Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:01, контрольная работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово
«лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения.
Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
3. Управление лидерством в организации
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией
4.3. Роль лидера в управлении персоналом
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
4.5. Роль лидера в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология
лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая
и ситуационная теории
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические
теории лидерства
3. Управление лидерством в организации
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией
4.3. Роль лидера в управлении персоналом
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
4.5. Роль лидера
в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Лидерство –
важнейший компонент
«лидер» означает «вождь», «ведущий».
Несмотря на кажущуюся простоту этого
понятия, в современной науке, при наличии
общности исходных позиций различных
авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается
от руководства, которое предполагает
достаточно жесткую и формализованную
систему отношений господства – подчинения.
Лидер
– это символ общности и образец поведения
группы. Он выдвигается, как правило, снизу,
преимущественно стихийно и принимается
последователями.
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории.
Теория черт объясняет феномен лидерства выдающимися качествами человека, такими как ум, воля, целеустремленность, организаторские способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем ему подражать. В факторно-аналитической теории вводится понятие целей и задач, связанных с конкретной ситуацией, которые формируют стиль поведения лидера. Разработчики ситуационной теории исходили из того, что конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение. Теория конституентов признает роль последователей решающей в феномене лидерства. Психологические теории описывают, как внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций влияют на становление, характер и направленность лидера.
Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. Выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров.
Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.
Эффективность
лидерства непосредственно
Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи.
Стратегия развития
организации и эффективность
лидерства связаны с
Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Лидерство определяют
как процесс социального
Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (Фридлер).
Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Феномен лидерства
коренится в самой природе
человека и общества.
Явления, во многом схожие с лидерством
встречаются в среде животных, ведущих
коллективный, стадный образ жизни. Здесь
всегда выделяется наиболее сильная, достаточно
умная, упорная и решительная особь —
вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии
с его неписаными законами, которые диктуются
взаимоотношениями со средой и являются
биологически запрограммированными.
Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.
Четкость выделения
лидирующих позиций зависит от типа
общности, составляющей систему, и ее
взаимоотношений с окружающей средой.
В системах, характеризующихся низкой
групповой интеграцией и
В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить группу, повести ее за собой. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально- ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны.
Именно к такому
типу объединений относится
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.
Быть менеджером
и быть лидером в организации
– это не одно и то же.
Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных
и построении отношений с ними прежде
всего использует и полагается на должностную
основу власти и источники, ее питающие.
Лидерство как специфический тип отношений
управления основывается больше на процессе
психологического воздействия.
Этот процесс является гораздо более сложным,
требующим высокого уровня взаимозависимости
его участников. В отличие от собственно
управления лидерство предполагает наличие
в организации последователей, а не подчиненных.
Собственно отношения «начальник – подчиненный»,
свойственные традиционному взгляду на
управление заменяются отношениями «лидер
– последователь».
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям.
Отличие менеджера
от лидера
|Менеджер |Лидер |
|Администратор |Инноватор |
|Поручает |Вдохновляет |
|Работает по целям других |Работает по
своим целям |
|План – основа действий |Видение – основа
действий |
|Полагается на систему |Полагается на
людей |
|Использует только доводы |Использует
как доводы, так и эмоции |
|Контролирует |Доверяет |
|Поддерживает движение |Дает импульс
движению |
|Профессионален |Энтузиаст |
|Уважаем |Обожаем |
|Делает дело правильно |Делает правильное
дело |
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Лидерству в
значительной мере свойственна неформальная
основа. Оно – суть неформальное руководство.
«Руководство, - пишет, в частности, Р. Л.
Кричевский, - феномен, имеющий место в
системе формальных (или, как еще говорят,
официальных) отношений, а лидерство –
феномен, порожденный системой неформальных
(неофициальных) отношений. Причем роль
руководителя заранее определена «на
табло» социальной организации, оговорен
круг функций реализующего ее лица. Роль
лидера возникает стихийно, в штатном
расписании учреждения, предприятия ее
нет… Руководство есть социальный по
своей сущности феномен, а лидерство –
психологический»[1]. Руководство – явление
более стабильное, менее подверженное
перепадам мнений и настроений членов
группы, чем лидерство.
По механизму
своего выдвижения лидер может быть
формальным или неформальным. В первом
случае его назначают сверху или же выдвигают
и избирают и он приобретает, таким образом,
официальный статус руководителя.
Неформальный же лидер может проявиться
и получить признание в коллективе, организации
в силу своих ярко выраженных индивидуальных,
социальных, политических, психоло-гических
и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием
неформальный лидер воздействует на поведение
людей и может составить оппозицию формальному
руководителю.
Сила и принуждение
при лидерстве часто заменяются
побуждением и воодушевлением. В результате
лидерского подхода воздействие основывается
на принятии людьми требований лидера
без явного или прямого проявления власти.
Способность лидера влиять на людей дает
ему возможность использовать власть
и авторитет, получаемые от его последователей.
В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.
Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует. Что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации.