Развитие творческих способностей детей младшего школьного возратса средствами арт-терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 08:40, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования выступают творческие способности младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии...........................................................................6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.............................................................6
1.2. Психологическая сущность творческих способностей ..............................12
1.3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей.................19
1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте...................................................................................................................26
1.5. Выводы по первой главе................................................................................33
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте..............................35
2.1. Организация и методы исследования...........................................................35
2.2. Результаты экспериментального исследования творческих способностей младших школьников в условиях развивающей работы...................................38
2.3. Выводы по второй главе................................................................................51
ВЫВОДЫ...............................................................................................................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТАРЕТУРЫ..................53

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

     6. Развивает чувство внутреннего контроля, создает условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных навыков, функций правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и невербальные способы коммуникации.

     7. Содействует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности.

     Анализ  развивающей деятельности.

     Для проведения развивающей деятельности была взята экспериментальная группа школьников.

     Занятия показали, что групповая деятельность проходила хорошо. Ребята умеют общаться, слушать друг друга, предлагать идеи. Сложно было организовать деятельность ребят, когда необходимо было выслушать все идеи, рассмотреть все работы. Хотелось всем быть ведущим в игре, помощниками тренера.

     Результативность программы по развитию творческих способностей младших школьников была оценена повторной диагностикой, затем сравнительным и корреляционным анализом.

       Количественные результаты повторной  диагностики представлены в сводных  таблицах в приложении знаменателем  дроби.

     Повторная диагностика проводилась по методике “Предложение”, “Незавершенные фигуры”.

     Для проведения сравнительного и корреляционного  анализа  сформулируем гипотезы.

     Н 0 – Если  не использовать в работе с младшими школьниками развивающие занятия со средствами арт-терапии, то развитие творческих способностей  в условиях школьного обучения  не будет происходить  успешно.

     Н 1 – Если использовать в работе с младшими школьниками развивающие занятия со средствами арт-терапии, то развитие творческих способностей  в условиях школьного обучения будет происходить наиболее успешно.

     Таблица № 1. “Сравнительный анализ эффективности развивающей деятельности”. 

  Есть  эффект Нет эффекта
гибкость Оригин. Разраб. Соп. Зам. Верб.

креат

гибкость Оригин. Разраб. Соп. Зам. Верб.

креат

Экспериментальная

группа

6

(30%)

12

(60%)

14

(70%)

16

(80%)

15

(75%)

14

(70%)

8

(40%)

6

(30%)

4

(20%)

5

(25%)

Контрольная группа 5

(25%)

6

(30%)

4

(20%)

5

(25%)

6

(30%)

15

(75%)

14

(70%)

16

(80%)

15

(75%)

14

(70%)

 

     Из  таблицы видно, что низкая эффективность  наблюдается по показателю “гибкость”. Возможно, это связано с тем, что гибкость зависит от широты кругозора, от накопления и расширения теоретических знаний. А развивающие занятия  этого не обеспечивали.

     Оригинальность

     60%=1, 772

     30%= 0, 886

     φ*= (1, 772-0, 886)• √(12•6/12+6)= 1.808

     Разработанность

     70%=2,065

     20%=0,590

     φ*= (2,065-0,590)•√(14•4/14+4)=2,601

     Сопротивление замыканию

     80%=2,362

     25%=0,737

     φ*=(2,362-0, 737) •√(16•5/16+5)=3,16

     Вербальная  креативность

     75%=2,212

     30%=0,886

     φ*=(2,212-0,886) •√(15•6/15+6)=2,745

     Критические значения:

     φ*≤ 1,64 (р≤0,05), φ*≤2,31 (р≤2,31)

     Т.К. φ* эмп. > φ* кр., Н0 отвергается.

     Таким образом, наша гипотеза о том, что если использовать средства арт-терапии для развития творческих способностей младших школьников, то развитие творческих способностей в условиях школьного обучения будет происходить наиболее успешно, подтверждается, что и следовало доказать.

 

Выводы

  1. Изучение  и анализ литературы показал, что о проблеме формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста много говорят и пишут.

     Зарубежные  психологи, определяют творческие способности через характеристики процесса, исследуют преимущественно дивергентные продукты.

     В отечественной психологии развиваются  направления, ведущие преимущественно исследование процессов творческого мышления, как решения творческих проблем (мыслительных задач).

     Сходной линией в изучении творческих способностей является понимание того, что творчество обязательно предполагает хороший уровень интеллектуального развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи определяют значимым фактором и условием порождения и решения творческих проблем соответственно организованную учебную и внеучебную деятельность школьника.

     Одним из современных направлений в  развитии творческих способностей младших школьников является арт-терапия. Она содействует творческому самовыражению личности ребенка.

