Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа
Итак, целью исследования было поставлено: выявить, какую роль играет воображение в развитии личности дошкольника, в частности, в развитии речевой и эмоциональной сферы.
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники по данной теме;
2. рассмотреть воображение как процесс;
3. описать психологические механизмы воображения;
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
1.1. Воображение как процесс……………………………………….7
1.2. Механизмы воображения ………………………………………10
1.3. Виды воображения………………………………………………12
1.4. Этапы развития воображения дошкольника ………………….15
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению связи воображения с развитием личности старшего дошкольника
2.1. Ход исследования. Методы исследования…………………….22
2.2.Анализ результатов исследования……………………………….29
Заключение …………………………………………………………...31
Библиографический список использованной литературы……..33
Аналогия может быть:
- близкой (внешний вид самолета напоминает парящую птицу);
- отдаленной (космический корабль, морской корабль);
- непосредственной;
- ступенчатой.
Анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его элементы. Он дает знание отдельных элементов.
Синтез – мысленное соединение отдельных частей предмета или сочетание отдельных свойств. Он обычно осуществляется вместе с анализом. Синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом. Синтез может осуществляться при непосредственном восприятии предметов и явлений, или при мысленном представлении их.
Различают 2 вида синтеза:
- мысленное сочетание разных признаков, свойств, предметов и явлений нашей действительности;
- мысленное объединение частей в целое.
Синтез осуществляется в различных формах. Самая элементарная форма синтезирования образов – агглютинация – способ создания нового образа путем соединения различных несоединимых в повседневной жизни частей. Путем агглютинации строятся различные сказочные образы (Русалка, Пегас, Кентавр).
Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета, отдельных его частей (карлик Нос) или изменение частей предмета и их смешение (многорукие боги).
Комбинирование – сочетание отдельных элементов, различных образов предметов в новых комбинациях. Комбинирование – это творческий синтез, а не просто сумма уже известных элементов.
Акцентирование – заострение, подчеркивание, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи. Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:
- утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика;
- преувеличение, преуменьшение.
Схематизация – отдельные представления сливаются, сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства.
Типизация – обобщенная эмоциональная насыщенность образа. Это наиболее сложный путь создания образа воображения. Для нее характерно выявление существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактов и воплощение их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, рабочего, инженера.
На использовании синтеза, аналогии и способов построения образов строятся многочисленные приемы развития воображения.
1.3. Виды воображения
По степени активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов выделяют виды:
1. Непроизвольное (пассивное).
2. Произвольное (активное).
1. Непроизвольное воображение: новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. При этом человек временно уходит в область далёких от реальности представлений. Здесь образы не воплощаются в жизнь. К образам непроизвольного воображения относятся сновидения, галлюцинации, грёзы.
Пассивное воображение может возникать непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии, в полудремном состоянии, во сне (сновидения), при паталогических расстройствах (галлюцинации). Сновидения детей всегда носят осмысленный характер.
Галлюцинации - пассивное, непреднамеренное воображение. Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний - чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.
Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно. Образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то приятном, радостном. В грёзах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессе воображения у человека преобладают грёзы, то это дефект личности, он свидетельствует о её пассивности.
2. Произвольное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие достигает в ранних играх. Необходимость построить своё поведение в соответствии с приятной для себя ролью требует активной работы воображения.
По степени самостоятельности воображения и оригинальности его продуктов произвольное воображение делят на:
- воссоздающее (репродуктивное);
- творческое.
- воссоздающее воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием, по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, которые субъективно новые для данного человека, а объективно они уже существуют.
Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что непосредственно не воспринимаем, но что нам сообщают другие люди. Опора на наглядный материал всегда помогает работе воссоздающего воображения – воссозданный образ становится более точным, он более правильно воспроизводит реальную действительность. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.
- творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание. Роль творческого воображения огромна. Создаются новые, оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым. Если у детей творческое воображение преобладает над пассивной мечтательностью, то это говорит о высоком уровне развития личности.
Особый вид творческого воображения – фантазия. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазиям относятся научно-фантастические и сказочно-фантастические образы. В фантазии представлены образы и явления, которых в природе нет.
Еще один вид воображения – мечта. Она всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить свое будущее невозможно без воображения. К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека.
1.4. Этапы развития воображения дошкольника
1 этап. 2,5 – 3 года. В этом возрасте как раз и происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанное с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом, и отсюда – направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения обращение к предметам – заместителям (В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин). С другой – выделение своего личного «я», переживание своей отдаленности от окружающего мира (Р. Бернс, В.С. Мухина).
Отметим, что, вероятно, именно аффективное воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличие от положительных эмоций, связанных в сознании ребенка с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний по ряду причин ребенком не осознается, что ведет к использованию символов для выражения своих отрицательных переживаний. Первоначально эти символы заимствуются детьми, а затем создаются самостоятельно.
В случае угрозы образу «я» ребенок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности. С этим механизмом связаны рассказы – фантазии детей о том, что они самые сильные, что они кого-то самого сильного в группе победили и т.п.
Процесс воображения включает в себя два этапа:
1) порождение идеи;
2) составление плана ее реализации.
Процесс порождения идеи связан, прежде всего, с переструктурированием образов (слово также включается в этот процесс). В исследованиях О.М. Дьяченко было показано, что для развития воображения решающим фактором оказываются многоконтекстность использования слова.
Относительно процесса порождения плана реализации идеи можно полагать, что планирование связано, прежде всего, с планирующей функцией речи. Однако так же, как речевые процессы включается в этап порождения идеи продукта воображения, образные процессы могут включаться в планирование целостного продукта. План может быть представлен как цепочка образов, моделирующая основное содержание. С возможностью планирования у ребенка прямо связан уровень умения создавать целостные произведения.
Есть основания полагать, что на описываемом этапе (2,5 -3 года) специфической особенностью использования образа при порождении идеи воображаемого продукта является построение этого образа действием «опредмечивания». Отдельные впечатления от действительности достраиваются до некоторого предметного целого, причем занимают в этом целом центральное положение. Например, при дорисовывании неопределенных изображений дети превращают квадрат в дом, телевизор, будку для собачки и т.п. Поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие стабильной общей деятельности), их образы могут отличаться значительной оригинальностью. «Опредмеченный» образ становится первой ступенью в овладении средствами воображения как высшей психической функции, так как возможность его использования позволяет ребенку направлять свое воображение на решение стоящей перед ним задачи.
Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение «творит» только идею, а ее разворачивание обычно лишь воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводило к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от нее. Так, в эксперименте с дорисовыванием неоконченных изображений детей младшей группы просили сначала рассказать, что они нарисуют. А потом уже рисовать. Оказалось, то практически все дети, успешно выполнявшие задание на дорисовывание без предварительного планирования, или отказались от нового задания, или спустились на более низкий уровень его выполнения.
2 этап. 4-5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на освоение норм, прежде всего, социальных, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать. Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогических воздействий связано то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается.
В этом возрасте, по данным работы психологической консультации, у здоровых детей снижается чистота возникновения устойчивых страхов, и обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Устойчивые внутренние конфликты чаще всего проявляются в построении элементарных замещающих воображаемых ситуаций: дети начинают придумывать истории про плохого мальчика, который вместо них делает все шалости, выдумывают себе друзей и т.п.
Познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребенок 4–5 лет нацелен на следование образцам. Отклонения от образцов в процессе овладения ими возможны, но они носят часто случайный, ненаправленный характер. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ, как и более младших детей, строится путем использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. Слово может включаться в этот процесс, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений.
К 4-5 годам в процессе воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Это проявилось в экспериментах О.М.Дьяченко на дорисовывание, когда ребенка просили сначала рассказать, что он нарисует, а затем уже рисовать. Если в младшем возрасте такое предложение, как правило, разрушало деятельность, то с 4-5 лет дети переходят к ступенчатому планированию. Дети называют один шаг своего плана (например: «я здесь нарисую домик»), довольно точно реализуют его (обычно дают схематическое изображение домика), а потом, увидев результат, начинают от него пошагово выстраивать цепочку преобразований (дополняют изображение деталями, рисуют рядом что-нибудь еще, и т.п.). Иногда такое ступенчатое планирование отражается в громкой речи ребенка: «Нарисую домик», - «А теперь трубу и окошечки», затем – «Рядом с домиком девочку нарисую» и т.п.
Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребенок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты (например, заяц и лиса строят избушки не лубяную и ледяную, а из кирпичей и снега и т.п.).
3 этап. 6-7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе, он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения.
Информация о работе Роль воображения в развитии личности старшего дошкольника