Родительское отношение как фактор возникновения тревожности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически исследовать факторы возникновения тревожности у старших дошкольников и содержание социально-педагогической деятельности по оптимизации детско-родительских отношений.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «тревожность» и детско-родительские отношения».
3. Охарактеризовать теоретические основы возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Раскрыть социально-педагогическую деятельность по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством оптимизации детско-родительских отношений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Сущность понятия «тревожность».
1.2. Причины возникновения тревожности у старших дошкольников.
1.3. Влияние родительского отношения на возникновение тревожности у старших дошкольников
Выводы по первому разделу
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Исследование тревожности старших дошкольников.
2.2. Социально-педагогическая деятельность с родителями, направленная на преодоление тревожности старших дошкольников.
Выводы по второму разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 233.50 Кб (Скачать)

       Психодиагностический  изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11см . Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

       Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими

       Рис. 1. Игра ребёнка с младшими детьми. Ребёнок в данной ситуации играет с двумя малышами.  (Смотреть приложение 1)

       Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем. Ребёнок идёт рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем. (Смотреть приложение 1)

       Рис. 3. Объект агрессии. Ребёнок убегает  от нападающего на него сверстника. (Смотреть приложение 1)

       Рис. 4. Одевание. Ребёнок сидит на стуле  и надевает ботинки. (Смотреть приложение 1)

       Рис. 5. Игра со старшими детьми. Ребёнок  играет с двумя детьми, которые  старше его по возрасту. (Смотреть приложение 1)

       Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве. Ребёнок идёт к своей кроватке, а родители не замечают его и сидят в кресле спиной к нему. (Смотреть приложение 1)

       Рис. 7. Умывание. Ребёнок умывается в  ванной комнате. (Смотреть приложение 1)

       Рис. 8. Выговор. Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за что-то. (Смотреть приложение 1)

       Рис. 9. Игнорирование. Отец играет с малышом, а старший ребёнок стоит в  одиночестве. (Смотреть приложение 1)

       Рис. 10. Агрессивное нападение. Сверстник  отбирает игрушку у ребёнка. (Смотреть приложение 1)

       Рис. 11. Собирание игрушек. Мать и ребёнок убирают игрушки. (Смотреть приложение 1)

       Рис. 12. Изоляция. Двое сверстников убегают  от ребёнка, оставляя его в одиночестве. (Смотреть приложение 1)

       Рис. 13. Ребёнок с родителями. Ребёнок  стоит между матерью и отцом. (Смотреть приложение 1)

       Рис. 14. Еда в одиночестве. Ребёнок  сидит один за столом. (Смотреть приложение 1)

       Контуру лица ребёнка на рисунке. На одном  из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное.

       Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Так, например, рис. 1 (игра с младшими детьми), рис. 5 (игра со старшими детьми) и рис. 13 (ребёнок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску. Рис. 3 (объект агрессии), рис. 8 (выговор), рис. 10 (агрессивное нападение) и рис. 12 (изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску. Рис. 6 (укладывание в постель в одиночестве), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игнорирование), рис. 11 (собиркание игрушек) и рис. 14 (еда в одиночестве) имеют двойной эмоциональный смысл, который может быть как положительным, так и отрицательным. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования. Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях. В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего содержания:

       Рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

       Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

       Рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

       Рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».

       Рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

       Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».

       Рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

       Рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

       Рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

       Рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

       Рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

       Рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

       Рис. 13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

       Рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».

       Выбор ребёнком соответствующего лица и его  словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную. Была исследована группа детей из 26 человек.

