Развитие творческих способностей детей младшего школьного возратса средствами арт-терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 08:40, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования выступают творческие способности младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии...........................................................................6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.............................................................6
1.2. Психологическая сущность творческих способностей ..............................12
1.3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей.................19
1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте...................................................................................................................26
1.5. Выводы по первой главе................................................................................33
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте..............................35
2.1. Организация и методы исследования...........................................................35
2.2. Результаты экспериментального исследования творческих способностей младших школьников в условиях развивающей работы...................................38
2.3. Выводы по второй главе................................................................................51
ВЫВОДЫ...............................................................................................................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТАРЕТУРЫ..................53

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

     К этому перечню Е.П. Торренс добавил еще несколько характеристик. Одну из них мы взяли для измерения креативности – “сопротивление замыканию”.

     5. “Сопротивление замыканию” отражает способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи. Этот показатель больше всего коррелируется с оригинальностью. Так как показатель “оригинальность” является значимым для характеристики креативности, то это обуславливает наш выбор.

     Баллы за каждый показатель заносятся в  оценочный лист в соответствующие графы, затем подсчитываются суммарные баллы. “Сырые” баллы по показателям: оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию преобразуются в стандартную “Т-шкалу”.

     Преобразование  в стандартную “Т-шкалу” происходит по следующей формуле:

     

                                               , где

     Ti – шкальное значение показателя у данного испытуемого;

     Xi – сырая оценка показателя у данного испытуемого;

     М – среднее арифметическое значение показателя, полученное на соответствующей возрастной выборке; G – стандартное отклонение значений показателя, полученное на соответствующей возрастной выборке.

     Нормативные данные (М, G), необходимые для получения Т-баллов, представлены в приложении. Значения по Т-шкале 50±10 соответствуют возрастной норме.

     Таким образом, полученные значения дают возможность определить уровень проявления показателей креативности.

     Количественный  анализ результатов.

     Полученные  значения по показателям творческих способностей экспериментальной и  контрольной группы представлены в  приложении.

     Переведя  “сырые” баллы в шкальные Т-баллы, мы распределили полученные данные по трем группа – выше нормы, норма, ниже нормы.

     Наглядно  результаты представлены на рисунках. 

    Рисунок № 1 “Соотношение показателей творческих способностей в экспериментальной группе”.  

 
 
 

    Рисунок № 2. “Соотношение показателей творческих способностей в контрольной группе”.

     Качественный  анализ результатов.

     Соотнося  отдельные показатели творческих способностей в экспериментальной и контрольной группе, мы можем отметить, что структура творческих способностей неоднородна (соотношение показателей). Отдельные показатели могут располагаться в совершенно разных диапазонах. Это, возможно, обусловлено тем, что показатели творческих способностей (беглость, гибкость, оригинальность, сопротивление замыканию) являются независимыми друг от друга и характеризуют творческие возможности с разных сторон.

       Высокие баллы по показателю беглость свидетельствуют о том, что испытуемые имели высокую мотивацию при выполнении задания, что позволило, в свою очередь, порождать большое число идей. Этот показатель полезен тем, что позволяет понять другие показатели; является специфическим для творческого мышления. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл.

     А вот показатель гибкость позволит оценить, насколько эти идеи были разнообразны. Как мы можем убедиться, почти все испытуемые продемонстрировали хорошую гибкость мышления, что отражено в хорошей способности, выдвигать разнообразные идеи и стратегии, переходить от одного аспекта к другому. Эти испытуемые имеют хорошую информированность, хороший интеллектуальный потенциал.

     Насколько выдвинутые идеи были оригинальны, мы оценим по показателю оригинальность.

     Основная  часть испытуемых способна выдвигать  идеи, отличающиеся от очевидных. Наличие данной способности характеризует испытуемых как имеющих хорошую интеллектуальную активность и неконформность. Они смогли избежать мелких, очевидных и неинтересных идей. Соответственно, испытуемые с низкой оригинальностью предложили очевидные и банальные идеи.

     Наиболее  низкие результаты по показателю разработанность. Испытуемые с низкими результатами по этому показателю, скорее всего, выдвигали идеи, но не стремились детально разрабатывать их.

     Анализируя  показатель “сопротивление замыканию”, мы наглядно видим, что здесь также основная часть испытуемых (“норма”, “выше нормы”) способны длительное время выдерживать неопределенность, неравновесие, оставаясь открытыми новой информации для принятия оригинальных решений.

     Испытуемые, проявившие низкую способность «сопротивления замыканию» характеризуются как люди, склонные принимать решение преждевременно без учета всей доступной информации. Наглядно очень хорошо видна связь показателей “оригинальность” и “сопротивление замыканию”.

     Сопоставляя полученные результаты структуры творческих способностей в экспериментальной  и контрольной группе необходимо отметить следующее. В экспериментальной  группе немного лучше развиты   такие показатели гибкость, оригинальность, разработанность. В контрольной группе по показателям  гибкость и оригинальность тоже преобладают хорошие результаты, а разработанность  имеет много низких результатов.

