Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа
Цель исследования – теоретически исследовать факторы возникновения тревожности у старших дошкольников и содержание социально-педагогической деятельности по оптимизации детско-родительских отношений.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «тревожность» и детско-родительские отношения».
3. Охарактеризовать теоретические основы возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Раскрыть социально-педагогическую деятельность по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством оптимизации детско-родительских отношений
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Сущность понятия «тревожность».
1.2. Причины возникновения тревожности у старших дошкольников.
1.3. Влияние родительского отношения на возникновение тревожности у старших дошкольников
Выводы по первому разделу
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Исследование тревожности старших дошкольников.
2.2. Социально-педагогическая деятельность с родителями, направленная на преодоление тревожности старших дошкольников.
Выводы по второму разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основой семейного
И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной слабости ребёнка.
В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как этиологический фактор неврастении.
Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями. Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей [4, с. 345].
Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка [37, с. 123]. П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:
1.Родители
не обращают внимания на детей,
2.Родители
постоянно восхищаются своими
детьми, считают их образцом
3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
4.Родители
постоянно не довольны
5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
6.Родители,
на позицию которых оказывают
влияние финансовые трудности.
Их дети растут с
А.С. Макаренко обращает
Таким
образом, взаимоотношения в семье
могут носить разноплановый характер.
На детско-родительских отношениях сказывается
тип семьи, позиция, которую занимают взрослые,
стили отношений и та роль, которую они
отводят ребенку в семье. Под
влиянием типа родительских отношений
формируется его личность.
Выводы
по первому разделу
Итак, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение. Она может проявляться в бегстве, «уходе» от ситуации, от необходимости разрешить проблему. На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.
Причинами возникновения тревожности у детей дошкольного возраста являются следующие: нарушение детско-родительских отношений, гиперпротекции, авторитарный стиль воспитания, завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, постоянная неудовлетворённость родителей, частые упреки, вызывающие чувство вины у ребёнка, сдержанность родителей в выражении чувств, сильный испуг при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь, агрессивное отношение со стороны воспитателей, знакомых, сверстников, симбиотические отношения ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни, ситуация повешенной ответственности
Влияние
родителей на возникновение тревожности
у детей заключается в том,
что именно по отношению родителей к своему
ребёнку, можно предположить, каким он
станет в будущем. Современная семья включена
во множество сфер жизнедеятельности
общества. Поэтому на климат внутри семьи
влияет множество факторов и политические,
и социально-экономические, и психологические.
Сокращение свободного времени родителей
из-за необходимости поиска дополнительных
источников дохода, психологические перегрузки,
стрессы и наличие множества других патогенных
факторов стимулируют развитие у родителей
раздражительности, агрессивности, синдрома
хронической усталости, что сказывается
на эмоциональном самочувствии ребёнка
и как следствие накладывает определённый
отпечаток на личность дошкольника.
РАЗДЕЛ
2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ТРЕВОЖНОСТИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
2.1. Исследование тревожности старших дошкольников
Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!») [15, с. 45].
Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких. У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимания окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам: «Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой - эти дети ведут себя «правильно».
Но некоторых родителей волнует поведение своих детей. «Саша совсем не любознательный. Любит делать только то, к чему привык. Никак не удается заинтересовать его чем-то новым. «Люба очень нервная. Чуть что - в слезы. И не хочет играть с ребятами - боится, что они поломают ее игрушки». «Алеша постоянно жмется к маминой юбке - не оттащишь» [18, с. 104].
Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д. [13, с. 257-258]
Старшим
дошкольникам с высоким и средним
уровнем тревожности необходима
специализированная психологическая
помощь с целью восстановления конституциональных
механизмов компенсации и адаптации, что
служит профилактикой личностных, поведенческих
и невротических нарушений.
Научно
доказано, что позитивная динамика тревожности
у дошкольников и как черты личности, и
как невротического симптома отмечается
в процессе психокоррекции, что отражает
процесс формирования адекватной самооценки
детей с последующими признаками оптимальной
саморегуляцией поведения.
Но дошкольники все еще остаются непосредственными
и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают,
легко прочитываются на лице, в позе, жесте,
во всем поведении [22, с. 74].
Методика «Выбери нужное лицо»
Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен [40, с. 5].
Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.
Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.