Развития различных видов мышления детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление психологических условий развития различных видов мышления детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования -
1. Рассмотреть основные концепции мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов
2. Обобщить формы, виды, свойства и способы мышления.
3. Выявить особенности и определить методы и приемы развития различных видов мышления детей в младшем школьном возрасте.
4. Исследовать особенности развития мышления в младшем школьном возрасте и разработать рекомендации по его развитию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения процесса мышления в современной психологии


Основные концепции мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………...
Формы, виды, свойства и способы мышления…………………...

7
11
Особенности мышления детей в младшем школьном возрасте…..
Выводы по первой главе……………………………………………………..... 14
18
Глава 2. Основные направления развития мышления в младшем школьном возрасте
2.1. Условия развития различных видов мышления младших школьников……………………………………………………...........
2.2. Исследование особенностей развития мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………….



19

22
2.3. Рекомендации по развитию мышления у учащихся начальных классов.
Выводы по второй главе

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

    Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед человеком возникает вопрос, проблема. Для стимулирования самостоятeльнoго творческого мышления младшего школьника полезно так организовать их обучение школьным предметам, чтобы перед ними постоянно возникали проблемы, и побуждать их к творческим поискам путей решения этих проблем. На основе осознанной учениками проблемы возникает познавательная задача, которая и становится мотивом мыслительной деятельности.

    Можно выделить несколько последовательных уровней и ступеней проблемно-эвристического метода. Учитель, обучая учеников, постепенно переводит их со ступени на ступень. Обычно учитель сам формулирует и решает проблему, то есть делает вывод, выводит формулу, доказывает теорему, производит обобщение. Ученики же должны запоминать результат и ход рассуждения,

    На  1-м уровне проблемно-эвристического обучения учитель указывает на проблему и формулировку ее, ученики же приучаются самостоятельно находить пути ее решения. На 2-м уровне учитель только ставит проблему, побуждая учеников самостоятельно и формулировать и решать ее. На 3-м уровне учитель не указывает проблему, а учит учеников самостоятельно видеть' проблемы, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

    Выводы, полученные эвристическим методом, прочно запоминаются школьниками. Если принять во внимание это обстоятельство, да еще то поистине огромное значение, которое имеет этот метод в развитии самостоятельного мышления школьников, то следует признать, что потерянное при этом время окупается с лихвой.

    Мышление  младших школьников можно развивать  следующим образом:

1.     Включайте в урок задания на: сравнение пары предметов или     явлений

        – нахождение сходства и различия между ними;   

2.     Классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

3.     Нахождение  «лишнего»  слова или изображения, не связанного общим   

       признаком с остальными;

4.     Складывание целого из частей (разрезные картинки);

5.     Последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по

        ним;

6.     Осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить

       его);

7.     Использовать задания на сообразительность,  логические  рассуждения и

       т. д.

8.    Занятия по рисованию,  лепке, изготовлению различных поделок должны

       не только включать копирование образца и отработку отдельных   

       графических навыков, но и развивать умение  планомерно исследовать

       предметы, фантазировать, воображать;

9.     Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных,

       социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления,

       обсуждайте с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей. 

    Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Предлагаемые игры помогут научиться детям рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить: угадай по описанию, что бы это значило?, отвечай быстро, сказки-перевертыши, что общего, находчивый, отгадывание небылиц, что внутри.

    Развитие  мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Формировать у школьников способность к активному и самостоятельному мышлению – важная задача учителя. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развития различных видов мышления детей младшего школьного возраста