Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определила следующие задачи:

1. Проанализировав психологическую литературу выявить сущность понятий "способности", "творческие способности". Рассмотреть сущность процесса развитиятворческих способностей.

2. Путём анализа психологической литературы, посвящённой возрастным особенностям развития личности выявить возрастные особенности становления личности подростка, влияющие на развитие творческих способностей подростков.

3. Рассмотреть обозначенные в психолого-педагогической литературе условия и пути развития творческих способностей учащихся 5-7 классов.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

Герой детства В.П. Астафьева по возрасту близок подросткам. Его психологическая  яркость, живой образ, естественность поступков не оставляет в стороне  юного читателя. Нравственные ценности не вуалируются в произведении сюжета, а рождаются из понимания причин и значимости поступков героя, как в глазах его самого, так и других окружающих его людей. Подросток, сопереживая герою, погружаясь в его мир, глубоко симпатизируя ему, невольно учится различать доброе и злое в своих поступках и в поступках людей.

Во-вторых, В.П. Астафьев - это великий художник слова, который по-настоящему умеет  изобразить красоту окружающего  мира так, что это не будет пустыми  словами, а заставит ребенка самому пережить описанное. Чтение и анализ средств выражения в прозе В.П. Астафьева помогают учить детей критериям художественности в литературе, развитию чувства прекрасного (вспомните хотя бы описание звучащей в вечерних сумерках скрипки, которую слышит Витька Потылицын). Многие из его рассказов-миниатюр, являющихся истинными художественными шедеврами, представлены в собрании, названном "Затеси". Кроме того, эти миниатюры концептуальны, т.е. в них отражены глубокие философские, гуманистические и мировоззренческие концепции Астафьева В.П. А так как, по утверждению И. Ю Кулагиной, для этого возраста характерен "интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам", в этом возрасте дети "приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир", эти произведения становятся зачастую не только источником эстетического наслаждения, но и объектом интеллектуальных философских рассуждений, а порой и горячих споров.

Т.о. произведения В.П. Астафьева помогают формировать  у учащихся направленность на творчество; развивать способность к преобразованию структуры объекта; воспитывают в детях высокую оценку уроков литературы и литературного творчества, развивают положительную самооценку подростка, способность к рефлексии; воспитывать чувство прекрасного. Использование произведений В.П. Астафьева на уроках внеклассного чтения помогает воспитывать в детях патриотизм, любовь к природе, человеку, они учат любить и прощать. Поэтому, мы считаем необходимым составить систему внеклассных занятий по литературе, в которой с помощью методов и приемов реализовать заложенный в произведениях В.П. Астафьева потенциал развития творческих способностей учащихся, не упуская при этом возможностей воспитания и влияния на формирование мировоззрения, предполагающихся особенностями астафьевских произведений.

В разработке нашей системы внеклассных занятий  мы опирались на программу по литературе, разработанную под редакцией  Т.Ф. Курдюмовой, авторами которой являются Т.Ф. Курдюмова, В.П. Полухина, В.Я. Коровина, И.С. Збарский, Е.С. Романичева. Целью  литературного образования они рассматривали становление духовного мира человека, создание условий для формирования потребностей личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. В этой программе, как указывают её авторы в пояснительной записке, последовательно осуществляется принцип вариативности, "который дает учителю право выбора авторов и произведений а также путей изучения конкретной темы". Так в этой программе, в средних классах авторами предлагается три круга чтения художественных произведений: для чтения и изучения, для самостоятельного чтения и обсуждения в классе и для внеклассного чтения. Они акцентируют внимание на активном включении ученика в творчество на всех этапах литературного образования. И неразрывно связывают его с последовательным усилением самостоятельности творчества от класса к классу. [36.9-10.]

