Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:01, контрольная работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово
«лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения.
Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
3. Управление лидерством в организации
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией
4.3. Роль лидера в управлении персоналом
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
4.5. Роль лидера в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы
. поощрение инновации и самостоятельности;
. поощрение развития групповой сплоченности и сработанности.
Лидерство в
условиях групповой динамики и его
эффективность определяется способностями
лидера воспринять и удовлетворить
специфические потребности
Даже небольшой
опыт работы позволяет лидеру заметить
различия подчиненных в проявлении склонности
к определенному типу задания и реакции
на усилия руководителя по контролю и
обеспечению обратной связи.
Специалисты выделяют два разных типа
подчиненных:
. подчиненных, ориентированных на цель;
. подчиненных, ориентированных на задание.
Сотрудник, относящийся
к первому типу подчиненного, предпочитает
совместно с лидером прояснить
конечную цель, свои ресурсы и возможности
(полномочия и ответственность) и оставляет
за собой право самостоятельно доработать
план мероприятий по выполнению задания.
Он с энтузиазмом принимает вызов постоянно
изменяющейся среды и воспринимает себя
как агента перемен.
Подчиненный второго типа предпочитает получить от управленческого лидера детальную инструкцию по выполнению задания, включающую сроки выполнения, описание ресурсов и т. д. Он комфортно ощущает себя в стабильной обстановке, при устоявшихся правилах и процедурах.
Типы подчиненных и особенности управления
Особенности управления: подчиненным, ориентированным на цель
. Демонстрировать статус и власть
. Предоставлять
право свободного графика
. Находить обратную
связь и проводить оценки
. Обеспечить материальное стимулирование и выработать критерий оценки эффективного достижения цели
. Поручать задания, требующие творческого подхода и самостоятельности
. Дать право на ошибку
подчиненным, ориентированным на задание
. Избегать подчеркивания статуса и власти
. Обеспечить нормированный рабочий день
. Демонстрировать одобрение индивидуальных усилий по работе над заданием
. Дать ясные
критерии стимулирования, разработать
систему материального и
. Поручать рутинную
работу, не предполагающую
. Обеспечить обсуждение деталей выполнения задания
Каждый тип
подчиненного требует от лидера специфического
подхода для максимально
Если лидер не предпринимал специальных мер по отбору персонала, отвечающего определенным требованиям, то, скорее всего, в составе группы будут представители обоих типов подчиненных. В данном случае эффективность лидера и групповой работы будут определяться тем, в какой степени он способен обеспечивать лидерство всеми типами подчиненных. Ведь основная проблема лидерства – поддержание консенсуса и единства группы на основе общей цели и групповых ценностей.
В результате взаимодействия членов организации закономерно возникают противоречия и конфликты. Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия двух и более индивидов, между которыми возникло какое-либо противоречие.
В силу природы
человека и социально-психологических
закономерностей взаимодействия людей
невозможно полностью избежать социальных
конфликтов.
Поэтому задачей управленческого лидера
является минимизация его деструктивного
потенциала.
В зависимости от характера конфликта, мотивов участников и влияния, которое он оказывает на организационную деятельность, определяется роль управленческого лидера в его урегулировании. Лидер может выполнять роль посредника между противоборствующими сторонами или судьи.
В первом случае он сосредотачивает свои усилия и усилия других конструктивно настроенных членов организации на сближении позиций сторон, достижении согласия по спорным вопросам. Лидер вмешивается в конфликт или переговоры с целью оказать помощь в достижении оптимального решения по предмету конфликта.
Во втором случае лидер, опираясь на статусную власть и/или власть личностного авторитета, оценивает ситуацию и принимает решение о прекращении конфликта конкретным способом. Он выносит окончательное решение об оценке действий участников и мерах по стимулированию (отрицательному и положительному) поведения заинтересованных сторон.
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
Интересы своей организации во внешней среде представляет, в основном, формальный лидер. Взаимодействие управленческого лидера с руководителями и лидерами других организаций, каждый из которых преследует совсем другие цели (обладая не меньшим управленческим опытом, статусной властью и личностным влиянием), зачастую являются ключевым показателем силы самого лидера и успешности деятельности организации в целом.
Во внешней
среде лидер вступает в коалиции
и партнерские отношения.
