Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 08:40, дипломная работа
Объектом исследования выступают творческие способности младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии...........................................................................6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.............................................................6
1.2. Психологическая сущность творческих способностей ..............................12
1.3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей.................19
1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте...................................................................................................................26
1.5. Выводы по первой главе................................................................................33
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте..............................35
2.1. Организация и методы исследования...........................................................35
2.2. Результаты экспериментального исследования творческих способностей младших школьников в условиях развивающей работы...................................38
2.3. Выводы по второй главе................................................................................51
ВЫВОДЫ...............................................................................................................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТАРЕТУРЫ..................53
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников, не только обучить их единым принципам оценки, но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Они оценивают только конкретную работу, а не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения – чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней[42].
Итак,
младший школьный возраст – начало
школьной жизни. Вступая в него, ребенок
приобретает внутреннюю позицию
школьника, учебную мотивацию. Учебная
деятельность становится для него ведущей.
На протяжении этого периода у ребенка
развивается теоретическое мышление;
он получает новые знания, умения, навыки
– создает необходимую базу для всего
своего последующего обучения.
1.5. Выводы по первой главе
О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. Различные подходы к исследованию проблемы творческих способностей, их психологической сущности, показывают существование различных позиций, мнений, их неоднородность и проблемный характер.
Таким образом, изучение проблемы творчества в настоящее время приобретает комплексный характер и представляет собой важную область исследований.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения.
Склонность к творчеству присуща ребенку. По утверждению Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует[11].
На ранних возрастных этапах высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству в дальнейшем быстро снижается.
Креативное воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении. Любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка изобразительное искусство и т.д.) требуют эффективной работы этой психической функции. Вот почему важно целенаправленно развивать творческое воображение на уроках изобразительного искусства в начальной школе[22].
Формированию
креативного воображения
использование на начальном этапе обучения специальных знаний на конструирование, которые выполняются учащимися на предметно-действенном уровне.
использование заданий, моделирующих деятельность воображения на наглядно-образном уровне.
использование на уроках предметно-практического обучения и во внеклассной работе широкого ассортимента природных и синтетических материалов для обобщения чувственного опыта учащихся.
направленность обучения на развитие у учащихся способностей к сюжетному конструированию, включению заданных элементов в простой, а затем в развернутый контекст.
акцентирование внимания на изображении создаваемых объектов в динамике.
выделение деятельности работы с формой, предлагающей создание на основе форм исходных материалов образов различных объектов.
предоставление учащимся свободы в выборе материалов для изготовления объектов.
включение в качестве структурного элемента на уроках предметно-практического обучения режиссерских и сюжетно-ролевых игр.
создание в процессе занятий проблемных ситуаций, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность творческого воображения и способствует формированию механизмов комбинаторики данного психического процесса[31].
В
условиях личностно ориентированной
модели обучения каждый ребенок обретает
право и реальную возможность
для развития своих творческих способностей.
Кусочек фантазии есть в каждом ребенке,
который, чувствуя, мысля, действуя, вносит
в жизнь хотя бы крупицу своего “Я”.
Цель исследовательской деятельности – определение эффективности использования методов арт-терапии в развитии творческих способностей младших школьников.
Практические задачи исследования:
Описание базы исследования:
Наше исследование проводилось на базе МОУ “лицей № 29” города Омска. В исследовании принимали участие 40 учащихся начальной школы в возрасте 8-9 лет. Все они составляют группу учащихся двух вторых классов, где обучение ведется по развивающей программе “Школа 2100”.
20
учащихся составляют
Целесообразность выбора данной группы испытуемых обусловлена многими теоретическими и практическими обоснованиями. Младший школьный возраст является синзетивным в развитии личности ребенка. Согласно данным педагогической психологии известных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева данному возрасту соответствуют определенные психические новообразования – одно из них – учебная деятельность. И это вполне понятно, имеется немало свидетельств, указывающих, что обучаемость младших школьников в некотором отношении превосходит обучаемость школьников последующих классов.
