникативном контроле. Вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

1-10 баллов указывают на высокий коммуникативный контроль. Вы легко вхо-дите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувству-ете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.

3.Методика "Потребность в общении".

Инструкция: 
Перед Вами ряд положений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером по-ложения напишите на своем листочке «да», если не согласны, напишите «нет».

Текст опросника:

  1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.
  2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.
  3. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение.
  4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
  5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
  6. Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение.
  7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.
  8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.
  9. Мои друзья мне основательно надоели.
  10. Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.
  11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.
  12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.
  13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.
  14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные хлопоты.
  15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.
  16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
  17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
  18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.
  19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
  20. Мне жалко брошенных собак и кошек.
  21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких.
  22. Я люблю бывать среди друзей.
  23. Я долго переживаю ссоры с близкими.
  24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.
  25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
  26. Я больше доверяю собственным интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждению о них других людей.
  27. Я придаю больше значения материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
  28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
  29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.
  30. Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.
  31. Ради друга я могу пожертвовать всем.
  32. В детстве я входил в одну «тесную» компанию.
  33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.

Обработка данных:

Ответ по каждому пункту оценивается  в 1 балл. Баллы проставляются только при ответе «да» по следующим пунктам: 1,2,7,8, 11-14, 17-24, 26, 28, 30-33; только при ответе «нет» — по пунктам 3-6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29. 
Определяется сумма баллов, полученных при ответах «да» и «нет».

Интерпретация полученных результатов:

Чем больше сумма, тем больше потребность  в общении.

4.Тест описания поведения К.Томаса, в адаптации Н.В.Гришиной.        Инструкция к тесту

В каждой паре выберите то суждение, которое  наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.                                                Тестовый материал

Ответ "А"

Ответ "Б"

1. Иногда я предоставляю возмож-ность  другим взять на себя ответ-ственность  за решение спорного воп-роса.

Чем обсуждать то, в чем мы расхо-димся, я стараюсь обратить внима-ние на то, с чем мы оба согласны.

2. Я стараюсь найти компромиссное  решение.

Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

Я стараюсь успокоить другого и  сох-ранить наши отношения.

4. Я стараюсь найти компромиссное  решение. 

Иногда я жертвую своими собствен-ными интересами ради интересов другого человека.

5. Улаживая спорную ситуацию, я  все время стараюсь найти поддержку  у другого.

Я стараюсь сделать все, чтобы избе-жать напряженности.

6. Я пытаюсь избежать возникнове-ния  неприятностей для себя.

Я стараюсь добиться своего.

7. Я стараюсь отложить решение  спорного вопроса с тем, чтобы  со временем решить его окончательно.

Я считаю возможным уступить, что-бы добиться своего.

8. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

Я первым делом стараюсь ясно опре-делить то, в чем состоят все затрону-тые интересы и вопросы.

9. Думаю, что не всегда стоит  волно-ваться из-за каких-то возникающих  разногласий.

Я предпринимаю усилия, чтобы до-биться своего.

10. Я твердо стремлюсь достичь  сво-его.

Я пытаюсь найти компромиссное  ре-шение.

11. Первым делом я стараюсь  ясно определить то, в чем состоят  все за-тронутые интересы и  вопросы.

Я стараюсь успокоить другого и  глав-ным образом сохранить наши отно-шения.

12. Зачастую я избегаю занимать  по-зицию, которая может вызвать  спо-ры.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. Я предлагаю среднюю позицию.

Я настаиваю, чтобы было сделано  по-моему.

14. Я сообщаю другому свою  точку зрения и спрашиваю о  его взглядах.

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. Я стараюсь успокоить другого  и, главным образом, сохранить  наши от-ношения.

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. Я стараюсь не задеть чувств  дру-гого.

Я пытаюсь убедить другого в преиму-ществах моей позиции.

17. Обычно я настойчиво стараюсь  добиться своего.

Я стараюсь сделать все, чтобы избе-жать бесполезной напряженности.

18. Если это сделает другого  счастли-вым, я дам ему возможность  настоять на своем.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. Первым делом я стараюсь  ясно определить то, в чем состоят  все за-тронутые интересы и  спорные вопро-сы.

Я стараюсь отложить решение спор-ного вопроса с тем, чтобы со време-нем решить его окончательно.

20. Я пытаюсь немедленно преодо-леть  наши разногласия. 

Я стремлюсь к лучшему сочетанию  выгод и потерь для всех.

21. Ведя переговоры, я стараюсь  быть внимательным к желаниям  другого.

Я всегда склоняюсь к прямому  обсуж-дению проблемы.

22. Я пытаюсь найти позицию,  кото-рая находится посредине  между мо-ей позицией и точкой  зрения другого человека.

Я отстаиваю свои желания.

23. Я озабочен тем, чтобы удовлетво-рить  желания каждого. 

Иногда я представляю возможность  другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. Если позиция другого кажется  ему очень важной, я постараюсь  пойти навстречу его желаниям.

Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. Я пытаюсь доказать другому  ло-гику и преимущества моих взглядов.

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. Я предлагаю среднюю позицию.

Я почти всегда озабочен тем, чтобы  удовлетворить желания каждого  из нас.

27. Я избегаю позиции, которая  мо-жет вызвать споры. 

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

Улаживая ситуацию, я стараюсь най-ти поддержку у другого.

29. Я предлагаю среднюю позицию.

Думаю, что не всегда стоит волно-ваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. Я стараюсь не задеть чувств  дру-гого.

Я всегда занимаю такую позицию  в спорном вопросе, чтобы мы с  другим заинтересованным человеком  могли добиться успеха.


 

  • Ключ к тесту

Соперн.

Сотрудн.

Компр.

Избег.

Приспособ.

1

     

А

Б

2

 

Б

А

   

3

А

     

Б

4

   

А

 

Б

5

 

А

 

Б

 

6

Б

   

А

 

7

   

Б

А

 

8

А

Б

     

9

Б

   

А

 

10

А

 

Б

   

11

 

А

   

Б

12

   

Б

А

 

13

Б

 

А

   

14

Б

А

     

15

     

Б

А

16

Б

     

А

17

А

   

Б

 

18

   

Б

 

А

19

 

А

 

Б

 

20

 

А

Б

   

21

 

Б

   

А

22

Б

 

А

   

23

 

А

 

Б

 

24

   

Б

 

А

25

А

     

Б

26

 

Б

А

   

27

     

А

Б

28

А

Б

     

29

   

А

Б

 

30

 

Б

   

А


 

  • Обработка и интерпретация результатов теста 

За каждый ответ, совпадающий с  ключом, соответствующему типу поведения  в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

5.Методика «Самооценка лидерства».

Инструкция к тесту

Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее под-ходящий  для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, кото-рый первым приходит в голову.                                                                            Тестовый материал

  1. Что для вас важнее в игре?
    1. Победа.
    2. Развлечение.
  2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
    1. Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
    2. Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
  3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
    1. Да.
    2. Нет.
  4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
    1. Да.
    2. Нет.
  5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большин-ства) против вас?
    1. Да.
    2. Нет.
  6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумыва-ете что-либо такое, что интересно другим?
    1. Да.
    2. Нет
  7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
    1. Да.
    2. Нет.
  8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят стар-шие?
    1. Нет.
    2. Да.
  9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сто-рону тех, кто раньше был с вами не согласен?
    1. Да.
    2. Нет.
  10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
    1. Да.
    2. Нет.

Информация о работе Семейные и полоролевые установки у подростков как условие социализации