Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определила следующие задачи:

1. Проанализировав психологическую литературу выявить сущность понятий "способности", "творческие способности". Рассмотреть сущность процесса развитиятворческих способностей.

2. Путём анализа психологической литературы, посвящённой возрастным особенностям развития личности выявить возрастные особенности становления личности подростка, влияющие на развитие творческих способностей подростков.

3. Рассмотреть обозначенные в психолого-педагогической литературе условия и пути развития творческих способностей учащихся 5-7 классов.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

Развитие  творческих способностей учащихся подросткового  возраста

                 Введение. 

Тема  нашей исследовательской работы "Развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов на занятиях по внеклассному чтению" выбрана не случайно. Обращение к данной теме вызвано существенными причинами.

Дело  в том, что современное общество предъявляет к человеку всё более  высокие требования. В условиях роста  социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо превносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося  общества. Поэтому мы видим необходимым  уделение особого внимания развитию творческих способностей школьников.

Подростковый  возраст, как указывает в своём  труде "Психология юношеского возраста" известный немецкий психолог Э. Шпрангер, характеризуется как возраст  начала качественного "врастания  в культуру". Ребёнок начинает усваивать и принимать её, "врастать психикой" в объективный и нормативный дух эпохи [18. 342]

Доктор  педагогических наук, профессор Н.Е. Щуркова в работе "Воспитание детей в школе" указывает, что "врастание в контекст культуры" возможно только в процессе "воспроизведения в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества" [19. 11], или иными словами, в процессе индивидуального детского творчества. Поэтому мы видим подростковый возраст наиболее благоприятным школьным возрастом для развития творческих способностей и приобретения творческого опыта.

Литература  одно из искусств, которому уделяется  немалое внимание в школьном процессе обучения. Изучение её как носителя творческого опыта человечества играет немаловажную роль в процессе развития творческих способностей подростков.

Занятия по внеклассному чтению в отличие  от обыкновенного урока предполагают немного большую свободу творческой мысли преподавателя. На занятиях по внеклассному чтению учитель может  уделить больше внимания подготовке и осуществлению процесса творческого восприятия и осмысления прочитанного.

Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах. Теплов Б.М., Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Лук А.Н., Пономарёв Я.А.

Особенностям становления личности подростка, их влиянию на процесс развития творческих способностей были посвящены работы И.Ю. Кулагиной, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Выготского Л.С.

С педагогической точки зрения эту проблему исследовали  И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев.

В методике преподавания литературы в школе  данная проблема освещена в трудах Рыбниковой М.А., З.Я. Рез, В.А. Никольского, В.Г. Маранцмана, Н.Р. Бершадской, М.Г. Качурина.

Объектом  исследования являются творческие способности и особенности процесса их развития при изучении художественной литературы на занятиях по внеклассному чтению в 5-7 классах общеобразовательной школы.

Предметом исследования являются методы и приёмы, влияющие на развитие творческих способностей учащихся при изучении художественной литературы на занятиях внеклассному чтению в 5-7 классах общеобразовательной школы.

Тема  нашей работы определила её цель - разработать  систему занятий по внеклассному чтению, эффективно влияющую на развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов.

Цель  работы определила следующие задачи:

1. Проанализировав  психологическую литературу выявить  сущность понятий "способности", "творческие способности". Рассмотреть  сущность процесса развитиятворческих  способностей.

2. Путём  анализа психологической литературы, посвящённой возрастным особенностям развития личности выявить возрастные особенности становления личности подростка, влияющие на развитие творческих способностей подростков.

3. Рассмотреть  обозначенные в психолого-педагогической литературе условия и пути развития творческих способностей учащихся 5-7 классов.

4. Проанализировать  научно-методическую литературу  по проблеме развития творческих  способностей в процессе изучения  литературы в школе и, на  основе этого, разработать систему занятий по внеклассному чтению, направленную на развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов.

5. Определить  методику диагностики эффективности  развития творческих способностей  подростков в процессе реализации  на практике, разработанной нами  системы занятий по внеклассному чтению. 

Цели  и задачи, выведенные нами, определили структуру работы.

Первая  её глава, состоящая из трёх параграфов, посвящена анализу психолого-педагогической литературы по данной проблеме. В первом её параграфе мы, анализируя психологическую литературу, определяем сущность понятий "способности", "творческие способности" и сущность процесса развития творческих способностей. Во втором параграфе мы, путём анализа психологической литературы, посвящённой особенностям развития личности подростков, выявляем особенности становления личности подростков, влияющие на процесс развития творческих способностей. В третьем параграфе, путём анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме, мы выделяем условия и намечаем пути развития творческих способностей учащихся 5-7 классов.