  1. Структура творческих способностей, представленная отдельными ее показателями (гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию) является неоднородной в своем проявлении. Младший школьный возраст располагает благоприятными возможностями для проявления креативности: хорошая мотивационная активность, гибкость мышления при решении проблем, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам. Все это характерно для потребностей детей в творчестве. Уже у младшего школьника мы можем наблюдать различие между двумя аспектами творчества, с одной стороны, как творчество в области создания новых идей (мыслители-оригиналы, разрабатывают идею теоретически), и, с другой стороны, – как творчество в разработке идей (мыслители-разработчики, разрабатывают практическую реализацию идеи). Высокая мотивационная активность и гибкость мышления не позволяли детям останавливаться на детальной разработке идей. Проявление некоторыми испытуемыми низкого уровня показателей творческих способностей не является свидетельством отсутствия творческого потенциала.
  2. Младшие школьники лучше предлагают творческие идеи на невербальном материале, нежели вербальные. Это связано с тем, что в рисунке ребенок может лучше выразить свои способности. Так же невербальные задания представляют меньше рамок и ограничений по сравнению с вербальными.
  3. Использование средств арт-терапии способствует более успешному развитию творческих способностей школьников. Гибкость мышления развивается лучше в процессе предметного изучения школьного материала.

Заключение

    Выдвинута в начале исследования гипотеза, получила свое подтверждение.

    Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в  процессе учебной деятельности, но и во внеучебной. Так как для  проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т. д.

    Наше  исследование будет интересным и  полезным в педагогической и психологической  практике. Оно позволит организовать деятельность по развитию творческих способностей школьников на разных возрастных этапах.

    Перспективами исследования может стать организация  работы по развитию творческих способностей со школьниками подросткового возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников и литературы

  1. Абрамова  Г. С. Возрастная психология. – М., 1999. – 213 с.
  2. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. – 88 с.
  3. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников “Сам себе арттерапевт”. М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а. – 115 с.
  4. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2007. – № 4. – С. 30-37.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998. – 327 с.
  6. Боронска Т. Оборотень и ринг. Изучение бессознательных процессов с помощью метафор // Практикум по арт-терапии (под ред. А. И. Копытина). СПб.: Питер, 2000. – 589 с.
  7. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. – 703 с.
  8. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 32-38.
  9. Возрастная психология: личность от молодости до старости/ Под ред. Гамезо. М. В. – М., 1999. – 492 с.
  10. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л. В. Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 288с.
  11. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб., 1997. – 285с.
  12. Выготский Л. Н. Вопросы детской психологии. – М., 1997. – 326 с.
  13. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.
  14. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М., 1998. – 573 с.
  15. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004. – 149 с.
  16. Дружинин В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – М., 2006. – 656 с.
  17. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб, 1999. – 537 с.
  18.   Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста “Нарисуй историю” // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2005. – Том 7. – №3. – С.51-64.
  19. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. – 429 с.
  20. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 376 с.
  21. Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С.67-87.
  22. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего  школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224с.
  23. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. – 313 с.
  24. Лук А. Н. Психология творчества. – М, 1978. – 347 с.
  25. МакНифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2005. –Том 8. – №1. – С.10-23.
  26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А. Г. Хрипновой; отв. ред. В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981. – 400 с.
  27. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 1998. – 297 с.
  28. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – 312 с.
  29. Обухова Л. Ф. Детская психология. – М., 1995. – 284 с.
  30. Обухова Л. Ф.Концепция Ж. Пиаже: за и против. – М., 1998. – 236 с.
  31. Писталоцци И. Г. Педагогическое наследие. – М., 1987. – 489 с.
  32. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1998. – 398 с.
  33. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1990. – 316 с.
  34. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 127-158.
  35. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997. – 299с.
  36. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 10. – С. 24-37.
  37. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. – №4. – С. 21-48.
  38. Холт Э. и Кейзер Д. Признаки семейного алкоголизма при выполнении детьми Кинетического рисунка семьи // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2004. – Том 7. – №2. – С. 20-34.
  39. Шардаков М. Н. Очерки психологии школьника. – М., 2005. – С. 126-139.
  40. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1995. – 793 с.
  41. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. – № 5. – С. 15-28.
  42. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника //  Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 12-43.
  43. Http: // www.vtk.interro.ru

Приложения

    Таблица № 1. Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов.

Классы Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность
1 - 2 9,0 (1,2) 7,5 (1,7) 10,3 (2,9) 22,4 (8,8)
3 - 4 8,9 (1,6) 7,6 (1,6) 9,7 (3,6) 31,7 (15,2)
5 - 6 9,0 (2,1) 6,8 (2,2) 9,2 (4,1) 30,4 (16,5)
7 –  8 9,1 (1,8) 7,4 (1,9) 9,6 (3,6) 31,8 (17,4)
9 –  11 9,7 (0,7) 8,1 (1,2) 10,7 (3,3) 40,4 (13,6)
1 - 11 9,2 (1,4) 7,6 (1,6) 10,0 (3,4) 31,3 (15,3)
 
 

    Таблица № 2. Средне-арифметические значения (М) и стандартные  отклонения ( - ) показателей  образной креативности (Российская выборка).

Возраст Объем выборки Беглость Оригинальность Разработанность названий Сопротивление замыканию
М σ М σ М σ М σ
6 –  7 лет 97 21,0 7,3 15,9 11,0 9,2 5,3 5,6 3,5
8 –  9 лет 81 20,3 6,6 12,6 7,6 4,7 1,9 7,7 3,6
10 лет 54 22,6 6,5 17,8 9,0 9,4 3,6 7,8 4,1
11 –  12 лет 190 21,5 8,2 14,6 9,5 7,6 3,3 8,6 3,8
13 –  15 лет 184 22,0 8,8 13,9 7,1 7,7 3,0 9,4 3,7

Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возратса средствами арт-терапии