Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа
Цель исследования – теоретически исследовать факторы возникновения тревожности у старших дошкольников и содержание социально-педагогической деятельности по оптимизации детско-родительских отношений.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «тревожность» и детско-родительские отношения».
3. Охарактеризовать теоретические основы возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Раскрыть социально-педагогическую деятельность по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством оптимизации детско-родительских отношений
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Сущность понятия «тревожность».
1.2. Причины возникновения тревожности у старших дошкольников.
1.3. Влияние родительского отношения на возникновение тревожности у старших дошкольников
Выводы по первому разделу
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Исследование тревожности старших дошкольников.
2.2. Социально-педагогическая деятельность с родителями, направленная на преодоление тревожности старших дошкольников.
Выводы по второму разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о
ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.
При работе с родителями
-анкетирование;
-тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин) [14, с. 87].
С начала необходимо обследование ребёнка. Для этого использовали тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи» [14, с. 87].
Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка);
-выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.
Методика проведения:
Ребёнку предлагается лист
Формативными особенностями
Содержательными
Анализ результатов рисунков
осуществлялся по следующим
1.Наличие беспокойства у
2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по
На основании этих показателей
выявили уровни влияния
К высокому уровню детско-
Средний уровень детско-
Низкий уровень детско-
Наличие враждебности по
Для выявления родительского отношения к ребёнку предложен тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина [14, с. 87].
Цель: изучить выявление
Методика проведения:
Родителям были предложены
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.
Наиболее оптимальным является
такой уровень родительских
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
К отрицательному уровню
Сравнив данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, выявлено, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.
Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений явились:
Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы
и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.
Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.
Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.
Причинами, повлекшими за
Для
преодоления тревожности у
Таким
образом, социально- педагогическая проведённая
работа позволила установить более
теплый эмоциональный контакт между
родителями и детьми, способствовали
закреплению доброжелательности и понимания
в их взаимоотношениях, наиболее эффективными
формами работы были дискуссии, так
как каждый высказывал свое мнение и всей
группой находили наиболее оптимальное
решение проблемы: проигрывание педагогических
ситуаций, потому что со стороны можно
лучше увидеть и осознать ошибки, которые
ты сам допускаешь; совместные
занятия с детьми – они сближают родителей
и детей, помогают лучше понять друг друга.
Вывод по второму разделу.
Для исследования тревожности старших дошкольников была использована методика «Выбери нужное лицо» и исследована группа из 26 детей старшего дошкольного возраста. В результате исследования по индексу тревожности (ИТ) детей данной группы условно можно разделить на три группы:
1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50% - наблюдалось у 14 детей
2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50% - наблюдалось у 7 детей
3.
Низкий уровень тревожности.
Проведение
социально-педагогической работы с
родителями, направленной на преодоление
тревожности старших
ОБЩИЙ
ВЫВОД
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тревожность – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Тревожность влияет на психическое здоровье детей. Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства. Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Одной из основных причин
Социально- педагогическая деятельность по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста состоит из исследования отношений между ребёнком и родителями с помощью методик и разработки программы позволяющей установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.