Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа
Итак, целью исследования было поставлено: выявить, какую роль играет воображение в развитии личности дошкольника, в частности, в развитии речевой и эмоциональной сферы.
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники по данной теме;
2. рассмотреть воображение как процесс;
3. описать психологические механизмы воображения;
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
1.1. Воображение как процесс……………………………………….7
1.2. Механизмы воображения ………………………………………10
1.3. Виды воображения………………………………………………12
1.4. Этапы развития воображения дошкольника ………………….15
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению связи воображения с развитием личности старшего дошкольника
2.1. Ход исследования. Методы исследования…………………….22
2.2.Анализ результатов исследования……………………………….29
Заключение …………………………………………………………...31
Библиографический список использованной литературы……..33
2.2. Анализ результатов исследования
Данные методики были проведены в группе из 10 детей в возрасте 6-7 лет.
1. Методика «Расскажи, о чем говорится в сказке»
На основании рассказов детей было установлено, что осознанность, т.е. наличие главной идеи сказки, присутствует во всех работах.
Сюжет:
- 80% детей воссоздали сказочный сюжет, состоящий из одной линии (это прогулка в лес, включающая встречу с медведем, придумывание способа вернуться домой, встреча с бабушкой и дедушкой). Сюжет в рассказах развивается и логически завершается.
- 10% помимо основного, дети указали на встречу с персонажами, которые не были описаны в оригинале (это бабочка, из-за которой Машенька заблудилась).
Композиция сказки выделена у 80% детей, из которых 60% - четко и правильно, а 20% не соблюдали последовательность композиции, например, меняя местами кульминацию и развязку. Остальные 20% опускали один или несколько составных частей композиции.
Все дети основывали свои рассказы как на главных героях (Машенька, медведь), так и на второстепенных (бабушка, дедушка, подруги, собаки).
Эмоциональное описание героев в большинстве случаев соответствовали отведенной роли в заданной сказке. Машенька выступала как маленькая, красивая, хорошая и сообразительная (хитрая) девочка в 80% рассказах детей; ей страшно, грустно, она плачет и пугается – 20%. Медведь – страшный, злой, хитрый – 60%, большой и лохматый – 20%, хороший – 10%.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает достаточно высокого уровня. В 30% изложенных рассказов присутствовала только косвенная речь. Во всех остальных случаях использовалась прямая речь, диалоги.
2. Методики «Составление сказки», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» и «Рассказ по картинкам»
Таблица 1. Воображение в эмоциональной и личностной сферах
| Воссоздающее воображение | Связь воображения с эмоциями | Связь воображения с умением соотносить жизненные ситуации в причинно-следственной последовательности |
Оля Т. | 3б. | 4б. | 4б. |
Саша Ж. | 4б. | 3б. | 4б. |
Маша К. | 5б. | 5б. | 4б. |
Ира К. | 5б. | 5б. | 5б. |
Света Л. | 5б. | 5б. | 4б. |
Наташа В. | 3б. | 2б. | 3б. |
Леша В. | 4б. | 5б. | 4б. |
Настя Б. | 4б. | 3б. | 3б. |
Витя П. | 4б. | 5б. | 5б. |
Лева М. | 5б. | 5б. | 4б. |
Итак, при сравнении результатов четырех проведенных методик, была выявлена прямая связь между уровнем развития воображения и уровнем развития личности старших дошкольников. Эта связь отражена в таблицах №№ 1, 2 (см. Приложение). Таким образом, наша гипотеза о том, что у детей с высоким уровнем развития воображения будут лучше развиты речевая и эмоциональная сферы, а также логика рассказывания, умение соотносить жизненные ситуации в причинно-следственной последовательности, чем у детей с низким уровнем развития воображения, - оправдалась.
Заключение
Целью курсовой работы было выяснить, какую роль играет воображение в развитии личности дошкольника. С помощью анализа необходимой литературы, а также проведенных исследований, была подтверждена гипотеза о наличии прямой зависимости между уровнем развития воображения и сторон личности старшего дошкольника.
