Развития различных видов мышления детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление психологических условий развития различных видов мышления детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования -
1. Рассмотреть основные концепции мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов
2. Обобщить формы, виды, свойства и способы мышления.
3. Выявить особенности и определить методы и приемы развития различных видов мышления детей в младшем школьном возрасте.
4. Исследовать особенности развития мышления в младшем школьном возрасте и разработать рекомендации по его развитию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения процесса мышления в современной психологии


Основные концепции мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………...
Формы, виды, свойства и способы мышления…………………...

7
11
Особенности мышления детей в младшем школьном возрасте…..
Выводы по первой главе……………………………………………………..... 14
18
Глава 2. Основные направления развития мышления в младшем школьном возрасте
2.1. Условия развития различных видов мышления младших школьников……………………………………………………...........
2.2. Исследование особенностей развития мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………….



19

22
2.3. Рекомендации по развитию мышления у учащихся начальных классов.
Выводы по второй главе

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….    3
      Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения процесса      мышления в современной психологии
 
 
    1. Основные  концепции мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………...                                                                     
    2. Формы, виды, свойства и способы мышления…………………...
 
 7

11

    1. Особенности мышления детей в младшем школьном возрасте…..
Выводы по первой главе…………………………………………………….....
14

  18

      Глава 2.      Основные направления развития мышления в младшем школьном возрасте

          2.1.   Условия развития различных видов мышления младших  школьников……………………………………………………...........

           2.2. Исследование особенностей развития мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………….

 
 
 
19 
 

22

           2.3. Рекомендации по развитию мышления у учащихся начальных           классов.

    Выводы  по второй главе

 
Заключение   
Список  литературы  
Приложение                                                                                                                   
 
 
 
 
 
 

Введение

    Актуальность  исследования - мышление - это необходимое условие выполнения любой деятельности. Процесс формирования мышления зависит от разных возрастных особенностей, гендерных различий, проходит на разных уровнях. На протяжении всего младшего школьного возраста идёт развитие различных сторон мыслительной деятельности [24, c. 17].

    Развитие  учащегося как личности, как субъекта деятельности является значимой проблемой  в образовании на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном, а затем и в трудовом коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу в работе.

    В младшем школьном возрасте происходит становление личности ребёнка. Все психические образования, которые будут сформированы в этом возрасте, являются базисными для развития ребёнка, сохраняясь в своих главных особенностях на все последующие годы, и оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие человека.

    Одним из таких психических образований  является умственное развитие учащихся, которое в значительной степени  оказывает влияние на успешность обучения. Поэтому школа в настоящее  время ставит перед собой задачу не только дать знания учащимся по различным предметам, но и создать такие условия в процессе обучения, которые способствовали бы их умственному развитию.

    Умственные  возможности детей изначально различны. А те требования, которые предъявляются  к учащимся в школах, не всегда учитывают  эти возможности, и как следствие этого, является возникновение трудностей в усвоении и выполнении учебной деятельности школьниками, что в свою очередь накладывает отпечаток на все стороны развития личности учащихся: эмоциональную, потребностно - мотивационную, волевую, характерологическую. Усвоение знаний, в первую очередь, осуществляется с помощью такого психического процесса как мышление. Уровень логического мышления младших школьников помогает им понять основные законы и связи в процессе обучения, усвоить конкретные факты и систематизировать полученные знания по предмету, а также установить взаимосвязи между полученными знаниями по другим предметам и практикой. Все свои знания в процессе жизнедеятельности ребёнок получает благодаря мышлению. На реализацию психологических закономерностей развития личности младшего школьника, в том числе и его мышления, направлены различные подходы в обучении, одним из которых является индивидуально-ориентированное обучение (А.А.Ярулов).

    В современной психолого-педагогической литературе накоплен опреде- ленный научный потенциал для решения данной проблемы. Так, вопросы развития мышления учащихся в образовательном процессе отражены в работах по изучению: проблемного обучения (М.И.Махмутова, А.М.Матюшкина, Т.В.Кудрявцева, И.Я.Лернера и другие); развивающего обучения (В.В.Давыдова, Д.В.Эльконина, Л.В.Занкова и другие); поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной); индивидуального подхода в обучении (М.А.Данилова, Б.П.Есипова, М.Н.Скаткина, И.Т.Огородниковой, М.И.Махмутова, В.И.Гладких, М.Д.Сонина, И.Э.Унта, Е.С.Рабунского, Н.В.Промоторова и другие); индивидуально-ориентированного обучения (В.С.Мухиной, А.А.Ярулова, В.С.Мерлина, Е.А.Климова, Ю.А.Самарина и другие); теории связывающие психическое развитие с обучением и воспитанием (П.П.Блонского, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А. В. Запорожеца, Г.С.Костюка, А.Н.Леонтьева, Н.А.Менчинской, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и другие).

    Изучение  проблемы развития мышления в младшем  школьном возрасте - это  одна из важных задач психологической теории и практики.

    Объект  исследования - процесс развития мышления в младшем школьном возрасте.

    Предмет исследования - условия, определяющие эффективность развития различных видов мышления младшего школьника.

    Цель  исследования - выявление психологических условий развития различных видов мышления детей младшего школьного возраста.  

    Задачи  исследования -

1. Рассмотреть основные концепции мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов

2. Обобщить формы, виды, свойства и способы мышления.

3. Выявить особенности и определить методы и приемы развития различных видов мышления детей в младшем школьном возрасте.

4. Исследовать особенности развития мышления в младшем школьном возрасте и разработать рекомендации по его развитию.
    Гипотеза исследования - предполагается, что уровень развития и индивидуальные особенности различных видов мышления младших школьников зависят от гендерного фактора.

