Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определила следующие задачи:

1. Проанализировав психологическую литературу выявить сущность понятий "способности", "творческие способности". Рассмотреть сущность процесса развитиятворческих способностей.

2. Путём анализа психологической литературы, посвящённой возрастным особенностям развития личности выявить возрастные особенности становления личности подростка, влияющие на развитие творческих способностей подростков.

3. Рассмотреть обозначенные в психолого-педагогической литературе условия и пути развития творческих способностей учащихся 5-7 классов.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

1. а)  читать книгу 0

б) сочинять книгу 2

в) пересказывать  содержание книги друзьям 1

2. а)  выступать в роли писателя

б) выступать  в роли читателя

в) выступать  в роли критика

3. а)  рассказывать всем о прочитанном  на уроке 0

б) не рассказывать об это никому 1

в) прокомментировать  то, что прочитал 2

4. а)  придумывать новые темы сочинений  2

б) писать, используя испытанные темы 0

в) искать темы хорошо раскрытые в литературе 1

5. а)  исполнять указания учителя 0

б) давать поручения одноклассникам 2

в) быть помощником учителя 1

6. а)  работать на уроке каждому  за себя 2

б) работать на уроке, где можно проявить себя 1

в) работать всем классом 0

7. а)  смотреть интересный фильм дома 1

б) читать книгу 2

в) проводить  время в компании друзей 0

8. а)  думать, как написать красивое сочинение 2

б) обсуждать  с друзьями, как написать

красивое  сочинение 1

в) читать красивый рассказ 0

9. а)  написать рассказ всем классом  0

б) написать рассказ вместе с другом 1

в) написать свой рассказ 2

10. а)  отдыхать на самом лучшем курорте  0

б) отправиться  в путешествие на корабле 1

в) отправиться  в экспедицию с учёными 2

Как показал  данный тест-опросник, предназначенный  выявить уровень развития направленности на творчеств, в целом показатели между собой не разнятся. Баллы  оценки данного критерия, обусловленные степенью развития стремления к реалезации своих способностей и возможностей, так же у 65% опрошенных находились на среднем уровне. Для остальных было характерно: у 24% низкие результаты, и у 11% выше среднего.

4. Опросник "Критичность"

Согласны  ли вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами  ваши ответы:

а) полностью  согласен - 0;

б) не согласен - 2;

в) не готов  дать оценку

высказыванию - 1.

1. Знания  и только знания делают человека  свободным и великим (Д.И. Писарев).

2. Лицо - зеркало души (М. Горький).

3. Единственная  настоящая ценность - это труд  человеческий (А. Франс)

4. Разум  человека сильнее его кулаков  (Ф. Рабле)

5. Ум, несомненно, первое условие для счастья  (Софокл)

6. Дорога  к славе прокладывается трудом (Публимий Сир)

7. Боится  презрения лишь тот, кто его  заслуживает (Франсуа де Лорошфуко)

8. Нас  утешает любой пустяк, потому  что любой пустяк приводит  нас в уныние (Блез Паскаль)

9. Способности,  как и мускулы, растут при  тренировке (К.А. Тимирязев)

10. Только  глупцы и покойники никогда  не меняют своих мнений (Д.Л.  Оруэлл).

Интересными оказались результаты тестирования по критерию "критичность". Оценка показателей этого критерия у  большенства учеников класса, около 54%, оказалась выше средней, баллы колебались от 1,6 до 1,8. Это может объяснятся стремлением подростков к самостоятельности суждений. Среди оставшихся учеников картина уровня развития способности к оценке и самооценке в процентном соотношении была распределена следующим образом: 25% - средний уровень развития показателей и у 11% - низкий.

5. Самооценка (контрольный опрос)

При ответе ставите в карточку если

а) да - 2;

б) трудно сказать - 1;

в) нет - 0.

1. Мне  нравится сочинять фантастические  истории

2. Могу  представить себе то, чего не бывает на свете

3. Буду  участвовать в той работе на  уроке, которая для меня нова

4. Быстро  нахожу решения в трудных ситуациях

5. При  выполнении задания мне трудно  выделить главную задачу

6. Убедительно  могу доказать свою правоту

7. Могу  легко составить план сочинения

8. У  меня часто рождаются интересные  мысли и идеи

9. Мне  интереснее что-то придумывать,  чем запоминать

10. Стремлюсь  всегда вступить в то дело, где могу проявить своё творчество 

11. Мне  нравиться организовывать своих  товарищей на интересные дела.

12. Для  меня очень важно как оценивают  мой труд окружающие.

13. Когда  обсуждается произведение, стараюсь  иметь своё мнение.

14. Часто  не могу понять, почему плохо  выполнил работу.

15. Стараюсь  дать оценку прочитанному на  основе своих собственных убеждений.

16. Могу  объяснить, почему мне нравиться  или нет литературное произведение.

Уровень самооценки по всем критериям количественно  можно охарктеризовать следующим  образом: у 54% ребят самооценка по большинству  критериев несколько завышена. Чаще всего по таким как способность преобразовать структуру объекта и критичность. У 44% ребят она была чуть ниже, чем действительные показатели установленных критериев. И лишь, приблизительно у 2% самооценка была практически идентична оценке по критериям. Это также объясняется психическими особенностями подросткового возраста. 