В ходе нашей курсовой работы мы выяснили, что воображение - это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.
Мы выяснили, что воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и творческое, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.
Преобразование действительности при помощи воображения происходит посредством нескольких основных способов: агглютинации, акцентуирования, схематизации, гиперболизации и типизации.
Если воображение младшего дошкольника вначале ещё очень ограниченно и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение старшего дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в более раннем возрасте черты.
Анализ процесса воображения связан с трудностями, обусловленными его своеобразием, т.к. оно переплетается со всеми видами познания.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся, способствует саморазвитию личности ребенка.
Библиографический список использованной литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: 2003. – 514с.
2. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М.: 2005. – 52 с.
3. Боровик, О.С. Развиваем воображение/О.С. Боровик // Дошкольное образование. 2001. №1 ???
4. Выготский, Л.С. Лекции по психологии/Л.С. Выготский. - СПб.: 2003. – 25с.
5. Вьюнова, М.И.. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие/М.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. - М.: 2003. – 102 с.
6. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества/А.Я. Дудецкий. – Смоленск: 2004. – 135 с.
7. Дьяченко, О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей /О.М. Дьяченко// Дошкольное воспитание. 2003. №8 ???
8. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника/О.М. Дьяченко. - М.: 2008. – 65 с.
9. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16 ???
10. Ермолаева, М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе)/М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. - М.: 2002. – 18 с.
11. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов/А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: 2004. – 59 с.
12. Кириллова, Г.А. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12 ???
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика/С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: 2000. – 75 с.
14. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста/Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: 2003. – 41 с.
15. Кравцова, Е.Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12 ???
16. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/Е.Е. Кравцова. - М.: 2001. – 21 с.
17. Крутецкий, В.А. Психология/В.А. Крутецкий. - М.: 2006. – 112 с.
18. Люблинская, А.А. Детская психология/А.А. Люблинская. - М.: 2001. – 84с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/В.С. Мухина. -М.: 2002. – 42 с.
20. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 2005 ???
21. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 2003 ???
22. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология/Л.Ф. Обухова. - М.: 2004. – 42 с.
23. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы/Л.Ф. Обухова. - М.: 2004. – 158 с.
24. Общая, психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. М., 2006 ???
25. Палагина, Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике // Вопросы психологии. 2007. №6 ???
26. Пороцкая, Е.И. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения // Дошкольное воспитание. 2004. №9 ???
28. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада/Т.А. Репина. - М.: 2003. – 15 с.
29 Рибо, Т. Творческое воображение/Т. Рибо. – М.: 2001. – 56 с.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. - М.: 2003. – 201 с.
31. Столяренко, Л.Д. Основы психологии/Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: 2004. – 98 с.
32. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум/Г.А. Урунтаева. - М.: 2006. – 48 с.
33. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология/Г.А. Урунтаева. - М.: 2007. – 121 с.
34. Щербакова, А.И. Практикум по общей психологии/А.И. Щербакова. - М.: 2000. – 21 с.
35. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б. Эльконин. - М.: 2005. – 84 с.
