Роль воображения в развитии личности старшего дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью исследования было поставлено: выявить, какую роль играет воображение в развитии личности дошкольника, в частности, в развитии речевой и эмоциональной сферы.
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники по данной теме;
2. рассмотреть воображение как процесс;
3. описать психологические механизмы воображения;

Содержание

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы

1.1. Воображение как процесс……………………………………….7

1.2. Механизмы воображения ………………………………………10

1.3. Виды воображения………………………………………………12

1.4. Этапы развития воображения дошкольника ………………….15

Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению связи воображения с развитием личности старшего дошкольника

2.1. Ход исследования. Методы исследования…………………….22

2.2.Анализ результатов исследования……………………………….29

Заключение …………………………………………………………...31

Библиографический список использованной литературы……..33

Работа содержит 1 файл

курс.роль воображения.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Аффективное воображение ребенка направлено, с одной стороны, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности, а с другой стороны, в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Возможности для этого создает и развитие умения действовать в образном плане. Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча в течение часа лежал среди расставленных игрушек, а на вопрос о том, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают.

Творчество ребенка, особенно в этом возрасте, часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Например, в консультационном обследовании мальчик 6 лет, воспитывающийся в ситуации гиперопеки, при выполнении задания на рисование выдуманного животного рисует Змея Горыныча с шипами на голове. На вопрос экспериментатора о назначении шипов мальчик отвечает, что это Змей Горыныч отрастил себе, чтобы ему на голову не садились.

Познавательное воображение в этом возрасте претерпевает качественные изменения. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и поиск самой идеи, замысла.

В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный образ начинается строиться способом «включение»: он по-прежнему создается на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становиться отдельной деталью образа воображения. Например, при дорисовывании неоконченных изображений тот же квадрат превращается в кирпич, который поднимает подъемный кран. Возможности использования при создании идей продуктов воображения именно так построенного образа обеспечивает многовариантность решения задач, что и перестраивает, направляет процесс воображение в сторону поиска, выбора оптимального решения. Совершенно очевидно, что такой поиск присутствует и в развитом творческом процессе взрослого человека. Слово может успешно включаться в процесс порождения оригинальной идеи в том случае, когда за ним не стоит жестко определенное представление или узкий круг обобщений.

Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае воображения – план разворачивания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. В этом возрасте, выполняя задание на дорисовывание с предшествующим речевым планированием, дети часто дают полный многошаговый план произведения. Например: «Я здесь нарисую домик, около домика – сад, а девочка ходит и цветы собирает» или «Я нарисую Новый год. Елка стоит, рядом Дед Мороз и Снегурочка, а под елкой мешок с подарками». Практически все дети этого возраста точно реализуют свои замыслы, обычно дополняя их в процессе исполнения разнообразными деталями.

 

 

Итак, проанализировав литературные источники по данной теме, мы:

1.      ознакомились с феноменом воображения;

2.      изучили точки зрения на этот феномен таких авторов, как С.Л. Рубинштейн, Э.В. Ильенков, Л.С. Выготский;

3.      выяснили, в чем значение воображения и как оно выражается;

4.      рассмотрели механизм воображения;

5.      ознакомились с двумя видами воображения – произвольным и непроизвольным, а также с тем, как они проявляются;

6.      ознакомились с двумя видами произвольного воображения;

7.      изучили этапы воображения дошкольника, а также особенности развития различных сторон личности в эти этапы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению связи воображения с развитием личности старшего дошкольника

 

2.1. Ход исследования. Методы исследования.

 

Для выявления роли воображения в развитии личности старшего дошкольника были выбраны следующие методики:

1.      Методика «Расскажи, о чем говорится в сказке».

Цель: выявить связь воображения с речевой деятельностью.

Необходимые материалы: сказка «Машенька и медведь».

Подготовка к исследованию: перед экспериментом проводилась психологическая разминка, цель которой – добиться раскованности испытуемых.

Проведение исследования: эксперимент проходил индивидуально. В ходе эксперимента ребенку неторопливо и выразительно зачитывалась русская народная сказка «Машенька и медведь».

 

Сказка «Машенька и медведь»

 

Жили-были дедушка, бабушка да внучка Машенька.

Собралась однажды Машенька с подружками в лес — по грибы да по ягоды.

— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Села и думает: «Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..» А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

— А если уйдёшь, — говорит, — всё равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого...

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой—пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!

Машенька говорит:

— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик! Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:

— Сяду на пенёк, съем пирожок!

А Машенька из короба:

— Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

— Ишь какая глазастая, — говорит медведь, — всё видит! Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:

— Сяду на пенёк, съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

— Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Удивился медведь:

— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит! Встал и пошёл скорее.

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.

— Что это в коробе? — говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

 

 

После чтения сказки детям предлагали: "Расскажи то,  о  чем  говорится в сказке". В процессе эксперимента экспериментатор фиксировал рассказ, а также эмоциональные реакции и поведение ребенка. По составленным записям составлялись таблицы для исследования полученных данных, после чего проводился анализ рассказов для выяснения логичности, завершенности, эмоциональной окрашенности, наличия выдуманных персонажей, использования прямой и косвенной речи.

 

2. Методика «Заполнение отсутствующих деталей в изображении».

Цель: исследовать воссоздающее воображение.

Проведение исследования: детям предлагалось подобрать к рисункам деталь, с учётом восстановления непрерывности узора. На работу давалось 5 минут.

 

 

Результаты эксперимента оценивались по пятибалльной системе:

1 балл - не справился за отведённое время и допустил 3 ошибки.

2 балла - не успел за отведённое время, но выполнил всё правильно.

3 балла - допустил 2 ошибки.

4 балла - допустил 1 ошибку.

5 баллов - не допустил ошибок, по времени уложился.

 

3. Методика «Составление сказки».

Цель: исследовать связь воображения с эмоциями.

Проведение исследования: детям предлагалось в непринужденной форме, индивидуально, придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). На это давалось 5 минут, после чего ребенка просили её рассказать. Если ребёнок повторял знакомую сказку, то инструкцию повторяли.

 

Результаты оценивались по пятибалльной системе:

1 балл - дети рассказывают знакомую сказку, даже по наводящим вопросам.

2 балла - дети сочиняют сказку, но эмоциональная окраска не соответствует заданию.

3 балла - дети сочиняют сказку, но эмоциональная окраска не выдержанна.

4 балла - дети сочиняют свою сказку, но с помощью экспериментатора дополняют её элементами. Эмоциональная окраска соответствует заданию.

5 баллов - дети сочиняют структурно оформленную сказку (есть композиция), детализированы персонажи и сюжет без помощи экспериментатора.

 

4. Методика “Рассказ по картинкам”

Цель: исследовать связь воображения с умением соотносить жизненные ситуации в причинно-следственной последовательности.

Проведение исследования: детям предлагался ряд картинок, по которым они должны были составить рассказ. Данная методика проводилась индивидуально с каждым ребенком. Время на составление рассказа – 5 минут.

Результаты работы оценивались по пятибалльной системе:

1 балл - ответ неправильный, не может придумать даже при помощи экспериментатора.

2 балла - ответ не по существу, по наводящим вопросам, пропущено много рисунков, история не  детализирована.

3 балла - неоригинальный ответ, пропущено несколько рисунков, нравственная сторона определенна неправильно.

4 балла - необычный ответ с элементами фантазирования, история не сильно детализирована, но выдержана логика, юмористическая сторона раскрыта не полно.

5 баллов - полно выражен сюжет, рисунки не пропущены, история детализирована, выдержана логика и последовательность, много фрагментов с элементами юмора, правильно оценена нравственная сторона сюжета.

 

 

 

Информация о работе Роль воображения в развитии личности старшего дошкольника