Родительское отношение как фактор возникновения тревожности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически исследовать факторы возникновения тревожности у старших дошкольников и содержание социально-педагогической деятельности по оптимизации детско-родительских отношений.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «тревожность» и детско-родительские отношения».
3. Охарактеризовать теоретические основы возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Раскрыть социально-педагогическую деятельность по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством оптимизации детско-родительских отношений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Сущность понятия «тревожность».
1.2. Причины возникновения тревожности у старших дошкольников.
1.3. Влияние родительского отношения на возникновение тревожности у старших дошкольников
Выводы по первому разделу
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Исследование тревожности старших дошкольников.
2.2. Социально-педагогическая деятельность с родителями, направленная на преодоление тревожности старших дошкольников.
Выводы по второму разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 233.50 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ   

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Сущность  понятия «тревожность».

1.2. Причины  возникновения тревожности у  старших дошкольников.

1.3. Влияние родительского отношения на возникновение тревожности у старших дошкольников

Выводы  по первому разделу

 РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Исследование тревожности старших дошкольников.

2.2. Социально-педагогическая деятельность с родителями, направленная на преодоление тревожности старших дошкольников.

Выводы  по второму разделу

ВЫВОДЫ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВЕДЕНИЕ 

       Актуальность  исследования. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

       «Тревожность  – это склонность  индивида  к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги:  один  из основных параметров индивидуальных различий» [9, с. 68]

У  каждого  человека  существует свой оптимальный  или желательный уровень тревожности  – это  так  называемая полезная тревожность. Однако повышенный уровень тревожности является  субъективным проявление неблагополучия личности у дошкольников.

     Одним из условий, влияющих на проявление тревожности  у детей, как указывают исследователи  С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган [10, с. 97] и другие, является психологический микроклимат семьи. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. По  мнению Е.О.Смирнова, М.В.Быкова, для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком [1, с. 47] Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

       Таким образом, актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Поэтому, исходя из выше сказанного была определена следующая тема курсовой роботы: «Родительское отношение как фактор возникновения тревожности у старших дошкольников».

       Объект  исследования –  тревожность детей старшего дошкольного возраста.

       Предмет исследования - родительское отношение как фактор возникновения тревожности у старших дошкольников.

       Цель  исследования теоретически исследовать факторы возникновения тревожности у старших дошкольников и содержание социально-педагогической деятельности по оптимизации детско-родительских отношений.

     В соответствии с объектом, предметом и целью исследования  были поставлены следующие задачи:

      1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

      2. Раскрыть сущность понятия «тревожность»  и детско-родительские отношения».

      3. Охарактеризовать теоретические основы возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

      4. Раскрыть социально-педагогическую деятельность по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста  посредством оптимизации детско-родительских отношений

     Методы  исследования:

     1. Изучение и анализ психолого-педагогической  литературы 

     2. Наблюдение за детьми в семье  и вне её.

     3.Количественная  и качественная обработка результатов. 

         Методологической основой исследования являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и другие. Теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Запорожец, а также современных исследователей Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, А.З. Шапиро, Е.О. Смирновой, Н.Ю. Синягиной, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, исследующих личность дошкольника и характер детско-родительского взаимодействия в семье.

     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов и списка использованных источников (…наименования). 
 
 
 

    РОЗДЕЛ 1

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ТРЕВОЖНОСТИ У  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 

    1. Сущность  понятия «тревожность»
 

    Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности:

    «Тревожность  – это склонность  индивида  к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги:  один  из основных параметров индивидуальных различий» [9, с. 68].

    Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Определенный  уровень  тревожности  –  естественная  и   обязательная особенность активной деятельности личности. У  каждого  человека  существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это  так  называемая полезная тревожность. Оценка человеком  своего  состояния  в  этом отношении  является  для  него  существенным  компонентом   самоконтроля   и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является  субъективным проявление неблагополучия личности. [19, с. 234]

    Тревожность неоднородна. Можно говорить о разных ее видах. Например, об адекватной и  неадекватной ее разновидности. Критерием  подлинной тревожности выступает  ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться как проявление обще личностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере. Тревожность можно подразделять также на устойчивую в какой-либо сфере (ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную) и общую, генерализованную тревожность, свободно меняющую объекты в зависимости от изменения их значимости для человека [11, с. 109].

     Помимо  разных видов, выделяют разные формы тревожности. Форма тревожности — особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального его выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию. [12, с. 134]

     Выделяют две основных категорий тревожности: (1) открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; (2) скрытая — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем — через специфические способы поведения. Внутри этих категорий выделяются различные формы тревожности: «открытая» и «скрытая».  К «открытым» формам тревожности относятся:

     1. Острая, нерегулируемая или слабо  регулируемая тревожность — сильная,  осознаваемая, проявляемая внешне  через симптомы тревоги, самостоятельно  справиться с которой индивид не может.

     2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой люди самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы можно выделить две субформы: (а) снижение уровня тревожности и (б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Регулируемая и компенсируемая тревожность встречается преимущественно в двух возрастах — младшем школьном и раннем юношеском, то есть в периодах, характеризуемых как стабильные. Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.

    3. «Культивируемая» тревожность — в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. Культивируемая» тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она совпадает с вышеописанной формой 2б, различия касаются лишь оценки этого переживания. Во-вторых, она может выступать как некоторая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» и выражается через усиление симптомов. В некоторых случаях у одного и того же ребенка может встречаться одновременно два или даже все три варианта. Как разновидность «культивируемой» тревожности может быть рассмотрена форма, которую условно можно назвать «магической». В этом случае человек как бы «заклинает злые силы» с помощью постоянного проигрывания в уме наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров о них, не освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая его по механизму «заколдованного психологического круга».

    Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием, однако во внутреннем плане личности присутствуют множественные негативные переживания. Эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности (в основном — острую, нерегулируемую). [12, с. 134]

Информация о работе Родительское отношение как фактор возникновения тревожности у старших дошкольников