Приложение
Таблица 2. Воображение в речевой деятельности
№ | Дошко-льник | Рассказ дословно | Поведе-ние, эмоции |
1 | Оля Т. | Жила–была Машенька. Она пошла в лес за грибами. А бабушка с дедушкой ей говорили, чтобы она далеко не уходила. И она заблудилась… увидела избушку, а там… медведь… он ей и говорит: «Теперь у меня жить будешь и готовить»… Машенька решила убежать от злого медведя. Залезла в короб и говорит, чтобы бабушке и дедушке отнес пирожки. Медведь хотел съесть пирожки, но… не съел… принес бабушке и дедушке, а его собаки прогнали. Машенька обрадовалась… и бабушка с дедушкой тоже обрадовались. | Постоян-но смотрит в потолок, вспоминает, крутит ру- ки. Говорит неторо-пливо. Задумыва-ется. |
2 | Саша Ж. | Маша пошла гулять в лес и встретила там медведя, страшного и злого. Он ее не отпускал домой, заставлял готовить кашу. Она привела его в деревню, а его тут собаки покусали… нет… она сначала пирожки испекла и залезла в короб, и говорит: «Я все вижу, не ешь пирожки, они для бабушки и дедушки». А потом медведь убежал в лес. Вот. И бабушка обрадовалась. | Рассказы- вает медлен- но, невыра- зительно. Руки на коленях. Напря-женный взгляд. |
3 | Маша К. | Машенька жила с дедушкой и бабушкой. Она хотела погулять и пошла в лес за грибами… с подругами. Она ходила, ходила, ходила и ушла далеко-далеко. Зашла в домик и испугалась медведя… он был большой и лохматый. Он ей говорит: «Пеки мне пирожки и кашу вари». Она испекла много пирожков и залезла в сумку… а пирожки положила на голову, чтобы медведь не увидел. И говорит: «Не подглядывай, я все вижу». А медведь устал и есть хочет, а Маша говорит, что все видит. Он принес ее к дедушке и бабушке и убежал… нет, его собаки прогнали. Они ее достали из сумки и больше никуда не отпускали. | Держится свободно, рассказы-вает с интере- сом и вы- раженной интона-цией |
4 | Ира К. | Жила – была девочка. Ее звали Машенька. Она говорит бабушке: «Я хочу погулять, я принесу вам грибов и ягод из леса». Бабушка очень любила грибы и отпустила, а дедушка сказал, чтобы далеко от подружек не уходила. А она перепутала тропинки и пришла к медведю в дом. Медведь обрадовался и говорит: «Теперь мне готовить будешь, а то я тебя съем». А Маша хотела убежать, но забыла, как идти обратно. И решила пирожки испечь. А в лесу очень темно было и большие деревья. Залезла в короб и говорит: «Неси пирожки дедушке и бабушке». Медведь долго шел и устал… и сел на пенек… Маша поругалась, и медведь пошел дальше. Бабушка в деревне ждет внучку… а медведь испугался собак… и убежал опять в лес… Все. | Наклони лась вперед, внима-тельно следит за реакцией эксперимен татора. Улы бается. |
5 | Света Л. | Жили – были бабушка и дедушка. И была у них внучка Машенька. Пошла она в лес с подругами… шла… и заблудилась… и встретила страшного медведя. Он ее не отпускал домой. А она соскучилась по бабушке с дедушкой… и решила убежать… нет… решила спрятаться в коробе… сначала пирожки испекла, а потом спряталась. И говорит медведю: «Неси пирожки. И не ешь их. Я все вижу». А медведь говорит: «Какая глазастая». Пришел к бабушке и поставил короб. Потом собаки его прогнали… они помогли бабушке с дедушкой… медведь убежал. А Машенька вылезла из пирожков и поцеловала бабушку. | Рассказы-вает заинтере-сованно, иногда с интонацией. Периоди- чески заду- мывается. Улыбает-ся. |
6 | Наташа В. | Маша очень красивая девочка. Она добрая. Любит бабушку с дедушкой… испекла пирожки… ой! Нет!... пошла в лес, и ее там поймал медведь… страшный и злой… а она дорогу не знает… чтобы вернуться домой… заблудилась… испекла пирожки и залезла в короб с пирожками, и медведь ее отнес домой… Бабушка обрадовалась, а медведь убежал… | Рассказы- вает мед- ленно. Инто- нация меняется только тогда, когда ошиба-ется. Крутит кофту. Со- средоточенна. |
