Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определила следующие задачи:

1. Проанализировав психологическую литературу выявить сущность понятий "способности", "творческие способности". Рассмотреть сущность процесса развитиятворческих способностей.

2. Путём анализа психологической литературы, посвящённой возрастным особенностям развития личности выявить возрастные особенности становления личности подростка, влияющие на развитие творческих способностей подростков.

3. Рассмотреть обозначенные в психолого-педагогической литературе условия и пути развития творческих способностей учащихся 5-7 классов.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

Этому способствуют многие формы работ  и деятельности учеников:

Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этай работы в уроки по программе.

В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных  занятиях - это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

На уроках, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.).

Особое  значение для будущего автора имеет "подкрепляющее чтение", высоких образцов литературы, чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым он стремится подражать. Столь же необходимым оказывается такое "подкрепляющее чтение" и для читателя, познающего литературный текст.

Отмечается  важность дополнительного внеклассного чтения, широкое использование в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе), но основанного на достижениях исторической поэтики. сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависит от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ.

Задачи  заключительных занятий часто совпадают с задачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом.

Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна "разумная литературная начитанность", в том числе и знание избранных страниц мировой литературы, Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникам можно предложить специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года.

Результаты  самостоятельной исследовательской  работы учащихся включаются в уроки  по основному курсу, учитываются  при написании итоговых сочинений.

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного  текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение.

Уроки внеклассного чтения давно вошли  в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить  уроки литературы в школе. Яркость  и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики - это особенности уроков внеклассного чтения.

Интерес учащихся к урокам внеклассного чтения изменялся на протяжении многих лет. Как указывает В.Г. Маранцман, в 70 - 80-е гг. наблюдалось некоторое  снижение интереса к урокам внеклассного чтения [31.248], объясняя это их излишним регламентированием. Тем, что массовая школьная практика почти не выходила за рамки списков литературы, помещенных в программе и ставших фактически обязательными. Беседы по современной советской литературе в старших классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычными уроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты.

Заметное  оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце. 80-х гг., когда  в средних классах были введены  дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). В старших классах на уроки пришла "возвращенная литература", новинки современной литературы, последние журнальные публикации. Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остаётся.

Психолог  Л. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением  с социально-психологической точки  зрения: 1) воспитание потребности в  чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей. [35.40.] На каждом этапе литературного образования реализуется все эти направления, но каждый этап имеет и свои специфические задачи.

Говоря  об этапах литературного развития, Маранцман отмечает, что в средних  классах, когда интенсивно расширяется  круг чтения школьников, когда в  их чтение вливается громадный поток литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствования читательского восприятия, развития художественного вкуса.[31.249]

Наиболее  последовательно возможно реализовать  проблемно-тематические связи между  уроками по основному курсу и  уроками внеклассного чтения. Чаще всего на уроки внеклассного чтения переносится обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе.

Например, урок внеклассного чтения по рассказу "Монах в новых штанах" В.П. Астафьева в 6 классе. Ученикам представляется оригинальное художественное воплощение традиционных для русской литературы тем человеческих взаимоотношений с людьми и природой в произведениях современного автора. Одним из приемов работы на уроке может стать - сопоставление особенностей астафьевских произведений, рассказывающих о детстве писателя (авторская боль за человека, тоска об ушедшем, чувство вины, мастерство описаний, жестокость отдельных эпизодов, и т.д.) с ранее изученными и самостоятельно прочитанными, школьниками произведениями.

Значительно реже учитываются учителями историко-литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной так называемой "связи по автору", когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. В 5 классе урок внеклассного чтения "по Астафьеву" связан с программным произведением этого автора - "Васюткино озеро". Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления.

Произведения могут отбираться и на основе теоретико-литературных связей классного и внеклассного чтения. Такие уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.

Практика  внеклассного чтения позволяет создать  систему уроков несколько свободных  от программных требований. Это позволяет  нам уделить большее внимание именно развитию личности школьника, литературному  воспитанию, и в частности, развитию творческих способностей учащихся.

Создание  именно системы занятий, позволяет  выявить изменения уровня развития творческих способностей, сравнить принятые нами показатели этого развития.

Приведем  некоторые пункты, которые, по мнению В.Г. Маранцмана, важно предусмотреть при планировании системы уроков внеклассного чтения:

* тематическое  разнообразие ("Живая природа", "Встреча с прекрасным", "Радуга  чуда" и т.д.);

* сочетание  произведений разных жанров (в  соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

* чередование  разных видов уроков внеклассного  чтения (беседа, обзор, композиция, концерт,  семинар, викторина, экскурсия,  собеседование, консультация и  т.д.). Чередование приемов активизации  читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения).[13.253] 

Все изменения  в реальной читательской ситуации при  перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. На уроках внеклассного чтения можно реализовать методы прочтения или же изучения произведения принятые на простых уроках изучения произведения.

2.2. Методы  и приёмы развития творческих  способностей в процессе изучения  литературы в школе.

Для реализации путей развития творческих способностей мы должны таким образом организовать процесс чтения и изучения литературного произведения, чтобы подростки постоянно находились в ситуации решения творческих задач. Это условие реализуется на уроках литературы наиболее ярко через метод творческого прочтения произведения, при котором ребята постоянно находятся в ситуации решения творческих задач, будь то иллюстрирование произведения, его досказывание, домысливание, а так же инсценирование произведения или его эпизода. Всё перечисленное есть лишь некоторые из отдельных приемов реализации данного метода, организующих деятельность ребенка, результатом которой всегда является новый продукт, значимый для становления восприятия искусства. Будь то материальный (иллюстрация, письменный текст, устная речь и т.д.) продукт или духовный (понятие, суждение, нравственная или эстетическая ценность и т.д.).

Как указывал Н.И. Кудряшев в своём труде "Связи  методов изучения литературы в школе", метод творческого чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Именно в активизации творческого  восприятия, художественных переживаний, в развитии средствами искусства художественно-творческих склонностей и способностей Н.И. Кудряшев видел специфику метода творческого чтения.

Метод творческого чтения, по замечанию  Н.И. Кудряшева, способствует "развитию наблюдательности, умению видеть и слышать явления жизни, умению найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений, путём выполнения различного рода творческих заданий".

Среди видов деятельности учащихся при  реализации приёмов творческого  чтения Н.И. Кудряшев выделяет выразительное чтение (в идеале художественное), слушание художественного чтения, близкие к тексту и сжатые пересказы, художественное рассказывание, инсценировки, составление сценариев, рассматривание иллюстраций и оценка их, сочинения разного жанра по картинам и живым впечатлениям.

Решение задач, возникающих перед учащимися  в процессе этих и других видов  деятельности, развивает у них "умение мобилизовать... имеющееся знание и  включить его в процесс анализа  новых ситуаций".[12.65.] При развитии этого творческого умения развиваются и творческие способности, обуславливающие успешность приобретения данного умения. Это такие способности, как готовность памяти, гибкость мышления, способность к сближению понятий, способность к переносу опыта. Также формируется самостоятельность при оценке того, что дети читают, слышат и пишут. А значит и такая важная литературно-художественная творческая способность, как критическое отношение к результатам творчества и к его процессу. Которую составляют как способность к оценке, так и гибкость мышления в способности вовремя отказаться от скомпрометированной идеи или гипотезы. Кроме того, у учащихся развивается стремление найти новый подход, новый тип решения или так называемая ориентация на творчество. А значит, прежде всего, творческая активность учащегося. В основе этого лежат такие способности как зоркость в поисках проблем, способность к "сцеплению" и "антисцеплению", легкость генерирования идей, способность предвидения.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста