Развитие воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Данная тема курсовой работы является актуальной, так как воображение - это важный вид активной деятельности дошкольников в развитии познавательных процессов.
Объект изучения – особенности познавательной сферы дошкольника и его роль.
Предмет изучения – воображение в игровой деятельности дошкольника.
Цель курсовой работы – определить роль воображения в психическом развитии дошкольника

Содержание

Введение 3
I. Понятие о воображении в психологии:
1.1. Теоретическое представление о воображении 5
1.2. Виды воображения 10
1.3. Функции воображения 20
II. Воображение в онтогенезе:
Психологические особенности воображения детей 22
дошкольного возраста
Проявление воображения в игровой деятельности 26
дошкольника
Воображение в зрелом и дошкольном возрастах 31
Выводы 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

развитие воображения.docx

— 58.71 Кб (Скачать)

- чувственная достоверность.  Когда я вижу сон, я ни  на минуту не сомневаюсь, что  все это происходит со мной  наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув»  с себя сон, я смогу критически  отнестись к приснившимся фантазиям;

- невероятная причудливость,  необычность связей и сочетаний  образов;

- явная связь с насущными  потребностями человека. Например, Татьяна пишет Онегину: «Ты  в сновиденьях мне являлся». Влюбленная  в Евгения, она постоянно думает  о нем, и вот его образ  - во сне.[4]

Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться  лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы  сновидений.

Например, поводом для  сновидений могут послужить, раздражения  которые получает организм спящего  человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги, может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по колено в воде и  бреднем ловишь рыбу. Вариаций может  быть множество.

На этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого  подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение  лица спящего красным светом может  вызвать во сне образы грозы, вспышки  молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с  духами, возможен образ цветущего  сада или праздника, когда люди дарят  друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало  труднее дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и  душит его.

Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день – сон снится на ту же, тему, в  продолжение этих событий. Приснившийся сон может сигнализировать о  какой-либо болезни. Так, одну женщину  долго преследовал сон: она ела  сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных причин сновидений, о которых можно, если заинтересоваться, узнать из специальной литературы.[21]

Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.[6]

Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями. А. С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого мельника в результате сильнейшего эмоционального потрясения из-за самоубийства дочери. («Русалка»):

Я продал мельницу бесам запечным,

А денежки отдал на сохраненье

Русалке, вещей дочери моей.

Они в песке Днепра-реки зарыты,

Их рыбка одноглазка стережет.

Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний  – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

При слуховых галлюцинациях  больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные  поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.

Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также  у алкоголиков, дошедших до состояния  белой горячки.

Эти явления объясняются  тем, что значительные участки мозга  душевнобольного постоянно в  большей или меньшей степени  заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах, фантазии, вызывают такую же реакцию, как и  реальные раздражители.

Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.[6]

Грезит человек в состоянии  расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. В этом случае хотя и есть какая-то общая нить наплывающих  образов, но ассоциируются, связываются  они, не считаясь с реальностью. Результат  такого воображения остается на уровне идеального, психического. Его реализация в поведении невозможна. У некоторых  людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями  реальности, человек живет в созданном  им мире, и это доставляет ему  удовольствие. [15]

Вспомним Манилова – героя  повести Н. В. Гоголя «Мертвые души». Манилов, пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой  от необходимости что-то делать: вот  он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно  мысли занесли его Бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах…»[6]

Произвольное или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т. д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры.[4]

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется  на воссоздающее, или репродуктивное и творческое.

Воссоздающее или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать писатель, рассказчик. Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт. К. Паустовский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучил течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги… Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

Суть воссоздающего воображения  в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками  и пр.)

Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.

Воссоздающее воображение  играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь  в обществе. Оно помогает каждому  из нас овладеть опытом, знаниями и  достижениями других людей. [4]

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. [16]

Роль творческого воображения  огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Балконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину…). [6]

Источник творческой деятельности – общественная необходимость, потребность  в том или ином новом продукте. Еще наши далекие предки на заре человеческой истории вынуждены  были придумывать, изобретать новое  для удовлетворения потребностей. Работая  руками, люди видели ограниченность возможностей человеческих рук и начали изобретать простейшие орудия и приспособления, которые могли быстрее и лучше  выполнять функции рук. Роющая рука послужила прообразом лопаты; растопыренные  пальцы, которыми человек сгребал  сухие листья для подстилки, навели на мысль о граблях; сжатую в кулак  руку он заменил молотком. В течение  многих веков творческое воображение  помогало человеку совершенствовать орудия труда. [13]

Наиболее простым предметом  создания творческих образов является агглютинация (в переводе с греческого – склеивание). Этот прием состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост – рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время.

Агглютинация широкого распространения  не имеет: при ее помощи довольно редко  удается создать образ, который  затем воплощается в реальную вещь. Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией, когда нет надобности воплощать образ в реальный предмет.

Приемом создания творческих образов  является аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела – бионика. Известно, что бионика выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения (локатор – аналог с органами ориентации летучей мыши, электронный глаз – «отпрыск» глаза леопардовой лягушки).

Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной ступенчатой. Например, внешний вид современного самолета очень напоминает парящую  птицу. Это близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с птицей.

Творческие образы создаются при  помощи акцентирования и преувеличения (преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Так художник рисует карикатуру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека неповторимые присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет. Карикатура, шарж несут в себе сходство с оригиналом, в то же время это сходство относительно. Писатель юморист изображает действующее лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, что должно вызвать чувство юмора.

Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование – подчеркивание  части объекта, заострение, обнажение  ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию. Например, сказки для детей «Гулливер у  лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается мощного сложения, со сверхчеловеческой  силой, что позволяет ему вести  борьбу с целым вражеским войском. [18]

Наиболее сложный прием творческого  воображения – типизация. Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее. Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации выразить ее единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация – сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). По этому поводу А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и их них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это – обобщенные типы». Типизация как прием воображения близко примыкает к мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.

Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или  иной прием создания творческих образов  используется, в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства  знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большое значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности – акцептирование, типизация, в литературном труде – типизация. [17]

Особый вид воображения – мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (то есть то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин – образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои Алых парусов» А. Грина – мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.

Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью  человека является мечта, которая живет  у каждого в сердце. «Ничто человек  так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она  не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения  равнодушных рук. Только единомышленнику  можно доверить свою мечту».

К образам такого рода, как  мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал  – это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного  человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция  развития личности. [6]

Информация о работе Развитие воображения дошкольников