Развитие воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Данная тема курсовой работы является актуальной, так как воображение - это важный вид активной деятельности дошкольников в развитии познавательных процессов.
Объект изучения – особенности познавательной сферы дошкольника и его роль.
Предмет изучения – воображение в игровой деятельности дошкольника.
Цель курсовой работы – определить роль воображения в психическом развитии дошкольника

Содержание

Введение 3
I. Понятие о воображении в психологии:
1.1. Теоретическое представление о воображении 5
1.2. Виды воображения 10
1.3. Функции воображения 20
II. Воображение в онтогенезе:
Психологические особенности воображения детей 22
дошкольного возраста
Проявление воображения в игровой деятельности 26
дошкольника
Воображение в зрелом и дошкольном возрастах 31
Выводы 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

развитие воображения.docx

— 58.71 Кб (Скачать)

В эту же пору со всей отчетливостью  выступают два основных типа воображения [3]: пластическое и эмоциональное, или  внешнее и внутреннее. Два этих основных типа характеризуются главным  образом материалом, которого создаются  построения фантазии, и законами этого  построения. Пластическое воображение  пользуется преимущественно данными  внешних впечатлений, оно состоит  из элементов, заимствованных извне; Эмоциональное, наоборот, строит из элементов, взятых изнутри. Проявление того и другого  типа воображения и постепенная  их дифференцировка свойственны  именно этому возрасту.

В связи с этим, необходимо указать и на двойственную роль, которую может играть воображение  в поведении человека. Оно одинаково  может и приводить и уводить  человека от реальности. Особенно часто  эти опасные стороны воображения  обнаруживает переходный возраст. Удовлетворить  себя в воображении очень легко, и уход в мечтательность, бегство  в воображаемый мир отвращает  силы и волю подростка от мира действительного. Некоторые авторы даже полагали, что  развитие мечтательности и связанной  с нею замкнутости и погружения в себя составляет непременную черту  этого возраста. Тень мечтательности, которая падает на этот возраст, эта  двойственная роль воображения делает его сложным процессом, овладение  которым становится крайне трудным. [2] 

 

 

                                                      

                          

 

 

                                    Выводы

Воображение – это психический  процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в  новое сочетание.        

 В жизни человека  воображение выполняет ряд специфических  функций. Первая из них состоит  в том, чтобы представлять действительность  в образах. Вторая функция воображения  состоит в регулировании эмоциональных  состояний. Третья функция воображения  связана с его участием в  произвольной регуляции познавательных  процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в  формировании внутреннего плана  действий. Пятая функция – это  планирование и программирование  деятельности.        

 В психологии выделяют  следующие виды воображения: непроизвольное  или пассивное: сновидения, грезы,  галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение:  воссоздающее или репродуктивное  и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.        

 Воображение играет  в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется  гораздо чаще и допускает значительно  более легкое отступление от  действительности, нарушение жизненной  реальности. Неустанная работа воображения  – это один из путей, ведущих  к познанию и освоению детьми  узкого личного опыта.        

 В первой половине  дошкольного детства у ребенка  преобладает репродуктивное воображение,  механически воспроизводящее полученные  впечатления в виде образов.        

 В старшем дошкольном  возрасте, когда появляется произвольность  в запоминании, воображение из  репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.        

 Воображение из непроизвольного  (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается  из непосредственного в опосредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.        

 Помимо своей познавательно-интеллектуальной  функции воображение у детей  выполняет еще одну, аффективно-защитную  роль.        

 Познавательное воображение  формируется благодаря отделению  образа от предмета и обозначению  образа с помощью слова. Аффективное  воображение складывается в результате  образования и осознания ребенком  своего «Я», психологического  отделения себя от других людей  и от совершаемых поступков.                                        

Список литературы

1. Богословский В.В. Основы общей психологии. Учебн. пособие для студ.                                                                                    пед. ин-тов.- 3-е изд.,перераб. – М.: ”Академия” 1981.- 423 с.

2. Боно Э. Латеральное мышление/Э. Боно// Пер. с англ. П. А. Самсонов.-Мн.: ООО “Попурри“, 2005.- 384 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: “СОЮЗ”, 1997, с.66-69.

4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: “СОЮЗ”, 1999.- c.102-126.

5. Дьяченко О.М. Воображение  дошкольника. - М.: “Знание”, 1986. - с.38-50.

6. Дубровина И.В, Психология. – М.: “Просвещение”, 1999. – 405 с.

7. Зворыгина Е.В. Игра  дошкольника. – М.:”Просвещение”, 1988.-96с.

8. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащ. пед. училищ.-2-е узд., перераб. и доп. – М.: “Просвещение”, 1986.- 336 с.

9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. – М.; “Просвещение”, 1988.-189 с.

10. Люблинская А.А. Детская психология. Учебн. пособие для студ. пед. ин-тов.- М.: ”Просвещение”, 1971. - с.200-230.

11. Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г., Гениями не рождаются. – М.: ”Академия”, 1989.-286 с.

12. Максаков А.И. Учите,  играя. – М.: “Просвещение”, 1983.- 321 с.

13. Мухина В.С. Детская  психология. 2-е изд.– М.: “Просвещение”,2000.- с.257-260.

14. Мухина В.С. Возрастная  психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебн. для студ. вузов. 5-е изд. стереотип. – М.: “Академия”, 2000.- с.279-286.

15. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: Кн. 1,2. – 5-е изд.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

16. Нойнер Г., Колвейт В., Клейн Х. Резерв успеха – творчество. – М.:”Просвещение”, 1989.-285 с.

17. Никитин Б.П. Ступеньки  творчества или развивающие игры. – М: “Просвещение”, 1991.-305 c.

18. Обухова Л.Ф. Возрастная  психология: Учебн. для вузов. – М.: “Высшее образование”, 2006.- 460 с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. – СПб.: “Питер”, 1989.-с.295-308.

20. Сапогова Е.Е. Психология  развития человека: Учебн. пособие для студ. вузов. - М.: “Аспект Пресс”, 2005.- 450 с.

21. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. 4-е изд. – М.: ”Академия”, 1999.- с.168-187.

22. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. – М.: ”Академия”, 1995.-305 с.

23. Щербакова А.И., Практикум  по общей психологии. – М.: ”Академия”, 1990.- 476 с.

24. Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды / Под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: “Педагогика”, 1989.- 554 с.

25. Эльконин Д.Б., Психология игры. 2-е изд., – М.: “ВЛАДОС ”, 1999.- 360 c. 

 


Информация о работе Развитие воображения дошкольников