     Можно предположить, что они больше теоретики, чем практики. Тоесть умеют выдвигать  множество идей или гипотез, а детальной разработкой занимаются мало.

     Методика  Вартега “Круги”.

     На  бланке нарисовано 20 кругов. Ребятам  предлагается нарисовать предметы и  явления, используя круги как  основу  для  рисунка. Нужно подумать, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки.  Задание выполняется 5 минут.

     Цель – изучение показателей дивергентного мышления (беглость, гибкость, оригинальность).

     Обработка результатов происходит следующим  образом.

     Показатель  беглость мышления – подсчитывается общее количество рисунков, за каждый рисунок – 1 балл.

     Показатель  гибкость мышления – n/количество классов рисунков, за каждый класс – 1 балл.

     Рисунки могут группироваться по таким классам: природа; предметы быта;  наука и  техника; спорт; декоративные предметы; человек; экономика; Вселенная.

     Показатель  оригинальность мышления – за каждый редко встречающийся рисунок – 2 балла.

     Полученные  результаты сравниваются со средними значениями (см. Приложение).

     Сводная таблица результатов  изучения показателей  дивергентного мышления  по методике “Круги”  представлена в приложении.

    Наглядно  результаты представлены на рисунках.

    Рисунок № 3. “Соотношение показателей дивергентного мышления в экспериментальной группе”. 
 

    

 

    Рисунок № 4. “Соотношение показателей дивергентного мышления в контрольной группе”. 

    

     Качественный  анализ результатов  исследования.

     Рассмотрение  показателей дивергентного мышления в разных группах испытуемых. Можно  отметить, что проявления показателей  различны у каждого испытуемого. Мы подтверждаем мысль о том, что структура творческих способностей неоднородна. Показатель беглость идей значительно ниже, чем в предыдущей методике. Это можно объяснить тем, что время выполнения задания было ограничено. Школьники, обдумывая оригинальную идею, теряли время.

     Гибкость  лучше развита в контрольной  группе, а оригинальность несколько  выше в экспериментальной группе. Гибкость  - это возможность использовать знания из разных областей наук.

     Методика  “Предложения”.

     Школьникам  предлагается составить как можно больше осмысленных предложений из трех слов, которые  начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т. Время выполнения – 8 минут.

     Цель – изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом.

     При обработке подсчитывается количество предложений, которые будут показателем продуктивности при операциях с символическим материалом, и сравнивается со средними значениями (см. приложение).

     Сводная таблица результатов изучения дивергентной продуктивности по группам представлена в приложении.

     Наглядно  результаты представлены на рисунке.

    Рисунок № 5. “Соотношение показателей дивергентной продуктивности”.

      

    Качественный  анализ результатов  исследования

    Данная  методика позволяет изучить творческие способности на вербальном материале. Мы видим, что показателя выше нормы нет.

    То есть младшие школьники лучше предлагают  творческие идеи на невербальном материале. Когда дается неопределенный, незавершенный  стимул в виде изображенного предмета или незавершенной фигуры. Это подтверждает мысль о том, что младший школьный возраст благоприятный для проявления и развития творческого потенциала.

    Необходимо  ответить, что методика “Предложения” больше напоминает  обычную учебную задачу. И тем самым могла не вызвать мотивации на выполнение и создание дивергентного продукта.

     Изучив  проявления творческих способностей младших  школьников, обучающихся по развивающей программе “Школа 2100”. Одним из направлений концепции этой программы – развитие творческих способностей школьников.

     Мы  определили, что творческие способности  развиваются и проявляются у  школьников неравномерно. Лучше проявляются  творческие способности на невербальном, конкретном материале (рисунках). А  школьная программа обучения предполагает развитие творческих способностей на предметном материале. Мы предлагаем создать условия для развития творческих способностей посредствам реализации развивающей программы.

     Цель  программы – развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.

     Задачи  программы:

     1. развитие интересов, мотивации и творческих способностей;

     2. развитие межличностной компетентности;

     3. укрепление чувства “я”, личных границ во взаимоотношениях и навыков самоорганизации;

     4. развитие способности к пониманию своего внутреннего мира и чувств и потребностей других людей;

     5. развитие навыков принятия решения;

     6. развитие мышления (в первую очередь, невербального), эстетических переживаний, мануальных навыков и т. д.

     Арт-терапия:

     1. Создает положительный эмоциональный  настрой в группе.

     2. Облегчает процесс коммуникации  со сверстниками, родителями, педагогами, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.

     3. Укрепляет культурную идентичность  ребенка, способствует преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных коллективах.

     4. Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

     5. Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме, позволяет проработать подавленные мысли и эмоции. Работа над рисунками, картинами, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возратса средствами арт-терапии