Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 08:40, дипломная работа
Объектом исследования выступают творческие способности младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии...........................................................................6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.............................................................6
1.2. Психологическая сущность творческих способностей ..............................12
1.3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей.................19
1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте...................................................................................................................26
1.5. Выводы по первой главе................................................................................33
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте..............................35
2.1. Организация и методы исследования...........................................................35
2.2. Результаты экспериментального исследования творческих способностей младших школьников в условиях развивающей работы...................................38
2.3. Выводы по второй главе................................................................................51
ВЫВОДЫ...............................................................................................................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТАРЕТУРЫ..................53
6. Развивает чувство внутреннего контроля, создает условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных навыков, функций правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и невербальные способы коммуникации.
7. Содействует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности.
Анализ развивающей деятельности.
Для проведения развивающей деятельности была взята экспериментальная группа школьников.
Занятия показали, что групповая деятельность проходила хорошо. Ребята умеют общаться, слушать друг друга, предлагать идеи. Сложно было организовать деятельность ребят, когда необходимо было выслушать все идеи, рассмотреть все работы. Хотелось всем быть ведущим в игре, помощниками тренера.
Результативность программы по развитию творческих способностей младших школьников была оценена повторной диагностикой, затем сравнительным и корреляционным анализом.
Количественные результаты
Повторная диагностика проводилась по методике “Предложение”, “Незавершенные фигуры”.
Для проведения сравнительного и корреляционного анализа сформулируем гипотезы.
Н 0 – Если не использовать в работе с младшими школьниками развивающие занятия со средствами арт-терапии, то развитие творческих способностей в условиях школьного обучения не будет происходить успешно.
Н 1 – Если использовать в работе с младшими школьниками развивающие занятия со средствами арт-терапии, то развитие творческих способностей в условиях школьного обучения будет происходить наиболее успешно.
Таблица
№ 1. “Сравнительный анализ эффективности
развивающей деятельности”.
Есть эффект | Нет эффекта | |||||||||
гибкость | Оригин. | Разраб. | Соп. Зам. | Верб.
креат |
гибкость | Оригин. | Разраб. | Соп. Зам. | Верб.
креат | |
Экспериментальная
группа |
6
(30%) |
12
(60%) |
14
(70%) |
16
(80%) |
15
(75%) |
14
(70%) |
8
(40%) |
6
(30%) |
4
(20%) |
5
(25%) |
Контрольная группа | 5
(25%) |
6
(30%) |
4
(20%) |
5
(25%) |
6
(30%) |
15
(75%) |
14
(70%) |
16
(80%) |
15
(75%) |
14
(70%) |
Из таблицы видно, что низкая эффективность наблюдается по показателю “гибкость”. Возможно, это связано с тем, что гибкость зависит от широты кругозора, от накопления и расширения теоретических знаний. А развивающие занятия этого не обеспечивали.
Оригинальность
60%=1, 772
30%= 0, 886
φ*= (1, 772-0, 886)• √(12•6/12+6)= 1.808
Разработанность
70%=2,065
20%=0,590
φ*=
(2,065-0,590)•√(14•4/14+4)=2,
Сопротивление замыканию
80%=2,362
25%=0,737
φ*=(2,362-0, 737) •√(16•5/16+5)=3,16
Вербальная креативность
75%=2,212
30%=0,886
φ*=(2,212-0,886) •√(15•6/15+6)=2,745
Критические значения:
φ*≤ 1,64 (р≤0,05), φ*≤2,31 (р≤2,31)
Т.К. φ* эмп. > φ* кр., Н0 отвергается.
Таким образом, наша гипотеза о том, что если использовать средства арт-терапии для развития творческих способностей младших школьников, то развитие творческих способностей в условиях школьного обучения будет происходить наиболее успешно, подтверждается, что и следовало доказать.
Зарубежные психологи, определяют творческие способности через характеристики процесса, исследуют преимущественно дивергентные продукты.
В отечественной психологии развиваются направления, ведущие преимущественно исследование процессов творческого мышления, как решения творческих проблем (мыслительных задач).
Сходной линией в изучении творческих способностей является понимание того, что творчество обязательно предполагает хороший уровень интеллектуального развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи определяют значимым фактором и условием порождения и решения творческих проблем соответственно организованную учебную и внеучебную деятельность школьника.
Одним из современных направлений в развитии творческих способностей младших школьников является арт-терапия. Она содействует творческому самовыражению личности ребенка.
Выдвинута в начале исследования гипотеза, получила свое подтверждение.
Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во внеучебной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т. д.
Наше исследование будет интересным и полезным в педагогической и психологической практике. Оно позволит организовать деятельность по развитию творческих способностей школьников на разных возрастных этапах.
Перспективами
исследования может стать организация
работы по развитию творческих способностей
со школьниками подросткового
Таблица № 1. Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов.
Классы | Беглость | Гибкость | Оригинальность | Разработанность |
1 - 2 | 9,0 (1,2) | 7,5 (1,7) | 10,3 (2,9) | 22,4 (8,8) |
3 - 4 | 8,9 (1,6) | 7,6 (1,6) | 9,7 (3,6) | 31,7 (15,2) |
5 - 6 | 9,0 (2,1) | 6,8 (2,2) | 9,2 (4,1) | 30,4 (16,5) |
7 – 8 | 9,1 (1,8) | 7,4 (1,9) | 9,6 (3,6) | 31,8 (17,4) |
9 – 11 | 9,7 (0,7) | 8,1 (1,2) | 10,7 (3,3) | 40,4 (13,6) |
1 - 11 | 9,2 (1,4) | 7,6 (1,6) | 10,0 (3,4) | 31,3 (15,3) |
Таблица № 2. Средне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения ( - ) показателей образной креативности (Российская выборка).
Возраст | Объем выборки | Беглость | Оригинальность | Разработанность названий | Сопротивление замыканию | ||||
М | σ | М | σ | М | σ | М | σ | ||
6 – 7 лет | 97 | 21,0 | 7,3 | 15,9 | 11,0 | 9,2 | 5,3 | 5,6 | 3,5 |
8 – 9 лет | 81 | 20,3 | 6,6 | 12,6 | 7,6 | 4,7 | 1,9 | 7,7 | 3,6 |
10 лет | 54 | 22,6 | 6,5 | 17,8 | 9,0 | 9,4 | 3,6 | 7,8 | 4,1 |
11 – 12 лет | 190 | 21,5 | 8,2 | 14,6 | 9,5 | 7,6 | 3,3 | 8,6 | 3,8 |
13 – 15 лет | 184 | 22,0 | 8,8 | 13,9 | 7,1 | 7,7 | 3,0 | 9,4 | 3,7 |