Творчество  В.П. Астафьева занимает в этой программе  сравнительно немалое место. В 5 классе для чтения и изучения в разделе "Современная литература" предлагается рассказ "Васюткино озеро". При его изучении рекомендуется обратить внимание на биографические факты из детства писателя, рассмотреть это произведение как произведение о формировании характера подростка, как современную "..."робинзонаду" мальчика из семьи рыбаков". Авторы рекомендуют помочь детям увидеть характер Васютки, его сопротивление обстоятельствам, преодоление чувства страха. В теории литературы изучается понятие "автобиографические произведения", что в дальнейшем для изучения творчества В.П. Астафьева и других писателей весьма значимо, а также имеет большое значение для нашей работы.[36.21] Ребята приобретают опыт восприятия и понимания автобиографичных произведений В.П. Астафьева, знакомятся со спецификой его произведений, со стилем, и слогом. Используя вариативный компонент этой программы, мы, продолжая знакомить детей с творчеством В.П. Астафьева, желая заинтересовать их чтением произведений великого писателя сибиряка, проводим занятие по внеклассному чтению. Для этого мы предлагаем детям для прочтения в классе и совместного творческого осмысления два рассказа-миниатюры из книги В.П. Астафьева "Затеси" - это миниатюры "Дождик" и "Хрустальный звон".[39.64-65] Выбрали мы их по нескольким критериям. Во-первых, это красота и изящность и высокохудожественного слова В.П. Астафьева ярко отразившаяся в них, которая при умелой организации восприятия оказывает немалое эмоциональное воздействие на читателя и слушателя. Во-вторых, их символичность и концептуальность, на которые обращает внимание литературовед Е.Г. Слобковская в своей статье "В. Астафьев и Сибирь" в сборнике "Литература и Сибирь", называя эти рассказы "лирико-философскими миниатюрами". В них, как утверждает Е.Г. Слабковская, "вечное и переменчивое, открытое и тайное Природы "связано" с течением человеческой жизни".[37.111]

В 6-ом классе по программе Т.Ф. Курдюмовой, изучается  глава из повести В.П. Астафьева "Последний  поклон", о которой Валентин Курбатов говорит, что это "последний такой  благодарно естественный поклон святому  единству жизни во всей её неизъяснимой полноте".[38.8] При изучении главы "Конь с розовой гривой" Т.Ф. Курдюмова рекомендует уделить внимание изображению быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственным проблемам рассказа (честности, доброте, понятию долга) Рассмотреть образы героев рассказа Саньки Леонтьева, Бабушки Екатерины Петровны. Рассмотреть юмор в рассказе яркость и самобытность народной речи.[36.28] Мы же, проводя занятие по внеклассному чтению, стремимся расширить представления ребят об этом произведении. Для этого мы вспоминаем понятие автобиографичных произведений, рассматриваем повествователя как участника событий, описанных в повести, вспоминающего о своем детстве. Уделяя дополнительное внимание анализу образов произведения, мы акцентируем внимание учащихся на том, что представляются они с точки зрения Витьки Потылицына - теперь уже взрослого человека. Рассматриваем живописный строй авторской речи. Для прочтения мы предлагаем главу из этой же книги "Монах в новых штанах".[40.66] В повести эта глава следует сразу за главой "Конь с розовой гривой", т.о. мы стремимся сохранить у учащихся представления о произведении как о связанном повествовании, стимулируя тем самым стремление к прочтению произведения. Обращая внимание на художественно-эстетические особенности произведения пытаемся развить у учащихся стремление к творчеству, умение и желание реализовать свои возможности и способности, стремимся к формированию художественно-эстетических критериев собственного индивидуального творчества учащихся.

В 7 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой в разделе "Русская литература ХХ века" для  чтения и обсуждения предлагается сказка-быль А. Платонова "Неизвестный цветок".[36.36] Основной тематикой обсуждения авторы программы представляют прекрасное в жизни человека. Мы находим возможным заменить данное произведение на чтение и обсуждение рассказа-миниатюры В.П. Астафьева "Весенний остров".[39.23] При этом не нарушается идейно-тематическое содержание элемента программы и обеспечивается реализация её краевого компонента. Значительное внимание при этом уделяем художественно-эстетическим особенностям изображения необыкновенной действительности в этом произведении, средствам ее изображения. Акцентируя внимание читателя на эмоционально-образном содержании рассказа-миниатюры, стремимся развить представления учащихся об эмоционально-эстетическом потенциале художественного слова, способность к преобразованию структуры объекта, умение видеть новое и необычное в окружающей действительности.

Занятие по внеклассному чтению в 5 классе имеет своей целью ознакомление с творчеством В.П. Астафьева, создание и мотивация интереса к самостоятельному чтению его произведений. Дети знакомятся с понятием рассказ-миниатюра. Создавая педагогическую ситуацию, способствующую эмоциональному восприятию произведения, организуя осмысление и понимание идейно-художественного содержания рассказов мы попытались раскрыть перед детьми глубину и красочность выражения человеческой мысли и чувства с помощью литературно-изобразительных средств. Тем самым развивая стремление к творчеству, умение и способность видеть новое, интересное. Ставя перед детьми творческие задачи и проблемные вопросы при осмыслении произведений, стремимся пробудить сотворчество юного читателя, постепенно подготавливая их к самостоятельной литературно-творческой работе на заданную тему. Самостоятельной литературно-творческой работой учащихся в данном случае является составление рассказов-миниатюр о каком-либо необычном явлении в их жизни, которое им видится прекрасным, что соответствует сюжету и тематике данных рассказов-миниатюр В.П. Астафьева. Но мы не ограничиваем этим свободу выбора темы и содержания самостоятельных творческих произведений учащихся, расширяя границы темы до выдуманных ими событий или явлений, оставляя однако обязательной форму рассказа-миниатюры. Также учащимся предлагается выполнить самостоятельную творческую работу в форме рисунка или иллюстрации к произведению.

Урок  начинается с эмоционального настроя  слушателей. Учитель, усадив учеников, прибегает к помощи яркой образной эмоциональной лексики:

- Сегодня  мы с вами услышим волшебным  морозным утром необыкновенную  музыку и почувствуем внезапную  легкую прохладу короткого дождика,  который влетит к нам в опаленный  зноем двор. Эти удивительные  встречи нам подарят рассказы-миниатюры В.П. Астафьева.

Далее словесник обращается к предыдущему  опыту чтения произведений В.П. Астафьева  ребятами, что помогает, как мы уже  упоминали, восприятию читаемых на этом занятии литературных миниатюр В.П. Астафьева:

- Скажите,  а с каким произведением этого автора вы встречались ранее? ("Васюткино озеро").

Учитель подводит детей к пониманию литературного  термина "рассказ-миниатюра":

- "Васюткино  озеро" это большой рассказ,  а мы с вами прочтем рассказы-миниатюры.  Что такое рассказ? Что такое  миниатюра? Что такое рассказ-миниатюра?

Теперь  учитель уточняет выведенное детьми понятие рассказа-миниатюры и  определяет особенности этого жанра  у В.П. Астафьева, на которое указывала  Е.Г. Слабковская (см. выше).

- Это  маленький рассказ о чем-то, чаще  всего описание. У В.П. Астафьева это красивое описание какого-то необыкновенного случая, в котором он видит какое-либо глубокое философское содержание. В каждом явлении природы он видит нечто человеческое, природа у него всегда жива и наделена мыслью.

И прежде чем преступить к выразительному чтению первой миниатюры "Дождик", учитель активизирует воображение учащихся, используя прием так называемого "частичного погружения". [41.162] Для этого учитель использует слово, обращаясь к детям: "Представьте себе...". Активизировав фантазию слушателей, приблизив их к представлению образного мира произведения, создав общий эмоциональный настрой, педагог выразительно прочитывает саму миниатюру. После прочтения необходимо соблюсти некоторую паузу, именно на это указывает В.Г. Маранцман, говоря об организации читательского восприятия, называя это возможностью читателя прислушаться к своему чувству.[32.161] Затем учитель обращается к эмоциональному восприятию услышанного учениками, к возникшим у них чувствам:

- Скажите,  что вы почувствовали?

Далее, задавая проблемный вопрос, одновременно ставит перед детьми творческую задачу, для решения которой им необходимо найти ассоциативные связи между  природным явлением и человеком:

- Чем  дождик похож на человека?

Обращаясь к возникшему у слушателей образу дворика, педагог готовит детей к работе по сравнению различных видов искусства (рассказа-миниатюры и картины В. Поленова "Московский дворик"):

- Где  вы представили себя? Каким вы  увидели этот дворик?

Говоря  о том, что этим двориком мог быть дворик с картины В. Поленова, учитель прибегает к приему устного словесного рисования, прося детей представить, как во двор врывается быстрый дождик, и рассказать об этом. Далее он просит детей описать, чем отличается изображение дворика на картине от его образа, возникающего при чтении миниатюры. Затем педагог предлагает всем желающим детям дома нарисовать такой дворик, каким они его себе представляют до или после дождя. Но на этом занятие не оканчивается, теперь учитель просит детей мысленно покинуть этот дворик и представить, что "прошло лето, повсюду опали листья, ударили первые морозы. Вы просыпаетесь ранним холодным утром и слышите хрустальный звон". Далее учитель вновь выразительно читает вторую миниатюру В.П. Астафьева "Хрустальный звон", при этом чтение сопровождается проигрыванием аудиозаписи музыки М.А. Порцхаладзе "Зимнее утро". После этого учитель вновь обращается к возникшим у учеников представлениям, а затем просит найти схожесть описания реки с человеком. Выслушав ответы детей, педагог проводит анализ изобразительных средств, с помощью которых автор "оживляет" реку:

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста