Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:01, контрольная работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово
«лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения.
Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
3. Управление лидерством в организации
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией
4.3. Роль лидера в управлении персоналом
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
4.5. Роль лидера в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
Лидерство и
культура представляют собой два взаимосвязанных
понятия.
Известный исследователь организационной
культуры Э. Шейн отметил:
«Уникальный талант лидера заключается
в способности создавать и управлять культурой;
это единственная роль лидера, имеющая
реальную важность».
Организационная культура – это совокупность доминирующих стереотипов, ценностей и правил, которые находят свое логическое воплощение в типичных и поощряемых моделях поведения, взаимодействия членов организации друг с другом и с представителями внешней среды, а также в различных продуктах организационной деятельности.
Элементами организационной культуры являются: o совокупность типичных стереотипов восприятия, убеждений, переживаний, ценностей, норм и правил, ритуалов и традиций; o наблюдаемые и ненаблюдаемые общие модели поведения и взаимодействия членов организации друг с другом, а также с представителями внешней среды; o технология производства товаров и услуг; o любые материальные продукты деятельности, включая планировку офисов и производственных помещений, рекламу, книги и т. д.; o любые продукты социальной реальности нематериального характера
(идеи, оценки, рейтинги и т. д.).
Организационная культура отражается в способах интеграции членов организации и в методах ее взаимодействия с внешней средой. Организационная культура формирует определенный стиль взаимодействия членов организации с постоянно изменяющейся внешней средой, позволяющей организации выжить и/или развиваться.
Организационная
культура представляет собой постоянно
развивающийся и
1. Выделение уникальных черт субкультур различных стабильных социальных групп и интеграция этих особенностей в ведущую культуру.
2. Культивирование
таких черт культуры, которые
определяют эффективность
3. Изменение тех черт общей культуры или субкультуры определенной группы, которые препятствуют эффективной деятельности организации.
Существование
связи между организационной
культурой и степенью эффективности
организационной деятельности отмечали
многие исследователи.
Специалисты Мичиганской бизнес-школы
разработали модель организационных культур
и их эффективности. Эта модель основана
на взаимосвязи организационной культуры
с определенной моделью управленческого
лидерства.
Тип культуры: клановая
Тип культуры: эдхок
Тип культуры: иерархическая Тип культуры: рыночная
В соответствии
с измерениями «гибкость/
«стабильность/контроль» и «ориентация
на внешнюю/внутреннюю среду» были выделены
четыре типа организационных культур:
1. Клановая культура.
2. Иерархическая культура.
3. Рыночная культура.
4. Эдхок- культура.
Каждый тип организационной культуры определяет критерии эффективности организационной деятельности и стиль управленческого лидерства. Для достижения эффективности в решении управленческих задач лидер будет вынужден выбирать модели поведения, адекватные доминирующей культуре организации. Управленческое лидерство не только оказывает влияние на развитие культуры организации, но также является ее продуктом.
В условиях клановой организационной культуры особое влияние уделяется поддержанию атмосферы гибкости и удовлетворенности членов организации, позволяющей им восприимчиво относиться к эмоциональным переживаниям клиентов. В организации с клановой культурой сотрудники воспринимают себя как одну семью или круг хороших друзей, где каждого связывает друг с другом много общего. Для организации характерны высокий уровень согласия и взаимной лояльности, а также приверженность традициям. В организации данного типа придается особое значение выгоде от долговременного развития персонала.
Сильными сторонами
клановой культуры можно считать
способность лидеров
. Управление командами.
. Управление
межличностными
. Управление
развитием человеческих
В организациях этого типа, как правило, востребованы лидеры, выполняющие роли покровителя, мотиватора, воспитателя и наставника.
Критериями эффективности организации являются единство и сплоченность ее членов, их восприимчивость к нуждам клиентов.
Для эдхократической
организационной культуры характерны
динамизм, предпринимательство и творчество.
Представители данной культуры готовы
рисковать ради возможности удовлетворить
свои потребности и реализовать свои цели.
Они проявляют готовность к переменам
и стойко принимают вызов.
Данный тип организации в перспективе
нацелен на дальнейшее развитие и получение
новых ресурсов.
Сильными сторонами эдхок-культуры являются прекрасная адаптация к постоянно изменяющейся среде и инновационная атмосфера, оптимальное использование потенциала роста и поддержки внешней среды, а также дополнительные возможности по приобретению ресурсов. Для этой организационной культуры характерны следующие особенности управления:
. Управление инновациями.
. Управление будущим.
. Управление совершенствованием.
В организации этого типа, как правило лидер выступает в роли новатора, предпринимателя и стратега, определяющего новые направления развития.
Критериями эффективности организационной деятельности становятся творчество, рост, инновация, выпуск уникальных или новых продуктов и услуг, результат.
Организация с
иерархической культурой более
ориентирована на поддержание внутреннего
порядка и стабильности при стремлении
к экономической
Носители данной организационной культуры
являются строгими приверженцами процедуры.
От подчиненных они требуют надежности,
предсказуемости поведения и результата.
Сильными сторонами иерархической организационной культуры является четко отлаженное управление информацией на операционном уровне и ведение документации, контроль организационной деятельности. Для этой организационной культуры характерны следующие особенности управления:
. Управление координацией.
. Управление контролем.
В подобных организациях
лидеры выполняют функции
Критериями эффективности организационной деятельности можно считать финансовую эффективность, своевременность, надежные поставки и спокойное существование.
Рыночная организационная
культура характеризуется ориентацией
на внешнюю среду при весьма высокой
потребности в стабильности и
контроле.
Основным критерием оценки представителей
данной культуры служит результат выполнения
задания, поэтому большинство сотрудников
организации подобного рода ориентированы
на достижение цели в условиях конкуренции.
Главная цель
– победа в конкурентной борьбе, а в качестве
символов успеха можно воспринимать расширение
доли рынка и завоевание новых рынков.
Долгосрочная стратегия основана на развитии
конкурентоспособности и достижении измеримых
целей.
Сильные стороны
рыночной организационной культуры
– способность менеджмента
. Управление конкуренцией.
. Управление услугами.
. Побуждение подчиненных к действиям.
Здесь лидеры выполняют роли инициатора генератора, надсмотрщика.
Критериями эффективности организационной деятельности являются: определенная доля рынка; достижение целей; проигрыш конкурента.
Ни одна из выявленных
моделей организационной
Четыре вида организационной культуры воплощают «чистые» типы, которые редко встречаются в реальной жизни. Как правило, всякая организация характеризуется уникальной комбинацией элементов каждого типа культуры. Для успешного функционирования организации должны быть не только более или менее гибкими, но и стабильными; их руководителям нужно принимать в расчет внешние обстоятельства и внутренние условия. В зависимости от конкретных целей и задач деятельности, особенностей среды и членов организации развиваются специфические черты организационной культуры, которые в дальнейшем предопределяют ее деятельность.
В том случае, если среди представителей менеджмента нет лидеров, которые уделяли бы серьезное внимание утверждению и развитию определенной организационной культуры с присущими ей ценностями, организация неизбежно будет функционировать неэффективно. Отсутствие или недостаток внимания к развитию организационной культуры приводят к следующим тенденциям:
. Декларируемые
руководством компании
У сотрудников такой структуры отсутствует представление о своей миссии, заметны противоречия между стратегическими и тактическими целями.
. Члены организации не имеют ясного представления относительно новых критериев оценки своей деятельности, которыми являются декларируемые и поддерживаемые менеджментом организационные ценности. Это отражается на степени удовлетворенности, с какой подчиненные воспринимают условия трудовой деятельности, проявляется в мотивации сотрудников к труду, приводит к развитию завышенных ожиданий и к разочарованиям.
. Менеджеры всех
уровней и неформальные лидеры
также дезориентированы
. Отсутствие
единого понимания
Развитие этой тенденции закономерно приводит к падению авторитета руководства и к иррациональному использованию кадрового потенциала.
16 Роль лидера в управлении коммуникацией
Коммуникация – это посылка и получение информационных сообщений индивидами в период взаимодействия.
Особая роль лидера в управлении коммуникацией (как в самой организации, так и среди ее членов, которые общаются с представителями внешней среды) определяется цикличностью коммуникации. Коммуникационный цикл может быть либо положительным (укрепление взаимного доверия, увеличение объема информации), либо отрицательным (падение взаимного доверия, ограничение объема информации).