Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа
Цель исследования – теоретически исследовать факторы возникновения тревожности у старших дошкольников и содержание социально-педагогической деятельности по оптимизации детско-родительских отношений.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «тревожность» и детско-родительские отношения».
3. Охарактеризовать теоретические основы возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Раскрыть социально-педагогическую деятельность по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством оптимизации детско-родительских отношений
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Сущность понятия «тревожность».
1.2. Причины возникновения тревожности у старших дошкольников.
1.3. Влияние родительского отношения на возникновение тревожности у старших дошкольников
Выводы по первому разделу
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Исследование тревожности старших дошкольников.
2.2. Социально-педагогическая деятельность с родителями, направленная на преодоление тревожности старших дошкольников.
Выводы по второму разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11см . Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.
Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими
Рис. 1. Игра ребёнка с младшими детьми. Ребёнок в данной ситуации играет с двумя малышами. (Смотреть приложение 1)
Рис.
2. Ребёнок и мать с младенцем.
Ребёнок идёт рядом с матерью,
которая везет коляску с
Рис. 3. Объект агрессии. Ребёнок убегает от нападающего на него сверстника. (Смотреть приложение 1)
Рис. 4. Одевание. Ребёнок сидит на стуле и надевает ботинки. (Смотреть приложение 1)
Рис. 5. Игра со старшими детьми. Ребёнок играет с двумя детьми, которые старше его по возрасту. (Смотреть приложение 1)
Рис.
6. Укладывание спать в
Рис. 7. Умывание. Ребёнок умывается в ванной комнате. (Смотреть приложение 1)
Рис. 8. Выговор. Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за что-то. (Смотреть приложение 1)
Рис. 9. Игнорирование. Отец играет с малышом, а старший ребёнок стоит в одиночестве. (Смотреть приложение 1)
Рис. 10. Агрессивное нападение. Сверстник отбирает игрушку у ребёнка. (Смотреть приложение 1)
Рис. 11. Собирание игрушек. Мать и ребёнок убирают игрушки. (Смотреть приложение 1)
Рис. 12. Изоляция. Двое сверстников убегают от ребёнка, оставляя его в одиночестве. (Смотреть приложение 1)
Рис. 13. Ребёнок с родителями. Ребёнок стоит между матерью и отцом. (Смотреть приложение 1)
Рис. 14. Еда в одиночестве. Ребёнок сидит один за столом. (Смотреть приложение 1)
Контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное.
Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Так, например, рис. 1 (игра с младшими детьми), рис. 5 (игра со старшими детьми) и рис. 13 (ребёнок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску. Рис. 3 (объект агрессии), рис. 8 (выговор), рис. 10 (агрессивное нападение) и рис. 12 (изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску. Рис. 6 (укладывание в постель в одиночестве), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игнорирование), рис. 11 (собиркание игрушек) и рис. 14 (еда в одиночестве) имеют двойной эмоциональный смысл, который может быть как положительным, так и отрицательным. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования. Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях. В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего содержания:
Рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
Рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».
Рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».
Рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
Рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
Рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
Рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».
Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную. Была исследована группа детей из 26 человек.
Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.
Протокол к методике «Выбери нужное лицо»
Имя ребёнка: Дата проведения обследования: | |||
Данные обследования | |||
номер и содержание | высказывание ребёнка | выбор лица | |
рисунка | |||
весёлое | печальное | ||
1. Игра с младшими детьми | + | ||
2. Ребёнок и мать с младенцем | + | ||
3. Объект агрессии | Хочет ударить его стулом. У него грустное лицо | + | |
4. Одевание | + | ||
5. Игра со старшими детьми | + | ||
6. Укладывание спать в одиночестве | Я всегда беру спать с собой игрушку | + | |
7. Умывание | Потому что он умывается | + | |
8. Выговор | + | ||
9. Игнорирование | Потому что малыш тут | + | |
10.Агрессивное нападение | Потому что кто-то отбирает игрушку | + | |
11.Собирание игрушек | Печальное, потому что мама его заставляет | + | |
12. Изоляция | Ребята убегают | + | |
13.Ребёнок с родителями | Мама и папа гуляют с ним | + | |
14.Еда в одиночестве | Пьёт молоко, и я люблю | + |
Полученные индивидуальные индексы тревожности (ИТ) указывают на неравномерное распределение тревоги у этих детей: Высокий ИТ, Средний ИТ, Низкий ИТ .
Наибольшее количество грустных лиц получили картинки 8 (85%), 10 (81%), 12(77%) и 3(73%). Картинки, получившие наибольшее количество веселых лиц: 1 место, 2 место, 3 место, 4 место, 5 место 1 (85%) 13 (73%) 5 (69%) 4 (61%) 14 (61%)
• игра со сверстником является самой привлекательной ситуацией для большинства детей
• для детей второй по степени привлекательности оказалась ситуация «Ребенок с родителями»,
•
на третьем месте находится
• на четвертой оказалось одевание, при этом большинство детей объясняли выбор веселого лица тем, что ребенок «сейчас пойдет гулять»,
• еда в одиночестве, эта ситуация занимает пятое место
Наибольшее количество слов детьми было сказано по поводу 12 рисунка. Можно предположить, что картинка № 12 «Изоляция» отображает ситуацию, одинаково значимую для дошкольников вне зависимости от уровня их развития. Это ситуация разрушенного контакта со сверстниками. Рисунок № 8 «Выговор» находится на третьем месте по уровню речевой активности. На втором и четвертом местах по уровню речевой активности оказались рисунки № 2 и 13. Это приятные для детей ситуации, выбор веселого лица для этих картинок осуществлялся значительно чаще, чем грустного.
По индексу тревожности (ИТ) детей данной группы условно можно разделить на три группы:
1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50% - наблюдалось у 14 детей
2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50% - наблюдалось у 7 детей
3.
Низкий уровень тревожности.
В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. Таким образом, на основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:
1.
Тест тревожности является
2.
Он позволяет выявить степень
эмоционального благополучия
2.2.
Социально-педагогическая
деятельность с
родителями, направленная
на преодоление
тревожности старших
дошкольников.
Для
того чтобы не упустить ребенка или
помочь семье в исправление их
положения и налаживание
Задачи:
Родительские
отношения – это система
Для проведения социально-педагогическая деятельность с родителями, по преодоление тревожности старших дошкольников необходимо:
Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.
При работе с детьми мы