Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:15, курсовая работа
Цель исследования – изучить специфику формирования и развития семейных и полоролевых установок у подростков в процессе социализации.
В соответствии с указанной целью и гипотезой исследования определились следующие его задачи: 1.Провести анализ теоретических аспектов проблемы формирования и разви-тия семейных и полоролевых представлений в подростковом возрасте. 2.Раскрыть содержание понятия полоролевой социализации подростков. 3.Определить содержание и выявить структуру полоролевых и семейных уста-новок у подростков в процессе социализации. 4.Изучить влияние полоролевой идентичности (показатель гендерной социа-лизации) на общение подростков в группе сверстников (показатель процесса социализации в целом).
Введение. 2
Глава I. Теоретическая часть исследования.
1.1.Общая характеристика подросткового возраста. 7
1.2.Гендерная социализация подростков. 10
1.3.Гендерные установки. 16
1.4.Формирование семейных и полоролевых установок у подростков. 18
Глава II. Практическая часть исследования. Исследование особенностей гендер-ной социализации и влияния гендера на структуру общения подростков в груп-пе сверстников.
2.1.База исследования и методы. 23
2.2.Результаты исследования. 24
2.3.Анализ результатов исследования. 26
Заключение. 30
Список использованной литературы. 35
Приложение. 37
Заключение
С современных теоретических
Анализ исследований позволяет
нам рассматривать процесс форм
Полоролевое развитие современных подростков представляет собой сложный многоступенчатый процесс, кризисный характер которого во многом обуслов-лен инверсионным полоролевым поведением взрослых и проявляется в следу-ющем:
- во внутреннем конфликте
- в присутствии у девочек
противоречия между
Становление полоролевого самосознания
мальчиков и девочек
Более позитивным с точки зрения личностного и полоролевого развития под-ростков является андрогинный психологический пол, в структуре которого пре-обладают качества, свойственные половой принадлежности. Показателями данной позитивности являются более адекватное и положительное самоотно-шение, большая четкость полоролевых стереотипов и гармоничность межлич-ностных отношений с родителями и сверстниками.
Принято считать, что формирование полоролевых и семейноролевых установок тем успешнее, чем благополучнее родительская семья. Но если ограничиться только этим, то остается неясным, во-первых, каковы механизмы формирова-ния полоролевых и семейноролевых установок в благополучной семье – пред-ставление о них ограничивается ссылками на имитацию поведения родителя того же пола, а во-вторых, остаются в тени взаимосвязи половых и супружеских ролей, и наконец, в-третьих, значение вне семейного воспитания ограничивает-ся поддержкой или компенсацией неясных по своей сути семейных влияний.
На формировании установочных знаний о поле и семье у девочек больше ска-зываются особенности существующей ситуации демократизации половых и се-мейных ролей, тогда как у мальчиков сильнее влияние традиционных стереоти-пов. Возрастная динамика подчеркивает эти различия. Для девочек риск семей-ной дезадаптации в будущем выше не только в силу особенностей стиля жизни (эмоциональный у женщин и предметно-инструментальный у мужчин), но и в силу большей подверженности изменчивым социальным стереотипам половых и супружеских ролей, в том числе крайним, утрированным их вариантам. Воз-никает потенциально конфликтное противоречие между ориентацией на тради-ционные декларативные аспекты мужественности, хорошо представленные в установочном знании мальчиков о себе как о будущем муже, и ориентацией на родительскую, фемининную установку будущего мужа, аналогичную восприни-маемому образу отца.
Не только факт жизни детей вне семьи или в семье, но и качество семьи влияет на судьбу браков. Когда прародители супругов не разводились и не бросали семью, соотношение разводов и браков составляет 1:6,8; когда разводились прародители одного из супругов —1:4,2; когда разводились прародители обоих супругов 1:2,6. Лица, выросшие в полной семье, разводятся реже, чем в непол-ной. Опросы старшеклассников, проведенные Ю. Сярг и А. Тавит (1982), пока-зали, что благоприятное влияние семьи определяют теплые отношения и вза-имопонимание между членами семьи, отсутствие родительских конфликтов и ссор, постоянное участие обоих родителей в решении важных семейных воп-росов, проведение досуга всей семьей, строгий порядок в отношении всех чле-нов семьи, активное общение семьи с друзьями и знакомыми, отсутствие алко-голизации родителей, доброжелательное и понимающее отношение родителей
к детям.
При бесспорной важности этих данных их не следует переоценивать и догма-тизировать. Те или иные семейные установки и идеалы — результат не просто действия на ребенка среды, а взаимодействия его со средой. Система ценнос-тей ребенка — всегда зеркало системы ценностей родителей, но зеркало это, пользуясь принятым в психотерапии термином, может быть не только положи-тельным (копирование), но и отрицательным, когда жизненные идеалы и цен-ности формируются как антипод родительских. Кроме того, реальная судьба брака определяется не психологической готовностью одного, а готовностью и мерой ее согласованности обоих супругов. Все это подчеркивает, что подготов-ка к семейной жизни не может быть сведена к формально-упрощенному декла-рированию семейных ценностей и созданию готовых «рецептов» такой подго-товки.
Исходя из
рассмотренных установочных знаний, кажется
очевидным, что по-ловое и семейное воспитание
не исключают друг друга, а ближайшие перспек-тивы
совершенствования подготовки к семейной
жизни связаны с оптимизаци-ей полового
воспитания. Причем это относится и к раннему
возрасту, но с уче-том половозрастных
закономерностей установочных знаний
о половых и се-мейных ролях: их различия
диктуют необходимость дифференцированного
вос-питания, а не фронтальной коррекции,
чреватой конфликтом семейных и поло-ролевых
установок. Наконец, представленные данные
в сопоставлении с дан-ными уже упоминавшихся
исследований декларативного знания о
роли муж-чины и женщины в семье могут
быть полезны для дальнейшей интеграции
пе-дагогического (предоставление информации)
и психологического (выработка личностных
смыслов и смысловых установок) аспектов
полового воспитания и подготовки к семейной
жизни.
Список использованной литературы.
1.Белобрыкина О. А. и др. Подросток-кинестетик:
в поисках социальной ниши/ О.
А. Белобрыкина, О. А.
2.Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: прай-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с. 3.Бинеева Н.К. Проблемная семья: специфика семейно-брачной и половой со-циализации: Дис. канд.соц. наук. Ростов н/Д., 2001. - 171 с.
4.Булыгина В. Г., Ткаченко Е. А. Влияние родительских стратегий воспитания на коммуникативные способности подростков //Психология и школа, 2004.- № 3. - с. 64 - 73.
5.Вопросник Сандры Бэм по
изучению маскулинности-
6.Захарова И. В. Роль
Приложение.
1.Методика определения
Информация о работе Семейные и полоролевые установки у подростков как условие социализации