Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:01, контрольная работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово
«лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения.
Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
3. Управление лидерством в организации
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией
4.3. Роль лидера в управлении персоналом
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
4.5. Роль лидера в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы
Целью любой коммуникации является обмен информацией, которая представляет определенный интерес для реализации целей индивидов, вовлеченных в эту коммуникацию. Индивиды нуждаются в добротной информации, которая, во-первых, может обеспечить им качественное выполнение заданий; во- вторых, позволит им согласовать их действия с учетом планов и намерений окружающих людей.
Усилия лидера обеспечивают ему положительный цикл организационной коммуникации в том случае, если их удается реализовать в следующих направлениях:
. Позитивное
воздействие на мотивацию всех
индивидов и групп в
. Поддержание
баланса силы и влияния между
членами организации и
. Обеспечение своевременности и доступности информации относительно целей, задач и перспектив организации, политики менеджмента для всех сотрудников организации. Доступность информации предполагает установление и поддержание разнообразных каналов и методов обмена данными, которые необходимы членам организации для эффективной деятельности.
. Утверждение
ценностей положительной и
. Обеспечение своевременной и положительной обратной связи на все сообщения подчиненных независимо от их ценности с точки зрения руководства и характера (поддержка политики руководства или критика).
. Поддержание и укрепление авторитета тех индивидов и структур, которые имеют имидж надежных и достоверных источников информации по проблемам организационной деятельности.
В организации
возникают как формальные коммуникационные
связи, так и неформальные. Формальная
коммуникация предполагает взаимодействие
субъектов, исполняющих социальные роли
в рамках должностных и общественных обязанностей.
Неформальная коммуникация ориентирована
на поддержание и развитие отношений,
решение личных проблем и проблем групповой
динамики.
Эффективной может быть как формальная
коммуникация, так и неформальная.
Степень эффективности взаимодействия и взаимного дополнения формальной и неформальной коммуникативных сетей во многом определяет продуктивность деятельности организации и эффективность лидерства.
Зачастую при
нехватке формальной информации недостаток
в ней восполняет неформальная коммуникационная
сеть. Передача официальной информации
через неформальную сеть приводит к искажению
этой информации.
Выполнение в рамках неформальной коммуникации
функций информирования сотрудников по
ключевым проблемам жизнедеятельности
приводит к возникновению помех при координации
работы членов организации.
В зависимости от влиятельности неформальных лидеров и степени их лояльности официальному руководству организации, доверия и согласия с управленческими решениями и методами управления изменяется сила и влияние неформальной коммуникативной сети.
Влиятельность неформальной коммуникативной сети. Также определяется частотой и свободой общения официального руководства с неформальными лидерами.
Неформальные
лидеры выполняют функции хранителей
и передатчика информации. Они заполняют
«пустоты» формальной коммуникации, объясняют
и истолковывают сообщения официального
руководства и его действия, аккумулируют
многообразную информацию об организации
и ее членах.
Фактически они формируют общественное
мнение относительно политики руководства
и оказывают существенное влияние на создание
имиджа представителей менеджмента.
Итак барьерами, которые препятствуют эффективной организационной коммуникации, являются:
. Страх нижестоящих проявить инициативу и инакомыслие, подменив тем самым лидера.
. Отсутствие
готовности руководства к
. Непропорциональность информационных потоков сверху вниз и снизу вверх.
. Потеря и
искажение смысла сообщений
. Феномен группового мышления.
Высокая продуктивность деятельности организации определяется наличием лидеров, способных и готовых руководить формальной и неформальной коммуникациями, создавать единую коммуникативную систему организации, которая обеспечивает всем ее членам доступ к достоверной и полной информации.
17 Роль лидера в управлении персоналом
Как уже отмечалось выше, любая организация – это совокупность стабильных социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе структурных и функциональных особенностей организации, так и на основе общности черт и интересов индивидов, которые собираются в группы для совместного решения общих проблем. Формальные и неформальные группы замысловатым образом переплетаются, образуя живой и единый организм конкретной организации.
Энергия этих групп
может быть как созидательной, так
и разрушительной.
Она может быть сфокусирована в едином
направлении, но может также быть направлена
на противоречивые цели, в результате
чего распыляются организационные ресурсы,
что в итоге понижает степень эффективности
коллективной деятельности.
Компетентный менеджер способен организовать эффективную деятельность формальных групп и управлять ею. Неформальный лидер может создать и управлять неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами.
В каждой группе существует совокупность проблем, связанных с групповой динамикой. Групповая динамика – это очень сложный и многоплановый процесс развития группы, изменения взаимоотношений между ее членами, а также мотивации, настроений, отношений и положения всех членов. Групповая динамика определяет энергию развития группового поведения и степень эффективности решения группой стоящих перед ней задач.
Процессы групповой
динамики закономерны для любой
группы и организации вне зависимости
от ее численности, характера и особенностей
лидерства.
Лидер может осуществлять свою деятельность
с учетом особенностей групповых процессов
или игнорировать их. В последнем случае
он закономерно отказывается от наиболее
эффективного способа решения стоящих
перед ним задач. Только управляя процессами
групповой динамики на всех уровнях формальный
лидер обеспечивает возможности эффективной
групповой деятельности и эффективность
своего лидерства.