       Количественный  анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

       

       Протокол  к методике «Выбери  нужное лицо» 

 Имя ребёнка:                                                            Возраст ребёнка:

 Дата  проведения обследования:

 Данные  обследования
 номер и содержание   высказывание  ребёнка   выбор лица
 рисунка             
весёлое печальное
 1. Игра с младшими детьми        +      
 2. Ребёнок и мать с младенцем        +      
 3. Объект агрессии   Хочет ударить  его стулом. У него грустное лицо          +
 4. Одевание        +      
 5. Игра со старшими детьми        +      
 6. Укладывание спать в одиночестве   Я всегда беру спать с собой игрушку          +
 7. Умывание   Потому  что он умывается    +      
 8. Выговор              +
 9. Игнорирование   Потому  что малыш тут          +
 10.Агрессивное  нападение   Потому  что кто-то отбирает игрушку          +
 11.Собирание  игрушек   Печальное, потому что мама его заставляет          +
 12. Изоляция   Ребята  убегают          +
 13.Ребёнок  с родителями   Мама  и папа гуляют с ним    +      
 14.Еда  в одиночестве   Пьёт  молоко, и я люблю    +      

       Полученные  индивидуальные индексы тревожности (ИТ) указывают на неравномерное  распределение тревоги у этих детей: Высокий ИТ, Средний ИТ, Низкий ИТ .

       Наибольшее  количество грустных лиц получили картинки  8 (85%), 10 (81%), 12(77%) и 3(73%). Картинки, получившие наибольшее количество веселых лиц: 1 место, 2 место, 3 место, 4 место, 5 место 1 (85%) 13 (73%) 5 (69%) 4 (61%) 14 (61%)

       • игра со сверстником является самой  привлекательной ситуацией для  большинства детей 

       • для детей второй по степени привлекательности  оказалась ситуация «Ребенок с родителями»,

       • на третьем месте находится ситуация игры со взрослой женщиной, которую  практически все дети называют мамой 

       • на четвертой оказалось одевание, при этом большинство детей объясняли выбор веселого лица тем, что ребенок «сейчас пойдет гулять»,

       • еда в одиночестве, эта ситуация занимает пятое место

       Наибольшее  количество слов детьми было сказано  по поводу 12 рисунка. Можно предположить, что картинка № 12 «Изоляция» отображает ситуацию, одинаково значимую для дошкольников вне зависимости от уровня их развития. Это ситуация разрушенного контакта со сверстниками. Рисунок № 8 «Выговор» находится на третьем месте по уровню речевой активности.  На втором и четвертом местах по уровню речевой активности оказались рисунки № 2 и 13. Это приятные для детей ситуации, выбор веселого лица для этих картинок осуществлялся значительно чаще, чем грустного.

       По  индексу тревожности (ИТ) детей данной группы условно можно разделить на три группы:

       1. Высокий уровень тревожности.  ИТ по величине больше 50% - наблюдалось  у 14 детей 

       2. Средний уровень тревожности.  ИТ находится в пределах от 20% до 50% - наблюдалось у 7 детей

       3. Низкий уровень тревожности. ИТ  располагается в интервале от 0% до 20% - наблюдалось у 5 детей

       В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. Таким образом, на основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:

       1. Тест тревожности является адекватной  методикой для изучения особенностей эмоциональной сферы дошкольников

       2. Он позволяет выявить степень  эмоционального благополучия дошкольников, критериями которого выступают:  эмоциональная окрашенность опыта  переживания некоторых жизненных  ситуаций, количество важных жизненных ситуаций для дошкольников, побудительная сила ситуаций взаимодействия со значимыми другими, спонтанно используемые детьми способы снятия напряжения. 
 
 

       2.2. Социально-педагогическая  деятельность с  родителями, направленная  на преодоление  тревожности старших дошкольников. 

       Для того чтобы не упустить ребенка или  помочь семье в исправление их положения и налаживание отношений  создаётся индивидуальная программа  с учётом индивидуальных особенностей, традиций, состояния семьи. И с  помощью, которой проводится социально педагогическая деятельность цель которой: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей через коррекцию детско-родительских отношений; апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение  педагогической грамотности.

       Задачи:

  1. Формирование знаний о психолого-педагогических особенностях старших дошкольников.
  2. Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.
  3. Коррекция тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.
 

       Родительские  отношения – это система разнообразных  чувств к ребёнку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

       Для проведения социально-педагогическая деятельность с родителями, по преодоление  тревожности старших дошкольников необходимо:

  • определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.
  • определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
  • выяснить родительское отношение к ребёнку.

       Методику  исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в  семье.

           При работе с детьми мы использовали  следующие методы:

Информация о работе Родительское отношение как фактор возникновения тревожности у старших дошкольников