В среднем  нам представляется из обобщения  вышеизложенных результатов первой части эксперимента результатов, что  уровень развития творческих способностей данных учащихся характеризуется средними показателями. Наивно было бы предположить, что одно занятие, даже преимущественно направленное на развитие творческих способностей в силе изменить общую картину.

Вторая  часть эксперимента. Сравнительный  анализ результатов. Исходя из проделанной  нами работы, мы предположили, что результатом занятия окажутся, в частности следующие изменения критериев развития уровней творческих способностей.

Они, конечно, не изменятся существенным образом. Но, как мы предположили, несколько  увеличится процент учащихся, чья  направленность на творчество, хотя бы временно возрастет (дальнейшее закрепление и развитие должно обеспечиваться организацией всего учебного процесса) Уменьшится процент учащихся с низким уровнем умения и стремления к познанию. Остальные показатели по критериям оценки уровня творческих способностей как-либо существенно не изменятся

После проведения занятия, которое стало  ярким и впечатляющим для ребят, затронуло весь класс, разожгло интерес  к творчеству. Мы провели вторую часть эксперимента, нацеленную на выявление изменения уровня развития творческих способностей учащихся.

После занятия через некоторое время, в течение одного с половиной  академического часа с перерывами между  тестами, мы повторили опрос учащихся. Изменения некоторых показателей  по указанным критериям мы видим из следующей таблицы:

Критерии

Процентное  соотношение уровней показателей  в классе

Критерии

Процентное  соотношение уровней показателей  в классе

Чувство новизны

низкий

средний

высокий 
 

Чувство новизны

низкий

средний

высокий

32 %

60 %

18 %

28 %

64 %

18 %

Способность преобразовать структуру объекта

21 %

7 %

12 %

Способность преобразовать структуру объекта

20 %

67 %

13 %

Направленность  на творчество

24 %

65 %

11 %

Направленность  на творчество

16 %

67 %

17 %

Критичность

11 %

25 %

54 %

Критичность

11 %

25 %

54 %

Как показал  эксперимент показатели увеличились  по тем критериям по которым мы предполагали их увеличение. Сравнительно возросли показатели по критерию "чувство  новизны" - это можно объяснить  особенностями структуры и содержания занятия, которое было само по себе новым. Свободное, с субъективной точки зрения подростков, не регламентированное внеклассное занятие сопровождалось музыкой, работой с красками. Также подростки увидели, что они могут чувствовать как настоящий взрослый писатель. А после того как ребята выполнили самостоятельную работу, написав своё собственное сочинение, составившее, как они увидели после обсуждения удачных работ) действительную художественную ценность. Всё это вкупе с той атмосферой, которая царила на занятии повысило у детей уверенность в своих способностях и возможностях, повысило стремление к новому необычному. Тема урока и сочинения в немалой степени способствовала этому, ориентируя ребят на поиски необычного в воспоминаниях, в настоящем, или же в фантазию. Таким образом увеличение количественного показателя уровня развития творческих способностей по критерию "направленность на творчество" тоже оказался предполагаемым результатом проведённой работы.

2. Методика  развития творческих способностей  учащихся 5-7 классов на занятиях по внеклассному чтению.

2.1. Роль  внеклассного чтения в развитии  творческих способностей учащихся.

Цели  уроков и внеурочных занятий по литературе общие - расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить их творческие способности и эстетический вкус, укрепить гражданские и нравственные позиции. Цели одни, а способы их достижения разные. Они определяются самой спецификой внеклассных занятий.

Как указывает  М.Г. Качурин - автор статьи о методике внеклассного чтения в книге "методика преподавания литературы", внеклассная работа раскрывает учеников, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой. А продуктивность уроков литературы, в свою очередь, в значительной степени определяется повышенным интересом учащихся к искусству.[34.342]

Внеклассная работа по литературе - это сложная, многообразная система. Она складывается из работы повседневной (руководство  внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.

Урок  и внеклассная работа связаны  между собой. Внеклассная работа выявляется продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Уроки дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые в учебном процессе; проводить сообщения доклады по внеклассному чтению, пересказы.[34.342-344]

Известно, что наиболее методически обоснована и оговорена такая форма занятий  по предмету литературы как обыкновенный урок, т.е. классное занятие, но, несмотря на это, большинство преподавателей литературы более подходящей формой занятий называют внеклассное чтение. И действительно, если на уроке чтения и анализа произведения учитель слишком ограничен временными рамками, в которых он должен решить задачи, в результате чего основное внимание обращается на реализацию обучающих целей урока, то на реализацию целей воспитательных остается катастрофически мизерный процент всей учебной деятельности.

Внеклассное чтение в отличие от обыкновенного  урока предполагает немного большую  свободу творческой мысли преподавателя. На уроке внеклассного чтения учитель может уделить больше внимания подготовке и осуществлению процесса творческого восприятия и осмысления прочитанного.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста