Роль воображения в развитии личности старшего дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью исследования было поставлено: выявить, какую роль играет воображение в развитии личности дошкольника, в частности, в развитии речевой и эмоциональной сферы.
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники по данной теме;
2. рассмотреть воображение как процесс;
3. описать психологические механизмы воображения;

Содержание

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы

1.1. Воображение как процесс……………………………………….7

1.2. Механизмы воображения ………………………………………10

1.3. Виды воображения………………………………………………12

1.4. Этапы развития воображения дошкольника ………………….15

Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению связи воображения с развитием личности старшего дошкольника

2.1. Ход исследования. Методы исследования…………………….22

2.2.Анализ результатов исследования……………………………….29

Заключение …………………………………………………………...31

Библиографический список использованной литературы……..33

Работа содержит 1 файл

курс.роль воображения.doc

— 229.50 Кб (Скачать)
le="text-align:justify"> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

Данные методики были проведены в группе из 10 детей в возрасте 6-7 лет.

1. Методика   «Расскажи, о чем говорится в сказке»

На основании рассказов детей было установлено, что осознанность, т.е. наличие главной идеи сказки, присутствует во всех работах.

Сюжет:

- 80% детей воссоздали сказочный сюжет, состоящий из одной линии (это прогулка в лес, включающая встречу с медведем, придумывание способа вернуться домой, встреча с бабушкой и дедушкой). Сюжет в рассказах развивается и логически завершается.

- 10% помимо основного, дети  указали на  встречу с персонажами, которые не были описаны в оригинале (это бабочка, из-за которой Машенька заблудилась).

Композиция сказки выделена у 80% детей, из которых 60% - четко и правильно, а  20% не соблюдали последовательность композиции, например, меняя местами кульминацию и развязку. Остальные 20% опускали один или несколько составных частей композиции.

Все дети основывали свои рассказы как на главных героях (Машенька, медведь), так и на второстепенных (бабушка, дедушка, подруги, собаки).

Эмоциональное описание героев в большинстве случаев соответствовали отведенной роли в заданной сказке. Машенька выступала как маленькая, красивая, хорошая и сообразительная (хитрая) девочка в 80% рассказах детей; ей страшно, грустно, она плачет и пугается – 20%. Медведь – страшный, злой, хитрый – 60%, большой и лохматый – 20%, хороший – 10%.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает достаточно высокого уровня. В 30% изложенных рассказов присутствовала только косвенная речь. Во всех остальных случаях использовалась прямая речь, диалоги.

 

2. Методики «Составление сказки», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» и «Рассказ по картинкам»

 

Таблица 1. Воображение в эмоциональной и личностной сферах

 

Воссоздающее воображение

Связь воображения с эмоциями

Связь воображения с умением соотносить жизненные ситуации в причинно-следственной последовательности

Оля Т.

3б.

4б.

4б.

Саша Ж.

4б.

3б.

4б.

Маша К.

5б.

5б.

4б.

Ира К.

5б.

5б.

5б.

Света Л.

5б.

5б.

4б.

Наташа В.

3б.

2б.

3б.

Леша В.

4б.

5б.

4б.

Настя Б.

4б.

3б.

3б.

Витя П.

4б.

5б.

5б.

Лева М.

5б.

5б.

4б.

 

 

Итак, при сравнении результатов четырех проведенных методик, была выявлена прямая связь между уровнем развития воображения и уровнем развития личности старших дошкольников. Эта связь отражена в таблицах №№ 1, 2 (см. Приложение). Таким образом, наша гипотеза о том,  что у детей с высоким уровнем развития воображения будут лучше развиты речевая и эмоциональная сферы, а также логика рассказывания, умение соотносить жизненные ситуации в причинно-следственной последовательности, чем у детей с низким уровнем развития воображения, - оправдалась.

 

 

Заключение

 

Целью курсовой работы было выяснить, какую роль играет воображение в развитии личности дошкольника. С помощью анализа необходимой литературы, а также проведенных исследований, была подтверждена гипотеза о наличии прямой зависимости между уровнем развития воображения и сторон личности старшего дошкольника.

В ходе нашей курсовой работы мы выяснили, что воображение - это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Мы выяснили, что воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и творческое, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.

Преобразование действительности при помощи воображения происходит посредством нескольких основных способов: агглютинации, акцентуирования, схематизации, гиперболизации и типизации.

Если воображение младшего дошкольника вначале ещё очень ограниченно и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение старшего дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в более раннем возрасте черты.

Анализ процесса воображения связан с трудностями, обусловленными его своеобразием, т.к. оно переплетается со всеми видами познания.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся, способствует саморазвитию личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список использованной литературы

 

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: 2003. – 514с.

2. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М.: 2005. – 52 с.

3. Боровик, О.С. Развиваем воображение/О.С. Боровик // Дошкольное образование. 2001. №1   ???

4. Выготский, Л.С. Лекции по психологии/Л.С. Выготский. - СПб.: 2003. – 25с.

5. Вьюнова, М.И.. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие/М.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. - М.: 2003. – 102 с.

6. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества/А.Я. Дудецкий. – Смоленск: 2004. – 135 с.

7. Дьяченко, О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей /О.М. Дьяченко// Дошкольное воспитание. 2003. №8 ???

8. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника/О.М. Дьяченко. - М.: 2008. – 65 с.

9. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16  ???

10. Ермолаева, М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе)/М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. - М.: 2002. – 18 с.

11. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов/А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: 2004. – 59 с.

12. Кириллова, Г.А. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12 ???

13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика/С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: 2000. – 75 с.

14. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста/Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: 2003. – 41 с.

15. Кравцова, Е.Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12   ???

16. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/Е.Е. Кравцова. - М.: 2001. – 21 с.

17. Крутецкий, В.А. Психология/В.А. Крутецкий. - М.: 2006. – 112 с.

18. Люблинская, А.А. Детская психология/А.А. Люблинская. -  М.: 2001. – 84с.

19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/В.С. Мухина. -М.: 2002. – 42 с.

20. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 2005 ???

21. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 2003   ???

22. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология/Л.Ф. Обухова. - М.: 2004. – 42 с.

23. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы/Л.Ф. Обухова. - М.: 2004. – 158 с.

24. Общая, психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. М., 2006    ???

25. Палагина, Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике // Вопросы психологии. 2007. №6    ???

26. Пороцкая, Е.И. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения // Дошкольное воспитание. 2004. №9    ???

28. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада/Т.А. Репина. - М.: 2003. – 15 с.

29              Рибо, Т. Творческое воображение/Т. Рибо. – М.: 2001. – 56 с.

30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. -  М.: 2003. – 201 с.

31. Столяренко, Л.Д. Основы психологии/Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: 2004. – 98 с.

32. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум/Г.А. Урунтаева. - М.: 2006. – 48 с.

33. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология/Г.А. Урунтаева. - М.: 2007. – 121 с.

34. Щербакова, А.И. Практикум по общей психологии/А.И. Щербакова. - М.: 2000. – 21 с.

35. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б. Эльконин. - М.: 2005. – 84 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Таблица 2.  Воображение в речевой деятельности

Дошко-льник

Рассказ дословно

Поведе-ние,

эмоции

1

Оля Т.

Жила–была Машенька. Она пошла в лес за грибами. А бабушка с дедушкой ей говорили, чтобы она далеко не уходила. И она заблудилась… увидела избушку, а там… медведь… он ей и говорит: «Теперь у меня жить будешь и готовить»… Машенька решила убежать от злого медведя. Залезла в короб и говорит, чтобы бабушке и дедушке отнес пирожки. Медведь хотел съесть пирожки, но… не съел… принес бабушке и дедушке, а его собаки прогнали. Машенька обрадовалась… и бабушка с дедушкой тоже обрадовались.

Постоян-но смотрит в потолок, вспоминает, крутит ру-

ки. Говорит неторо-пливо. Задумыва-ется.