Коалиция – это объединение двух и более
субъектов для достижения ощутимых результатов
своей деятельности. Партнерство – такое
взаимодействие субъектов, при котором
совместная деятельность осуществляется
на основе взаимных интересов и в соответствии
с заранее согласованными правилами.
Роль лидера в коалициях носит двойственный характер. Во-первых, он является представителем своей организации в ряде внешних коалиций, защищающих общие интересы во взаимодействии с какой-либо организацией или группой; во-вторых, он сам активно взаимодействует с внешними коалициями, которые оказывают действие на деятельность его организации. Двойственность положения формального лидера нельзя считать противоречивой, но она наглядно показывает наличие множества социальных ролей и функций лидера.
В целом деятельность лидера по взаимодействию с коалициями слагается из взаимосвязанной совокупности шагов, которые включают:
1. Мониторинг
развития ситуации и
2. Создание коалиций,
направленных на эффективное
достижение организационных
3. Укрепление лидерства коалициями, имеющими тактическое и стратегическое значение для организации.
4. Использование
позитивного потенциала всех
коалиций, так или иначе влияющих
на эффективное
5. Оптимальное противодействие усилиям других коалиций, если эти усилия противоречат интересам и целям организации.
Управление партнерством со стороны лидера предполагает:
. Сознательный выбор характера отношений с конкретным субъектом;
. Влияние на содержательные и процедурные аспекты взаимодействия;
. Индивидуальный
контроль над направлением
. Активное участие
в принятии и реализации
. Согласование
и координацию работы
. Получение конкретной
выгоды от участия в
Особое положение
управленческого лидера в организации
обусловливает его
Помимо управленческих функций принятия
решений, определения стратегии, оценки
и контроля совместной деятельности, лидер
также выполняет другие роли и функции.
Можно выделить две основные ориентации
деятельности управленческого лидера
в рамках партнерских отношений: (а) ориентацию
на свою организацию; (б) ориентацию на
организацию партнеров.
При ориентации на свою организацию лидер выполняет следующие функции:
. координатора отношений различных структур и подразделений с партнерами;
. консультанта членов организации по вопросам взаимодействия с партнерами;
. аналитика многообразной
информации относительно
. лоббиста своей организации.
При ориентации
на организацию партнеров
. представитель организации, ее интересов и проектов;
. консультант
партнеров относительно
. координатор
совместной деятельности
. фасилитатор
развития доверия и
Современная практика менеджмента основана на применении широкого спектра методов, техник и подходов по созданию и укреплению отношений сотрудничества и партнерства. Компетентность лидера в выборе наиболее подходящей технологии развития сотрудничества влияет на эффективность лидерства и сказывается на результатах деятельности организации.
19 Роль лидера в управлении изменениями
Большинство организаций закономерно принадлежат к типу организационной системы. В организации – открытой системе миссия управленческого лидера состоит в утверждении и обеспечении реализации стратегии регулярного изменения (направленного на постоянное повышение эффективности деятельности организации).
Основой успешного проведения изменений становится идея об их осуществлении. Идея проведения изменений не может зародиться в головах рядовых сотрудников или представителей менеджмента, а затем пробить себе дорогу наверх. Однако наиболее легким, коротким, а потому и эффективным путем проведения организационных изменений становится тот путь, который инициируется представителями организации, обладающими полнотой власти для реализации идеи в жизнь, а также достаточным личностным авторитетом для формирования лагеря сторонников реформ и усиления движущих сил.
Управленческий лидер обладает многими качествами, которые побуждают его затевать проведение изменений.
Во-первых, лидер
в силу своего положения в организации
обладает информацией, позволяющей
ему иметь перспективное и
многоплановое видение
Во-вторых, положение лидера в организации позволяет ему впитывать идеи, рождающиеся в головах ключевых специалистов.
В-третьих, управленческий лидер имеет возможность аккумулировать инновационные идеи вне организации и трансформировать их в идеи, связанные с повышением эффективности деятельности организации.
И, наконец, лидер обладает теми личностными качествами, которые позволяют ему преобразовывать новую идею в убеждение о реальности внедрения этой идеи в деятельность своей организации, о ее ценности. Без этого убеждения идея не является продуктивной. Только сила духа и талант лидера, который прекрасно знает свою организацию и ее возможности (технические и человеческие), могут преобразовать абстрактную идею в прагматическую.
Для того чтобы
достичь максимального