Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:29, курсовая работа
Данная тема курсовой работы является актуальной, так как воображение - это важный вид активной деятельности дошкольников в развитии познавательных процессов.
Объект изучения – особенности познавательной сферы дошкольника и его роль.
Предмет изучения – воображение в игровой деятельности дошкольника.
Цель курсовой работы – определить роль воображения в психическом развитии дошкольника
Введение 3
I. Понятие о воображении в психологии:
1.1. Теоретическое представление о воображении 5
1.2. Виды воображения 10
1.3. Функции воображения 20
II. Воображение в онтогенезе:
Психологические особенности воображения детей 22
дошкольного возраста
Проявление воображения в игровой деятельности 26
дошкольника
Воображение в зрелом и дошкольном возрастах 31
Выводы 35
Список литературы 37
В игре у ребенка
формируется воображение,
Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. [19]
В психологии принято
отмечать, что воображение ребенка
складывается в игре. На первых
порах оно неотделимо от
В игре детей трех-,
четырехлетнего возраста
У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. [12]
Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.
С другой стороны, игра может происходить без видимых действий, целиком в плане представления. [22]
Важнейшее значение
в развитии воображения детей
имеет ролевая игра. В игровой
деятельности ребенок учится
замещать одни предметы
В режиссерских играх,
как и во всех творческих
играх, есть мнимая или
Влияние игры на
развитие личности ребенка
Овладевая действиями
игры, ребенок одновременно
Формируясь в игре,
воображение переходит и в
другие виды деятельности
Сочиняя сказки, стишки,
дети воспроизводят знакомые
образы и нередко просто
В подобных случаях
детские сочинения целиком
Нетрудно проследить
происхождение всех элементов,
вошедших в сказку. Это образы
знакомых сказок, но новое их
объединение создает
Преобразование
Существует мнение, что
воображение ребенка богаче, чем
воображение взрослого
Однако воображение
ребенка на самом деле же
богаче, а во многих отношениях
беднее, чем воображение взрослого.
Ребенок может вообразить себе
гораздо меньше, чем взрослый
человек, так как у детей
более ограниченный жизненный
опыт и, следовательно, меньше
материала для воображения.
Воображение в зрелом
и дошкольном возрастах
Деятельность творческого
воображения оказывается очень
сложной и зависящей от целого
ряда самых различных факторов. Совершенно
понятно поэтому, что эта деятельность
не может быть одинакова у ребенка
и у взрослого, потому что все
факторы эти принимают
Попробую разобраться, чем же отличается воображение ребенка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте. До сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода.
Дети могут из всего
сделать все, говорил Гёте, и эта
нетребовательность, неприхотливость
детской фантазии, которая уже
несвободна у взрослого человека,
принималась часто за свободу
и богатство детского воображения.
Далее создание детского воображения
резко расходится с опытом взрослого,
и отсюда тоже делались заключения,
что ребенок живет в
Все это вместе взятое и послужило основанием для того, чтобы утверждать, будто воображение в детском возрасте работает богаче и разнообразнее, чем у зрелого человека. Однако при научном рассмотрении этого вопроса, этот взгляд не находит в себе подтверждения. Опыт ребенка намного беднее, чем опыт взрослого человека; интересы его проще, элементарнее; отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь все это важнейшие факторы, определяющие работу воображения. Отсюда вытекает, что воображение у ребенка беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.
Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, и в переходном возрасте – у подростков с порой полового созревания – соединяются мощный подъем воображения и первые зачатки созревания фантазии.[3]
Ребенок может вообразить
себе гораздо меньше, чем взрослый
человек, но он больше доверяет продуктам
своего воображения и меньше их контролирует,
а потому воображения в житейском,
культурном смысле этого слова, т.е.
чего-то такого, что является вымышленным,
у ребенка, конечно, больше, чем у
взрослого. Однако не только материал,
из которого строит воображение, у ребенка
беднее, чем у взрослого человека,
но и характер комбинаций, которые
присоединяются к этому материалу,
их качество и разнообразие значительно
уступают комбинациям взрослого. Деятельность
воображения продолжается у взрослого,
но оно приспосабливается к
Однако подъем воображения и глубокое его преображение отмечается в переходном возрасте. Переходный возраст характеризуется противоречивостью, полярностью характеризующих его моментов. [3] Именно это обуславливает то, что он является критическим: это возраст нарушенного детского равновесия организма и ненайденного еще равновесия организма зрелого. Вот и воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поисками нового равновесия. То, что деятельность воображения в том виде, как она проявлялась в детском возрасте, у подростков свертывается, очень легко заметить на том факте, что у ребенка этого возраста, как массовое явление, исчезает пристрастие к рисованию. Ребенок начинает критически относиться к своим рисункам, приходит к выводу, что рисовать он не умеет, и оставляет рисование. Двойственность новой формы воображения, которая зарождается сейчас, можно легко увидеть из того факта, что наиболее распространенной и массовой формой деятельности воображения в этом возрасте является литературное творчество. Оно стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни подростка, так что у него создается особый внутренний мир. Развитие этого противоречивого воображения идет по линии дальнейшего отмирания его субъективных моментов и по линии нарастания и закрепления моментов объективных. Обычно очень скоро у подростка свертывается интерес к литературному творчеству, возникает критическое отношение к нему и он оставляет стихоплетство. Итак, подъем воображения и его преображение – вот что характеризует критическую фазу.[3]