7 | Леша В. | Жили – были дедушка и бабушка. И была у них внучка Машенька. Однажды… дети собрались в лес за ягодами и грибами и стали звать с собой Машеньку. Дедушка с бабушкой сначала не отпускали… они очень волновались за нее… а потом отпустили. Дети шли, шли, собирали ягоды и грибы, а Машенька увидела бабочку, стала любоваться ею… куда бабочка полетит, туда и Маша побежит… и заблудилась. Огляделась… нет никого. Стала кричать и звать на помощь, но никто не отзывался. Ей стало грустно и страшно. Она даже заплакала. Потом шла, шла и увидела избушку. Вошла туда. Увидела, что грязно, и убралась… и сварила кашу. Вдруг заходит большой медведь… он увидел Машеньку и обрадовался. «Теперь вместе жить будем. Ты мне будешь готовить, а я тебе ягоды приносить». Она соскучилась по дедушке с бабушкой, а дорогу не знает, и решила схитрить. Напекла пирожки, а сама в коробе спряталась и говорит медведю: «Отнеси бабушке с дедушкой гостинец, но только не заглядывай в короб». Он согласился. Идет… идет… идет… медведь по лесу и проголодался… говорит: «Сяду на пенек, съем пирожок». А Маша из короба: «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Дошел медведь до бабушки с дедушкой и оставил короб у ворот, а сам убежал. Бабушка с дедушкой обрадовались… что внучка вернулась. | Рассказы-вает сосредо- точенно, уве- ренно, не де лает длин- ных пауз. Руки на коленях, спинка вытяну- та. Речь ярко эмо циональ-но окрашена.
|
8 | Настя Б. | Жила – была Машенька. Она очень любила своих бабушку и дедушку. И однажды решила пойти в лес за грибами… вместе с друзьями. Она гуляла, гуляла и потерялась. Испугалась, звала на помощь… и увидела избушку. Зашла в нее и легла спать… заснула… и входит медведь. Она испугалась. А медведь ей и говорит: «Будем жить вместе. А если убежишь, я тебя съем». Машенька решила испечь пирожки… она хитрая бала. Залезла в короб и говорит медведю: «Отнеси бабушке с дедушкой и не ешь пирожки… я все вижу». Медведь шел долго-долго и устал… сел отдохнуть и съесть пирожок, а Машенька из короба говорит: «Не ешь пирожок, все вижу». Медведь пошел дальше. Пришел в деревню к бабушке с дедушкой… а его собаки прогнали. Машенька вылезла из короба и обрадовалась. | Рассказы-вает быстро, Торопли-во. Огляды-вается по сторонам. Улыбает-ся. |
9 | Витя П. | Маша пошла гулять и заблудилась. А медведь добрый был… но… добрый был… но и хитрый. Он хотел, чтобы за ним ухаживали, поэтому Машеньку и не отпускал домой. Но она все равно обманула его… залезла в короб с пирожками… спряталась. И он ее вместе с пирожками отнес бабушке с дедушкой. Хотя мишка и хороший, но его, наверное, трудно расчесать… его волосы жесткие, плотные… и Маша хорошая. А бабушка с дедушкой обрадовалась, когда медведь принес пирожки с Машенькой. | Активно жестику-лирует, рассказы-ва ет с Инте- ресом. Наклонен вперед. |
10 | Лева М. | Жила Машенька с бабушкой и дедушкой. Она отпросилась у бабушки с дедушкой в лес гулять… нет! Она пошла за грибами и за ягодами. Бабушка не отпустила, но она все равно пошла и заблудилась. В лесу было очень темно и страшно. Она попала в избушку. Там жил большой медведь. Он ей сказал, что теперь они будут жить вместе и она ему будет готовить, а если убежит, то он ее съест. А она обхитрила медведя… испекла пирожки… вкусные… с яблоками и мясом… залезла в короб и он ее отнес в деревню. А по дороге он хотел съесть пирожки, но Машенька все видела и не дала ему съесть… бабушка обрадовалась. А медведь убежал… нет… да… его собаки прогнали. | Рассказы-вает оживлен- но. Улыбает- ся, когда сбивается с мысли и задумыва-ется. |
Информация о работе Роль воображения в развитии личности старшего дошкольника