Родительское отношение как фактор возникновения тревожности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически исследовать факторы возникновения тревожности у старших дошкольников и содержание социально-педагогической деятельности по оптимизации детско-родительских отношений.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «тревожность» и детско-родительские отношения».
3. Охарактеризовать теоретические основы возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Раскрыть социально-педагогическую деятельность по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством оптимизации детско-родительских отношений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Сущность понятия «тревожность».
1.2. Причины возникновения тревожности у старших дошкольников.
1.3. Влияние родительского отношения на возникновение тревожности у старших дошкольников
Выводы по первому разделу
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Исследование тревожности старших дошкольников.
2.2. Социально-педагогическая деятельность с родителями, направленная на преодоление тревожности старших дошкольников.
Выводы по второму разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 233.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, тревожность - это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).

    Все что характерно для тревожных  взрослых, можно отнести и к  тревожным детям. Обычно это очень  не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным  приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

    Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сенситивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что - то не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность.

    Воспитание  по типу гиперопеки, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним  из родителей, обычно с матерью. В  этом случае общение взрослого с  ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями - тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности (Т. В. Лаврентьева) [2, с. 49].

    Например, существует зависимость между количеством  страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог (А.И. Захаров) [8, с. 70].

    Усилению  в ребенке тревожности могут  способствовать такие факторы, как  завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: “Заберет тебя дядя в мешок”, “Уеду от тебя” и т. д. Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь (А.И. Захаров) [8, с. 19].

    Если  у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. (В.И. Гарбузов) [35, с. 149].

    Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

    Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие  к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. (И.В. Дубровина) [35, с. 149]. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: “чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня”. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры (Б. Кочубей, Е.Новикова, 1988) [39, с. 8].

    Так же реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и  избежания лиц, от которых исходит “угроза”. Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту “уходя в мир фантазий”.  В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

    Фантазии - одно из замечательных качеств, присущих детям для нормальных фантазий (конструктивных фантазий) характерна их постоянная связь  с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка  дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны - сами фантазии влияют на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя жизни. Этот же отрыв от реальности и в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя (Б.Кочубей, Е.Новикова,1988) [39, с. 10].

    Тревожность как определенный эмоциональный  настрой с преобладанием чувства  беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов (А.И. Захаров, 1997) [8, с. 142]. Главным источником тревог для дошкольников и младших дошкольников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

    Замечено, что интенсивность переживания  тревоги, уровень тревожности у  мальчиков и девочек различны. В дошкольном и дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это зависит от того, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых “опасных людей” - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же, боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д (Б. Кочубей, Е.Новикова,1988) [39, с. 3].

    Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что не влияя в целом  на интеллектуальное развитие, высокая  степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. (Т.В.Лаврентьева, 1996) [2, с. 38]. Тем не менее, у детей старшего дошкольного и дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий (А.И.Захаров, 1997) [8, с. 65], а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

    Таким образом, выделяют следующие причины  возникновения тревожности у  детей старшего дошкольного возраста:

1. Нарушение  детско-родительских отношений (постоянные ссоры родителей, асоциальное поведение, невнимательность по отношению к ребёнку)

2.Гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений  и запретов, постоянное одергивание).

3. Авторитарный  стиль воспитания.

4. Завышенные требования со стороны родителей и воспитателей.

5. Постоянная  неудовлетворённость родителей  (в жилищном, материальном положение)

6.Частые  упреки, вызывающие чувство вины  у ребёнка. 

7. Сдержанность  родителей в выражении чувств

8. Сильный  испуг при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

9. Агрессивное  отношение со стороны воспитателей, знакомых, сверстников.

10. Симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни.

11. Ситуация  повешенной ответственности.

    Тревожность является проявлением неблагополучия личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно – мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир. В этом случае старый призыв к воспитателю «воспитать, прежде всего, себя» звучит чрезвычайно уместно.

    1.3. Влияние родительского  отношения на возникновение  тревожности у  старших дошкольников 

     По  мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное  воспитание» – это система  воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и  силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:

-гуманность  и милосердие к растущему человеку;

-вовлечение  детей в жизнедеятельность семьи  как её равноправных участников;

-открытость  и доверительность отношений  с детьми;

-оптимистичность  взаимоотношений в семье;

-последовательность  в своих требованиях (не требовать  невозможного);

-оказание  посильной помощи своему ребёнку,  готовность отвечать на вопросы [26, с. 37].

     Реализация  этих принципов будет зависеть и  от типа воспитания:

  1. Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.
  2. Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.
  3. Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.
  4. Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.

Информация о работе Родительское отношение как фактор возникновения тревожности у старших дошкольников