Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа
Итак, целью исследования было поставлено: выявить, какую роль играет воображение в развитии личности дошкольника, в частности, в развитии речевой и эмоциональной сферы.
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники по данной теме;
2. рассмотреть воображение как процесс;
3. описать психологические механизмы воображения;
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
1.1. Воображение как процесс……………………………………….7
1.2. Механизмы воображения ………………………………………10
1.3. Виды воображения………………………………………………12
1.4. Этапы развития воображения дошкольника ………………….15
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению связи воображения с развитием личности старшего дошкольника
2.1. Ход исследования. Методы исследования…………………….22
2.2.Анализ результатов исследования……………………………….29
Заключение …………………………………………………………...31
Библиографический список использованной литературы……..33
Аффективное воображение ребенка направлено, с одной стороны, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности, а с другой стороны, в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Возможности для этого создает и развитие умения действовать в образном плане. Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча в течение часа лежал среди расставленных игрушек, а на вопрос о том, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают.
Творчество ребенка, особенно в этом возрасте, часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Например, в консультационном обследовании мальчик 6 лет, воспитывающийся в ситуации гиперопеки, при выполнении задания на рисование выдуманного животного рисует Змея Горыныча с шипами на голове. На вопрос экспериментатора о назначении шипов мальчик отвечает, что это Змей Горыныч отрастил себе, чтобы ему на голову не садились.
Познавательное воображение в этом возрасте претерпевает качественные изменения. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и поиск самой идеи, замысла.
В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный образ начинается строиться способом «включение»: он по-прежнему создается на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становиться отдельной деталью образа воображения. Например, при дорисовывании неоконченных изображений тот же квадрат превращается в кирпич, который поднимает подъемный кран. Возможности использования при создании идей продуктов воображения именно так построенного образа обеспечивает многовариантность решения задач, что и перестраивает, направляет процесс воображение в сторону поиска, выбора оптимального решения. Совершенно очевидно, что такой поиск присутствует и в развитом творческом процессе взрослого человека. Слово может успешно включаться в процесс порождения оригинальной идеи в том случае, когда за ним не стоит жестко определенное представление или узкий круг обобщений.
Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае воображения – план разворачивания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. В этом возрасте, выполняя задание на дорисовывание с предшествующим речевым планированием, дети часто дают полный многошаговый план произведения. Например: «Я здесь нарисую домик, около домика – сад, а девочка ходит и цветы собирает» или «Я нарисую Новый год. Елка стоит, рядом Дед Мороз и Снегурочка, а под елкой мешок с подарками». Практически все дети этого возраста точно реализуют свои замыслы, обычно дополняя их в процессе исполнения разнообразными деталями.
Итак, проанализировав литературные источники по данной теме, мы:
1. ознакомились с феноменом воображения;
2. изучили точки зрения на этот феномен таких авторов, как С.Л. Рубинштейн, Э.В. Ильенков, Л.С. Выготский;
3. выяснили, в чем значение воображения и как оно выражается;
4. рассмотрели механизм воображения;
5. ознакомились с двумя видами воображения – произвольным и непроизвольным, а также с тем, как они проявляются;
6. ознакомились с двумя видами произвольного воображения;
7. изучили этапы воображения дошкольника, а также особенности развития различных сторон личности в эти этапы.
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению связи воображения с развитием личности старшего дошкольника
2.1. Ход исследования. Методы исследования.
Для выявления роли воображения в развитии личности старшего дошкольника были выбраны следующие методики:
1. Методика «Расскажи, о чем говорится в сказке».
Цель: выявить связь воображения с речевой деятельностью.
Необходимые материалы: сказка «Машенька и медведь».
Подготовка к исследованию: перед экспериментом проводилась психологическая разминка, цель которой – добиться раскованности испытуемых.
Проведение исследования: эксперимент проходил индивидуально. В ходе эксперимента ребенку неторопливо и выразительно зачитывалась русская народная сказка «Машенька и медведь».