В процессе осуществления учащимися учебной деятельности, происходит систематическое решение учебных задач посредством учебных действий, что способствует развитию у них мыслительного анализа, рефлексии и планирования как основных компонентов теоретического мышления, что и является предметом нашего исследования. Как справедливо замечал В.В. Давыдов, что не всякая учебная деятельность способствует этому развитию. Этому развитию способствует развивающая учебная деятельность, что вполне обосновывает выбор данной группы испытуемых, обучающихся по развивающей программе.
Одним из научных руководителей данной программы является А.А. Леонтьев. Ниже приведем его выдержки по поводу принципов построения данной программы.
Развивающая программа, по мнению А.А. Леонтьева, формирует творческие способности и потребности в творчестве. Будь оно научным или техническим, художественным или социальным, этическим или педагогическим. Она ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию.
Программа опирается на развивающую парадигму образования. Один из принципов этой программы, который наиболее интересен нам – креативный. Он включает необходимость учить творчеству, то есть выращивать у учащихся способности и потребности самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач.
Путем реализации креативного принципа является проблемное обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний.
Таким
образом, система обучения способствует
формированию у ребенка – гибкости
ума, самостоятельности ума, творчества,
перехода мышления на новую и более высокую
ступень.
Наше исследование проходило в несколько этапов соответственно намеченным практическим задачам.
Первый этап исследования – изучить особенности проявления показателей творческих способностей младших школьников (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию) в экспериментальной и контрольной группе
При исследовании креативности был использован тест Е.П. Торренса, который позволяет измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности. Е.П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположение и гипотезы о возможных решениях, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, модифицирует их и снова проверяет и окончательно обосновывает результаты.
При обнаружении отсутствия информации или дисгармонии ее элементов у человека возрастает чувство напряженности, которое заставляет искать пути его ослабления. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решения. Напряжение не спадает до тех пор, пока о решении не будет сообщено кому-либо. В соответствии с данным определением Е.П. Торренсом были сконструированы тестовые задания, которые представляют собой модели творческого процесса.
Нами был использован тест “Незавершенные фигуры” из невербальной батареи Е.П. Торренса. Использование невербальной формы обусловлено некоторыми моментами. Почти все теории творческой деятельности подчеркивают важную роль, которую играют в творчестве эмоциональные факторы, физическое самочувствие, психологический климат. Важным фактором, влияющим на проявление творческой активности, является мотивация испытуемых при выполнении заданий, поскольку любой вид творчества требует больших энергетических затрат.
Таким образом, выполняя задания этого теста, испытуемые не будут напряжены в погоне за результатом. Процедура тестирования не будет напоминать учебную. Рисуночная форма задания замотивирует младших школьников и тем самым будет создана обстановка, благоприятная для проявления креативности. Художественный уровень исполнения рисунков не оценивается. И еще необходимо отметить, что фигурная форма в наименьшей степени зависит от национальных, социальных и других различий по сравнению с вербальной формой.
Тест “Незавершенные фигуры” – является адаптацией рисуночных тестов, предложенных К. Френком. Обследуемому предлагается дорисовать десять незаконченных фигур, порождающих у него желание завершить их простейшим путем согласно законам гештальтпсихологии. Поэтому, для того, чтобы создать оригинальный рисунок, обследуемый должен противодействовать этому стремлению, воздерживаясь от первичного импульса немедленно замкнуть фигуру. Все десять незаконченных фигур отличаются друг от друга, но навязывают человеку определенные устойчивые образы. При процедуре измерения необходимо четко осознать концепцию креативности Е.П. Торренса: содержание показателей беглость, гибкость, оригинальность, тщательность разработки идей, сопротивление замыканию как характеристик этого процесса.
В работе над тестом Е.П. Торренс во многом опирался на теорию дивергентного (творческого) мышления Дж. Гилфорда.
Дж. Гилфорд определяет четыре классических свойства дивергентного мышления следующим образом:
1. “Беглость” – способность продуцировать большое количество идей.
2. “Гибкость” – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем.
3. “Оригинальность” – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи.
4. “Разработанность” – способность детально разрабатывать возникшие идеи.