    Методы  исследования -

               теоретические: изучение научной литературы по теме исследования, анализ, сравнение, обобщение;

                  эмпирические: тестирование, наблюдение, статистические методы анализа результатов исследования.

    Методологическая  основа исследования - технологию построения индивидуально-ориентированного обучения (В.С.Мухина, А.А.Ярулов и другие), которая  позволила выделить основные условия, при которых происходит развитие мышления у школьников младших классов; принципы психолого-педагогической теории (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А. В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и другие), которые помогли раскрыть связь психического развития с обучением и воспитанием; исследования в области развития мышления (В.В.Давыдов, Д.В.Эльконин, Л.С.Выготский, ААСмирнов, А.Н.Леонтьев, В.В.Гузеева, З.И.Калмыкова, Т.В.Косма, А.Валлон и других), которые помогли определить такие условия, которые в максимальной степени способствовали бы проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, а также продвижению их в умственном развитии; исследования Э.Ф.Замбицявичене, которое помогло определить общий уровень умственного развития учащихся; исследования А.З.Зак, которое помогло диагностировать уровень сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у учащихся.

    Теоретическая значимость исследования – исследование позволило проанализировать основные концепции мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов; обобщить формы, виды, свойства и способы мышления; определить особенности мышления детей в младшем школьном возрасте.

    Практическая  значимость исследования исследование позволило выявить гендерные особенности развития мышления в младшем школьном возрасте, полученные результата могут использоваться в работе педагогов-психологов, учителей начальных классов, родителей младших школьников. Также нами были предложены рекомендации и программа по развитию различных видов и операций мышления младших школьников.

    Структура работы - данная работа включает в себя введение, две главы, каждая из которых включает в себя три подпункта, выводы по главам, заключение, список литературы из 27 наименований и 4 приложений, 3 рисунков, 5 таблиц.

    Экспериментальная база исследования - исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ № 2 г. Волжского, в нем участвовало 18 младших школьников (9 девочек и 9 мальчиков) из 4 «а» класса.

     

 

       Глава 1. Теоретико-методологические основы  изучения процесса мышления в современной психологии

       1.1. Основные теории исследования мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов

    Мышление  изучается в рамках различных научных дисциплин, что отражает важность и многообразие аспектов, характеризующих мышление. Категориальный ракурс рассмотрения мышления реализуется в гносеологии. Здесь мышление изучается с точки зрения категорий объективного и субъективного, чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, конечного и бесконечного и т. В логике устанавливаются действующие в мышлении законы, правила, формы, операции. Кибернетика рассматривает мышление в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций, создания устройств искусственного интеллекта. Языкознание изучает речевые формы реализации мыслительного процесса. Науковедение изучает мышление как историю, теорию и практику научного познания. Этология рассматривает формы и уровни развития в животном мире, предпосылки возникновения и развития человеческого уровня мышления. Нейрофизиология изучает функционирование и морфологию нервного субстрата мыслительной деятельности. Эстетика анализирует роль и функции мышления в сознании и восприятии художественных ценностей. Этот перечень можно было бы продолжать, но важно в данном случае зафиксировать то, чем отличается предмет психологии от всех выше перечисленных аспектов. Психология изучает мышление как аспект познавательной деятельности, как важнейший психический процесс человека [24, c. 37].

    Мышление  в широком смысле понимается как  активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его  полноценной ориентации в окружающем мире. В узком смысле мышление понимается как процесс решения задач. Являясь субъектным, мышление имеет свои индивидуальные характеристики. В первую очередь, оно различается по степени самостоятельности, гибкости и быстроты мысли.

    В зарубежной психологии сложилось большое  количество подходов, в которых с  большей или меньшей полнотой отражено исследование мышления. Среди них механический (ассоцианистский, диффузных репродукций. бихевиоральный), информационный, телеологический, структурный подходы. Э.Торндайк считал мышление инструментальным научением в котором активность ненаправленная, а решение находится случайно в результате положительного подкрепления случайной пробы.

    Широко  известна теория Ж.Пиаже о стадия развития интеллекта. Интеллектуальное развитие – это смена господствующих умственных структур. Эволюция детского мышления идёт от «реализма» к объективности, к пониманию различных точек зрения, относительности оценок [16, с. 308]. По мнению Ж.Пиаже что дети к восьми годам видят самостоятельное существование мира в представлении, которое становится понятийным. Переход от субъективной группы к объективной. Появляется обратимость интеллектуальных операций, однако необходимо чтобы данные находились в поле восприятия.

    Широкой известностью пользуются исследования А. Валлона. Было экспериментально показано, словесно-логическое мышление развивается из практических интеллектуальных операций путем их «интериоризации», т.е. путем перехода прежде внешних предметных действий в действия внутренние, умственные, совершающегося в условиях общения ребенка с окружающими и в связи с успехом его речевого развития.

    Раздел   "психология   мышления"   впервые   выделяется    психологами, относящимися  к  Вюрцбургской  школе.  Представители  этой  школы:  О.  Кюльпе,  К.  Марбе,  Н.  Ах,  рассматривали мышление как  внутреннюю  деятельность  по  решению  задач  [18, с. 305].  Именно  в Вюрцбургской школе для исследования  мышления  впервые был применен  метод экспериментальной интроспекции. Исследования  привели  к  открытию  феномена "безобразного  мышления",  а   также   показали,  что   каждая   ассоциация определяется  не  предшествующей  ассоциацией,  а направляется  задачей   – явление, получившее название детерминирующей тенденции. Выделив мышление  в самостоятельную     деятельность,     Вюрцбургская     школа      фактически противопоставила и  оторвала  ее  от  практической  деятельности,  мышления, языка и чувственных образов.

Информация о работе Развития различных видов мышления детей младшего школьного возраста