2

Саша Ж.

Маша пошла гулять в лес и встретила там медведя, страшного и злого. Он ее не отпускал домой, заставлял готовить кашу. Она привела его в деревню, а его тут собаки покусали… нет… она сначала пирожки испекла и залезла в короб, и говорит: «Я все вижу, не ешь пирожки, они для бабушки и дедушки». А потом медведь убежал в лес. Вот. И бабушка обрадовалась.

Рассказы-

вает медлен-

но, невыра-

зительно. Руки на коленях. Напря-женный

взгляд.

3

Маша К.

Машенька жила с дедушкой и бабушкой. Она хотела погулять и пошла в лес за грибами… с подругами. Она ходила, ходила, ходила и ушла далеко-далеко. Зашла в домик и испугалась медведя… он был большой и лохматый. Он ей говорит: «Пеки мне пирожки и кашу вари». Она испекла много пирожков и залезла в сумку… а пирожки положила на голову, чтобы медведь не увидел. И говорит: «Не подглядывай, я все вижу». А медведь устал и есть хочет, а Маша говорит, что все видит. Он принес ее к дедушке и бабушке и убежал… нет, его собаки прогнали. Они ее достали из сумки и больше никуда не отпускали.

Держится

свободно,

рассказы-вает с интере-

сом и вы-

раженной

интона-цией

4

Ира К.

Жила – была девочка. Ее звали Машенька. Она говорит бабушке: «Я хочу погулять, я принесу вам грибов и ягод из леса». Бабушка очень любила грибы и отпустила, а дедушка сказал, чтобы далеко от подружек не уходила. А она перепутала тропинки и пришла к медведю в дом. Медведь обрадовался и говорит: «Теперь мне готовить будешь, а то я тебя съем». А Маша хотела убежать, но забыла, как идти обратно. И решила пирожки испечь. А в лесу очень темно было и большие деревья. Залезла в короб и говорит: «Неси пирожки дедушке и бабушке». Медведь долго шел и устал… и сел на пенек… Маша поругалась, и медведь пошел дальше. Бабушка в деревне ждет внучку… а медведь испугался собак… и убежал опять в лес… Все.

Наклони

лась вперед,

внима-тельно следит

за реакцией

эксперимен

татора. Улы

бается.

5

Света Л.

Жили – были бабушка и дедушка. И была у них внучка Машенька. Пошла она в лес с подругами… шла… и заблудилась… и встретила страшного медведя. Он ее не отпускал домой. А она соскучилась по бабушке с дедушкой… и решила убежать… нет… решила спрятаться в коробе… сначала пирожки испекла, а потом спряталась. И говорит медведю: «Неси пирожки. И не ешь их. Я все вижу». А медведь говорит: «Какая глазастая». Пришел к бабушке и поставил короб. Потом собаки его прогнали… они помогли бабушке с дедушкой… медведь убежал. А Машенька вылезла из пирожков и поцеловала бабушку.

Рассказы-вает заинтере-сованно, иногда с интонацией.

Периоди-

чески заду-

мывается.

Улыбает-ся.

6

Наташа В.

Маша очень красивая девочка. Она добрая. Любит бабушку с дедушкой… испекла пирожки… ой! Нет!... пошла в лес, и ее там поймал медведь… страшный и злой… а она дорогу не знает… чтобы вернуться домой… заблудилась… испекла пирожки и залезла в короб с пирожками, и медведь ее отнес домой… Бабушка обрадовалась, а медведь убежал…

Рассказы-

вает мед-

ленно. Инто-

нация меняется только

тогда, когда ошиба-ется.  Крутит

кофту. Со-

средоточенна.

7

Леша В.