Вторая  глава нашей работы посвящена  методике реализации путей развития творческих способностей учащихся 5-7 классов. Рассматривая и анализируя научно-методическую литературу по проблеме развития творческих способностей в процессе изучения литературы в школе, мы определяем методы и приёмы, а также особенности занятий по внеклассному чтению, являющиеся развивающими по отношения к творческим способностям учащихся 5-7 классов. И, на основе этого разрабатываем систему занятий по внеклассному чтению, направленную на развитие творческих способностей учащихся. Определяем и реализуем методику исследования эффективности развития творческих способностей учащихся данной системой.

Наша  исследовательская работа - это попытка внести свою скромную лепту в общее дело улучшения эффективности нашего российского школьного образования.

Содержание

Введение ...................................................................... ..

1. Теоретическое  обоснование развития творческих

способностей учащихся подросткового возраста ...................

1.1. Теоретический  анализ проблемы творческих 

способностей ........................................................

1.2. Особенности  развития личности в подростковом 

возрасте, влияющие на процесс развития творческих

способностей  подростков .........................................

1.3. Условия  и пути развития творческих  способностей

школьников  подросткового возраста. ..........................

1.4. Выводы. ...............................................................

2. Методика  развития творческих способностей  учащихся 

5-7 классов  на занятиях по внеклассному  чтению ..................

2.1. Роль  внеклассного чтения в развитии  творческих 

способностей  учащихся ...........................................

2.2. Методы  и приёмы развития творческих  способностей

учащихся  в процессе изучения литературы в  школе ........

2.3. Система  занятий по внеклассному чтению  произведений

В.П. Астафьева  в 5 - 7 классах ...................................

2.4. Методика исследования результативности развития

творческих  способностей ..........................................

2.5. Выводы ................................................................

Заключение .......................................................................

Список  литературы .............................................................. 

3. Немов  Р.С. Психология: в 3 кн. - М., 2001, кн. 3.

4. Теплов  Б.М. Проблемы индивидуальных  различий. - М. 1961.

5. Теплов  Б.М. Собрание сочинений: в 4 т. - М., 1997, т. 1

6. Теплов  Б.М. Об изучении типологических  свойств нервной системы и  их психологических проявлений.-"Вопросы  психологии", 1957, № 5.

7. Теплов  Б.М. Способности и одаренность.- В кн.: Психология. М.,1948.

8. Теплов  Б.М., Лейтес Н.С. К проблеме  индивидуально-психологических различий. Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М., 1956.

9. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. - М., 1953;Он же. Бытие и сознание. М., 1957; Он же. Принципы и пути  развития психологии. М., 1959; Он же. Проблема способностей и вопросы психологической теории.-"Вопросы психологии", I960 № 3.

10. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. - М., 1953

11. Рубинштейн  С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957

12. Шадриков  В.Д. О содержании понятий "способности" и "одарённость" \\ Психологический журнал, - 1983; №5

13. Рубинштейн  С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.

14. Лук  А.Н. Психология творчества. - М.: Просвещение, 1978

15. Якобсон  П.М. Психология художественного  творчества. - М.: Знание, 1971

16. Мелик-Пашаев  А.А. Педагогика искусства и  творческие способности. - М.: Знание, 1981

17. Левин  В.А. Воспитание творчества. - Томск:  Пеленг, 1992

18. Пономарёв  Я.А. Психология творчества. - М., 1987

19. Кулагина  И.Ю. Возрастная психология. - М.: УРАО, 1997.

20. Обухова  Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое  общество России, 1999.

21. Щуркова  Н.Е. Воспитание детей в школе. - М.: Новая школа, 1998.

22. Лейтес  Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М., 2000.

23. Немов  Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990.

24. Бравиль  В.А. Международные интеллектуальные  олимпиады. - М., 1986.

25. Психологический  словарь. - М.: Наука, 19??.

26. Лернер  И.Я. Поисковые задачи в обучении  как средство развития творческих  способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р. - М., 1969.

27. Коджаспиров  А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический  словарь. - М., 2000.

28. Бершадская  Н.Р., Халимова В.З. Литературное  творчество учащихся в школе. - М.: Просвещение, 1986.

29. Никольский  В.А. Методика преподавания литературы в школе. - М., 1971.

30. Журавлёв  А.П. Звук и смысл. - М.: Просвещение, 1991. 

31. Зепалова  Г.С. Уроки литературы и театр.  М.: Просвещение, 1982.

32. Щуркова  Н.С. Собранье пёстрых дел. - М.: Новая школа, 1994.

33. Маранцман  В.Г Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1995.

34. Маранцман  В.Г. Приёмы изучения литературного  произведения в школе. \\ Методика  преподавания литературы. Под ред.  З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.

35. Рыбникова  М.А. Очерки по методике литературного  чтения. - М.: Просвещение, 1985.

36. Качурин  М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная  работа по литературе. \\ Методика  преподавания литературы. Под ред.  З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста