Родительское отношение как фактор возникновения тревожности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически исследовать факторы возникновения тревожности у старших дошкольников и содержание социально-педагогической деятельности по оптимизации детско-родительских отношений.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «тревожность» и детско-родительские отношения».
3. Охарактеризовать теоретические основы возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Раскрыть социально-педагогическую деятельность по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством оптимизации детско-родительских отношений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Сущность понятия «тревожность».
1.2. Причины возникновения тревожности у старших дошкольников.
1.3. Влияние родительского отношения на возникновение тревожности у старших дошкольников
Выводы по первому разделу
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Исследование тревожности старших дошкольников.
2.2. Социально-педагогическая деятельность с родителями, направленная на преодоление тревожности старших дошкольников.
Выводы по второму разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 233.50 Кб (Скачать)
  • рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман); [14, с. 87]
  • методика «Неоконченные предложения».

       Вторая  группа методов направлена на выявление  знаний родителей о 

       ребёнке и изучение родительских отношений  с детьми.

           При работе с родителями использованы следующие методы:

       -анкетирование;

       -тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин) [14, с. 87].

       С начала необходимо обследование ребёнка. Для этого использовали тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи» [14, с. 87].

           Цель: -  исследование межличностных  отношений в семье (глазами  ребёнка);

        -выявление отношений в семье,  вызывающих тревогу у ребёнка.

           Методика проведения:

           Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие:  необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты

           Формативными особенностями считается  качество изображения: тщательность  прорисовки или небрежность в  рисовании отдельных членов семьи,  красочность изображения, положение  объектов на листе, заштрихованность, размеры.

           Содержательными характеристиками  рисунка являются: изображение деятельности  членов семьи, их взаимное расположение  по отношению друг к другу  и к ребёнку, присутствие или  отсутствие членов семьи и  самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

           Анализ результатов рисунков  осуществлялся по следующим показателям:

         1.Наличие беспокойства у детей  об отношении к ним взрослых.

         2.Эмоциональное напряжение и  дистанция.

         3.Дискомфорт.

         4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.

           На основании этих показателей  выявили уровни влияния семейных  отношений  на ребёнка.

           К высокому уровню детско-родительских  отношений относим рисунки, где  ребёнку комфортно в семье,  на рисунке присутствуют все  члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей;  изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

           Средний уровень детско-родительских  отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

           Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

           Наличие враждебности по отношению  к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

              

           Для выявления родительского  отношения к ребёнку предложен тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина [14, с. 87].

           Цель: изучить выявление родительского  отношения к детям.

           Методика проведения:

           Родителям были предложены бланки  с вопросами (61 вопрос). На каждый  вопрос предполагался либо положительный,  либо отрицательный ответ.

           Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.

           Наиболее оптимальным является  такой уровень родительских отношений,  как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

           К нейтральному уровню можно  отнести отношения по типу  «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

           К отрицательному уровню родительских  отношений относится такой тип  родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация».  Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду. 

         Сравнив данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, выявлено, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.

           Таким образом,  в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений явились:

  • детские отношения к родителям;
  • знания родителей о воспитании ребенка;
  • родительские отношения к детям.

       Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы

       и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

       Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.

       Низкий  уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

          Причинами, повлекшими за собой  возрастание тревожности у детей,  является то, что:

  • у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
  • ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
  • дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
  • в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
 

       Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, была разработана программа, социально- педагогической деятельности.

        

  • Снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми;
  • повышение уверенности в собственных силах;
  • устранение отрицательных эмоций.
  • повысить психолого-педагогическую грамотность родителей (изучение психолого-педагогической литературы );
  • развивать умения, направленные на общение детей с родителями (просмотр видеофильмов).
  • провидение дискуссий.
  • формировать умение общаться с детьми, строить правильные взаимоотношения, оценивать детей соответственно их возможностям (составление характеристик на своего  ребенка.).
  • способствовать устранению тревожности у детей через совместную деятельность с родителями.
  • совместные детско-родительские занятия. Изготовление поделок из природного материала. Психологические игры: «Сиамские близнецы», «Слепой и проводник».
 

       Таким образом, социально- педагогическая проведённая  работа  позволила установить более  теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми,  способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми – они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга. 
 

       Вывод по второму разделу.

       Для исследования тревожности старших  дошкольников была использована методика «Выбери нужное лицо» и исследована  группа из 26 детей старшего дошкольного  возраста. В результате исследования по индексу тревожности (ИТ) детей  данной группы  условно можно  разделить на три группы:

       1. Высокий уровень тревожности.  ИТ по величине больше 50% - наблюдалось  у 14 детей 

       2. Средний уровень тревожности.  ИТ находится в пределах от 20% до 50% - наблюдалось у 7 детей

       3. Низкий уровень тревожности. ИТ  располагается в интервале от 0% до 20% - наблюдалось у 5 детей

       Проведение  социально-педагогической работы с  родителями, направленной на преодоление  тревожности старших дошкольников. На первом этапе была направлена на изучение положения ребёнка в  семье и использовались следующие методы: рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман);  методика «Неоконченные предложения». На втором работа была направлена на выявление знаний родителей о ребёнке и изучение родительских отношений с детьми и использованы следующие методы: анкетирование; тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин), а на завершальном этапе была  разработана программа социально- педагогической деятельности направленная на: устранение отрицательных эмоций; повысить психолого-педагогическую грамотность родителей (изучение психолого-педагогической литературы); развивать умения, направленные на общение детей с родителями и т.д. Для установления более теплого эмоционального контакта между родителями и детьми, преодоления тревожности ребёнка старшего дошкольного возраста.

       ОБЩИЙ ВЫВОД 

       Анализ  психолого-педагогической литературы показал, что тревожность – серьезный  эмоциональный барьер, осложняющий  жизнь ребенка. Тревожность влияет на психическое здоровье детей. Процесс  личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства. Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

          Одной из основных причин детской  тревожности является нарушение  детско - родительских отношений.  Это в основном происходит  от того, что родители недостаточно  знают  психологические особенности  своего ребенка, уделяют ему мало внимания, не замечают, заняты своими проблемами, частые упреки, авторитарный стиль воспитания.

       Социально- педагогическая деятельность по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста состоит из исследования отношений между ребёнком и родителями с помощью методик и разработки программы позволяющей установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.

Информация о работе Родительское отношение как фактор возникновения тревожности у старших дошкольников