Сказка «Машенька и медведь»
Жили-были дедушка, бабушка да внучка Машенька.
Собралась однажды Машенька с подружками в лес — по грибы да по ягоды.
— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.
Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает: «Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..» А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.
Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.
— А если уйдёшь, — говорит, — всё равно поймаю и тогда уж съем!
Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого...
Думала она, думала и придумала.
Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
— Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!
А Машеньке того и надо!
Напекла она пирожков, достала большой—пребольшой короб и говорит медведю:
— Вот, смотри: я в короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!
Машенька говорит:
— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик! Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.
Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:
— Сяду на пенёк, съем пирожок!
А Машенька из короба:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
— Ишь какая глазастая, — говорит медведь, — всё видит! Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:
— Сяду на пенёк, съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Удивился медведь:
— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит! Встал и пошёл скорее.
Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.
— Что это в коробе? — говорит бабушка.
А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
После чтения сказки детям предлагали: "Расскажи то, о чем говорится в сказке". В процессе эксперимента экспериментатор фиксировал рассказ, а также эмоциональные реакции и поведение ребенка. По составленным записям составлялись таблицы для исследования полученных данных, после чего проводился анализ рассказов для выяснения логичности, завершенности, эмоциональной окрашенности, наличия выдуманных персонажей, использования прямой и косвенной речи.
2. Методика «Заполнение отсутствующих деталей в изображении».
Цель: исследовать воссоздающее воображение.
Проведение исследования: детям предлагалось подобрать к рисункам деталь, с учётом восстановления непрерывности узора. На работу давалось 5 минут.
Результаты эксперимента оценивались по пятибалльной системе:
1 балл - не справился за отведённое время и допустил 3 ошибки.
2 балла - не успел за отведённое время, но выполнил всё правильно.
3 балла - допустил 2 ошибки.
4 балла - допустил 1 ошибку.
5 баллов - не допустил ошибок, по времени уложился.
3. Методика «Составление сказки».
Цель: исследовать связь воображения с эмоциями.
Проведение исследования: детям предлагалось в непринужденной форме, индивидуально, придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). На это давалось 5 минут, после чего ребенка просили её рассказать. Если ребёнок повторял знакомую сказку, то инструкцию повторяли.
Результаты оценивались по пятибалльной системе:
1 балл - дети рассказывают знакомую сказку, даже по наводящим вопросам.
2 балла - дети сочиняют сказку, но эмоциональная окраска не соответствует заданию.
3 балла - дети сочиняют сказку, но эмоциональная окраска не выдержанна.
4 балла - дети сочиняют свою сказку, но с помощью экспериментатора дополняют её элементами. Эмоциональная окраска соответствует заданию.
5 баллов - дети сочиняют структурно оформленную сказку (есть композиция), детализированы персонажи и сюжет без помощи экспериментатора.
4. Методика “Рассказ по картинкам”
Цель: исследовать связь воображения с умением соотносить жизненные ситуации в причинно-следственной последовательности.
Проведение исследования: детям предлагался ряд картинок, по которым они должны были составить рассказ. Данная методика проводилась индивидуально с каждым ребенком. Время на составление рассказа – 5 минут.
Результаты работы оценивались по пятибалльной системе:
1 балл - ответ неправильный, не может придумать даже при помощи экспериментатора.
2 балла - ответ не по существу, по наводящим вопросам, пропущено много рисунков, история не детализирована.
3 балла - неоригинальный ответ, пропущено несколько рисунков, нравственная сторона определенна неправильно.
4 балла - необычный ответ с элементами фантазирования, история не сильно детализирована, но выдержана логика, юмористическая сторона раскрыта не полно.
5 баллов - полно выражен сюжет, рисунки не пропущены, история детализирована, выдержана логика и последовательность, много фрагментов с элементами юмора, правильно оценена нравственная сторона сюжета.
Информация о работе Роль воображения в развитии личности старшего дошкольника