Групповая динамика непосредственно связана со стадиями группового развития. Специалисты выделяют четыре стадии развития группы, каждая из которых имеет свои особенности, определяя способность группы решать стоящие перед ней задачи. Таковыми являются:
1. Стадия формирования.
2. Стадия взрыва недовольства.
3. Стадия выработки групповых норм.
4. Стадия выполнения задания.
Каждая стадия характеризуется особенностью факторов, вызывающих доминирующее влияние на поведение индивидов и развитие группы. К этим факторам относят индивидуальные потребности, ожидания группы и потребности конкретного задания.
На первой стадии группового развития пока еще разрозненные индивиды обмениваются идеями и другой информацией относительно того, что им предстоит сделать. Стадия формирования группы характеризуется доминированием индивидуальных мотивов поведения. Выявляя суть задания, свою роль в его выполнении и место в группе, члены группы ориентированы на личные потребности, они заинтересованы в прояснении системы положительного и отрицательного подкрепления их предстоящей деятельности.
На этой стадии группа представляет собой конгломерат индивидов, которые по-разному относятся к факту необходимости участия в групповой деятельности. Одни понимают ее целесообразность, но испытывают отрицательные эмоции. Другие не в полной мере понимают цели и содержание групповой деятельности, но проявляют положительные эмоции и готовность участвовать в составе группы. Третьи никак не обозначают своего отношения и не испытывают каких-либо эмоций по этому поводу.
Тем не менее, несмотря на все разнообразие отношений к группе и своему членству в ней, все индивиды испытывают потребность в конкретизации задания, своей роли в его выполнении, согласовании деятельности с другими членами группы и оформлении отношений лидерства.
Потребность в
лидерстве и руководстве
. обеспечить лидерство;
. прояснить групповые цели и задачи, роли членов группы, условия и т. п.;
. обеспечить положительное и отрицательное подкрепление;
. обеспечить неформальную коммуникацию, обмен информацией.
Стадия взрыва недовольства, к сожалению является обязательным элементом группового развития. Степень недовольства и продолжительность этой стадии могут варьироваться. Процесс обмена информацией между членами группы относительно их ожиданий и представлений по поводу групповой деятельности объективно характеризуется определенным несогласием друг с другом. Это несогласие обусловлено различиями в уровне профессионализма, личностных амбиций, индивидуальной силы и влияния, а также различиями в представлениях о цели задания и способах его выполнения.
Индивидуальные
представления членов группы относительно
их роли и влияния, а также о характере
групповой деятельности не сбываются.
Мало того, усилия группы сконцентрированы
на борьбе за власть и влияние в группе,
а не на выполнении задания. Расхождение
между индивидуальными ожиданиями и реальностью
выражается в росте разочарования и недовольства
членов группы результативностью ее деятельности
и эффективности лидерства.
Это недовольство выплескивается в претензиях
к официальному руководителю, организатору
группы, ее членам и сопровождается взаимными
обвинениями.
Неосознанное желание каждого избавить
себя от персональной ответственности
за отсутствие удовлетворенности групповым
взаимодействием и результативностью
деятельности приводит к поиску виноватого,
так называемого «козла отпущения». Им
и становится в глазах большинства членов
группы групповой лидер.
Его поведение и деятельность по установлению целей и задач, а также по управлению группой подвергаются критике. В этой ситуации, если лидер проявит неуверенность и, признавая законность критики, принимает обвинения в свой адрес, меняя тактику или задачи группы по выполнению задания, то он неизбежно теряет авторитет и влияние в группе. Одновременно происходит возврата группы к первой стадии своего развития.
Если лидер продолжает контролировать ситуацию, последовательно осуществляя воздействие на членов группы (дабы прояснить их индивидуальные роли и задачи, а также согласовать групповую деятельность), то постепенно атмосфера в коллективе начинает меняться по мере сближения мнений и проявления готовности членов группы к компромиссам. Задачами управленческого лидера на этой стадии развития группы являются:
. обеспечение
устойчивой и ясной связи
. проявление интереса к потребностям и особенностям членов группы
. определение
критериев групповой
. мотивация членов группы к достижениям;
. разрешение конфликтов и противоречий;
. проявление
отношения к процессам
. прояснение
индивидуальных и групповых
Конфликты и проявления индивидуальных мотивов подводят членов группы к пониманию важности согласия и групповой сплоченности как факторов эффективности групповой деятельности. В группе возрастает персональная ответственность членов за конечный результат групповой деятельности. В этой ситуации группа переходит к третьей стадии развития – выработке групповых правил взаимодействия и норм деятельности. Фиксируется сложившийся баланс силы и влияния членов группы, их социальные роли и статус в группе.
Внимание группы постепенно переключается с проблем групповой динамики на проблемы выполнения задания. В этой связи перед формальным лидером возникают следующие задачи:
. обеспечение связи декларируемых ценностей и норм с практикой;
. мотивация развития
взаимоотношений и
. уточнение задач и заданий;
. подчеркивание статуса группы и ее членов;
. развитие мотивации к достижениям;