Развитие воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Данная тема курсовой работы является актуальной, так как воображение - это важный вид активной деятельности дошкольников в развитии познавательных процессов.
Объект изучения – особенности познавательной сферы дошкольника и его роль.
Предмет изучения – воображение в игровой деятельности дошкольника.
Цель курсовой работы – определить роль воображения в психическом развитии дошкольника

Содержание

Введение 3
I. Понятие о воображении в психологии:
1.1. Теоретическое представление о воображении 5
1.2. Виды воображения 10
1.3. Функции воображения 20
II. Воображение в онтогенезе:
Психологические особенности воображения детей 22
дошкольного возраста
Проявление воображения в игровой деятельности 26
дошкольника
Воображение в зрелом и дошкольном возрастах 31
Выводы 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

развитие воображения.docx

— 58.71 Кб (Скачать)

Предвосхищая результаты нашей деятельности, мечта, создаваемая  воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением  в действительности, чтобы бороться за ее осуществление. Д.И. Писарев писал: «Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать… если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, - тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни…» Но из стимула к действию мечта воображения может иногда превратиться и в заместитель действия, перерождаясь в ту пустую мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются от реального мира и необходимости его изменять. Роль воображения и его характер существенно определяются тем, что представляют собой его продукты. Одни находят себе легкое и малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и праздных мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела. Другие, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощение своего воображения в реальной дело творчества. Их творения вводят в реальный мир как бы новое измерение. В созданных художественным творчеством произведениях искусства люди созерцают преображенный, углубленный образ мира, далеко выходящего за ограниченные рамки их часто узкого личного существования; в практической жизни они ломают устаревшие нормы и реально изменяют действительность. [19]

Еще один вид творческого воображения  – фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение. [25]

Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и  во всяком подлинном чувстве; кусочек  фантазии есть и в каждом действии, которое хоть в какой-то мере преобразует  мир; кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и  действуя, вносит в жизнь хотя бы крупинку чего-то нового, своего. [17]        

 

 

          1.3. Функции воображения и его  развития            

 Разум человека не  может находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.[15]            

 В процессе жизнедеятельности  человека воображение выполняет  ряд специфических функций первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.            

 Вторая функция воображения  состоит в регулировании эмоциональных  состояний. При помощи своего  воображения человек способен  хотя бы отчасти удовлетворять  многие потребности, снимать порождаемую  ими напряженность. Данная жизненно  важная функция особенно подчеркивается  и разрабатывается в таком  направлении психологии, как психоанализ.            

 Третья функция воображения  связана с его участием в  произвольной регуляции познавательных  процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых  образов человек может обращать  внимание на нужные события,  посредством образов он получает  возможность управлять восприятием,  воспоминаниями, высказываниями.           

 Четвертая функция  воображения состоит в формировании  внутреннего плана действий, т.е.  способности выполнять их в  уме, манипулируя образами.           

 Пятой функцией воображения  является планирование и программирование  деятельности, составление таких  программ, оценка их правильности, процесса реализации.  

 С помощью воображения  человек может управлять многими  психофизиологическими состояниями  организма, настраивать его на  предстоящую деятельность. Известны  факты, свидетельствующие о том,  что с помощью воображения,  чисто волевым путем человек  может влиять на органические  процессы: изменять ритмику дыхания,  частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные  факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.[15]   

 При помощи специальных  упражнений и приемов можно  развивать воображение. В творческих  видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие  воображения, естественно, происходит  в занятиях данными видами  деятельности. В аутогенной тренировке  нужный результат достигается  путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы  усилием воли научиться расслаблять  отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода. [15]           

II.      Воображение в онтогенезе            

2.1. Психологические особенности  воображения                   

 детей дошкольного  возраста

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда  ребенок впервые демонстрирует  способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и  с помощью разнообразных средств  и примеров.

О развитости детского воображения  в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и роям, которые  дети берут на себя в играх, но и  на основе анализа материальных продуктов  их творчества, в частности поделок  и рисунков. [21]

В первой половине дошкольного детства  у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым.

Маленький ребенок, например трехлетка, не в состоянии еще полностью  восстановить картину по памяти, творчески  ее преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно  сложить что-либо новое. Для младших детей-дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 900, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые игры.[15]

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в  своем развитии подчинено тем  же самым законам, каким следуют  другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана ее реализации. [8]

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. [1].        

 У детей дошкольного  возраста обе важные функции  воображения развиваются параллельно,  но несколько по-разному. Начальный  этап в развитии воображения  можно отнести к 2,5-3 годам. Именно  в это время воображение как  непосредственная и непроизвольная  реакция на ситуацию начинает  превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный  процесс и разделяется на познавательное и аффективное.         

Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.        

 На первом этапе  развития воображение связано  с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его заранее, составлять в уем программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.        

 Детское аффективное с возраста 2,5-3 года – 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженным положительными качествами). [10].        

 Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире. [9]  

 

 

       2.2. Проявление  воображения в игровой       деятельности дошкольников        

 Воображение ребенка  связано в своих истоках с  зарождающейся к концу раннего  детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой  функции ведет от замещения  предметов другими предметами  и их изображениями к использованию  речевых, математических и других  знаков и к овладению логическими  формами мышления. Другая линия  ведет к появлению и расширению  возможности дополнять и замещать  реальные вещи, ситуации, события  воображаемыми, скроить из материала накопленных представлений новые образы. [14]        

 Игра взрослого человека  и ребенка, связанная с деятельность  воображения, выражает тенденцию,  потребность в преобразовании  окружающей действительности. Проявляясь  в игре, эта способность к творческому  преобразованию действительности  в игре впервые и формируется.  В этой способности, отображая,  преображать действительность, заключается  основное значение игры.        

 Значит ли это, что  игра, переходя в воображаемую  ситуацию, является отходом от  реальности? И да, и нет. В игре  есть отлет от действительности, но есть и проникновение в  нее. Поэтому в ней нет ухода,  нет бегства от действительности  в будто бы особый, мнимый, фиктивный,  нереальный мир. Все, чем игра  живет и что она воплощает  в действии, она черпает из  действительности. Игра выходит  за пределы одной ситуации, отвлекается  от одних сторон действительности, с тем чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие. В игре нереально только то, что для нее несущественно; в ней нет реального воздействия на предметы, и на этот счет играющий не питает обычно никаких иллюзий; но все, что в ней существенно, - в ней подлинно, реально: реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются.        

Информация о работе Развитие воображения дошкольников