Жили – были дедушка и бабушка. И была у них внучка Машенька. Однажды… дети собрались в лес за ягодами и грибами и стали звать с собой Машеньку. Дедушка с бабушкой сначала не отпускали… они очень волновались за нее… а потом отпустили. Дети шли, шли, собирали ягоды и грибы, а Машенька увидела бабочку, стала любоваться ею… куда бабочка полетит, туда и Маша побежит… и заблудилась. Огляделась… нет никого. Стала кричать и звать на помощь, но никто не отзывался. Ей стало грустно и страшно. Она даже заплакала. Потом шла, шла и увидела избушку. Вошла туда. Увидела, что грязно, и убралась… и сварила кашу. Вдруг заходит большой медведь… он увидел Машеньку и обрадовался. «Теперь вместе жить будем. Ты мне будешь готовить, а я тебе ягоды приносить». Она соскучилась по дедушке с бабушкой, а дорогу не знает, и решила схитрить. Напекла пирожки, а сама в коробе спряталась и говорит медведю: «Отнеси бабушке с дедушкой гостинец, но только не заглядывай в короб». Он согласился. Идет… идет… идет… медведь по лесу и проголодался… говорит: «Сяду на пенек, съем пирожок». А Маша из короба: «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Дошел медведь до бабушки с дедушкой и оставил короб у ворот, а сам убежал. Бабушка с дедушкой обрадовались… что внучка вернулась.

Рассказы-вает сосредо-

точенно, уве-

ренно, не де

лает длин-

ных пауз.

Руки на коленях, спинка вытяну-

та. Речь

ярко

эмо

циональ-но

окрашена.

 

8

Настя Б.

Жила – была Машенька. Она очень любила своих бабушку и дедушку. И однажды решила пойти в лес за грибами… вместе с друзьями. Она гуляла, гуляла и потерялась. Испугалась, звала на помощь… и увидела избушку. Зашла в нее и легла спать… заснула… и входит медведь. Она испугалась. А медведь ей и говорит: «Будем жить вместе. А если убежишь, я тебя съем». Машенька решила испечь пирожки… она хитрая бала. Залезла в короб и говорит медведю: «Отнеси бабушке с дедушкой и не ешь пирожки… я все вижу». Медведь шел долго-долго и устал… сел отдохнуть и съесть пирожок,   а Машенька из короба говорит: «Не ешь пирожок, все вижу». Медведь пошел дальше. Пришел в деревню к бабушке с дедушкой… а его собаки прогнали. Машенька вылезла из короба и обрадовалась.

Рассказы-вает быстро,

Торопли-во.

Огляды-вается по сторонам. Улыбает-ся.

9

Витя П.

Маша пошла гулять и заблудилась. А медведь добрый был… но… добрый был… но и хитрый. Он хотел, чтобы за ним ухаживали, поэтому Машеньку и не отпускал домой. Но она все равно обманула его… залезла в короб с пирожками… спряталась. И он ее вместе с пирожками отнес бабушке с дедушкой. Хотя мишка и хороший, но его, наверное, трудно расчесать… его волосы жесткие, плотные… и Маша хорошая. А бабушка с дедушкой обрадовалась, когда медведь принес пирожки с Машенькой.

Активно жестику-лирует, рассказы-ва

ет с  Инте-

ресом. Наклонен

вперед.

10

Лева М.

Жила Машенька с бабушкой и дедушкой. Она отпросилась у бабушки с дедушкой в лес гулять… нет! Она пошла за грибами и за ягодами. Бабушка не отпустила, но она все равно пошла и заблудилась. В лесу было очень темно и страшно. Она попала в избушку. Там жил большой медведь. Он ей сказал, что теперь они будут жить вместе и она ему будет готовить, а если убежит, то он ее съест. А она обхитрила медведя… испекла пирожки… вкусные… с яблоками и мясом… залезла в короб и он ее отнес в деревню. А по дороге он хотел съесть пирожки, но Машенька все видела и не дала ему съесть… бабушка обрадовалась. А медведь убежал… нет… да… его собаки прогнали.

Рассказы-вает оживлен-

но. Улыбает-

ся, когда

сбивается с мысли и задумыва-ется.

 

 



Информация о работе Роль воображения в развитии личности старшего дошкольника