Развитие творческих способностей детей младшего школьного возратса средствами арт-терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 08:40, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования выступают творческие способности младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии...........................................................................6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.............................................................6
1.2. Психологическая сущность творческих способностей ..............................12
1.3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей.................19
1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте...................................................................................................................26
1.5. Выводы по первой главе................................................................................33
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте..............................35
2.1. Организация и методы исследования...........................................................35
2.2. Результаты экспериментального исследования творческих способностей младших школьников в условиях развивающей работы...................................38
2.3. Выводы по второй главе................................................................................51
ВЫВОДЫ...............................................................................................................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТАРЕТУРЫ..................53

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

     Анализируя  тенденцию интеграции арт-терапии  в образование президент Американской арт-терапевтической ассоциации Ш. МакНифф отмечает, что по мере становления арт-терапии в США попытки соединения педагогики с терапией стали встречать все большее сопротивление, прежде всего, со стороны дипломированных арт-терапевтов, считающих, что это приведет к размыванию границ профессии [25].

     Значительное число американских публикаций отражают диагностические и развивающие аспекты применения методов арт-терапии в образовании. При этом нередко используются оригинальные графические методы, разработанные арт-терапевтами. Наиболее показательными в этом отношении являются работы Р. Сильвер, которая исследовала диагностические и развивающие возможности арт-терапевтических методов в образовательных учреждениях начиная с 1970-х годов. Ею созданы три графических теста, предназначенные для использования в рамках арт-терапевтического консультирования в школах: Рисуночный тест Сильвер, тест “Нарисуй историю” и Техника стимульного рисования[18].

     Отечественный опыт применения арт-терапии в школах отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Л.А. Аметовой, А.В. Гришиной, Т.А. Добровольской, Л.Н. Комиссаровой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведевой.

     Где конец материала, который на творческие способности

     М.Ю. Алексеевой подготовлено учебно-методическое пособие для учителей иностранного языка, в котором описывается оригинальная обучающая методика с элементами арт-терапии. Использование элементов арт-терапии в обучении детей иностранному языку автор обосновывает необходимостью развития у них самостоятельного творческого мышления и воспитания креативной личности. Она отмечает, что применение в современной педагогике стимулирующих познавательную активность инновационных форм и методов работы, таких как метод выполнения “творческих заданий”, зачастую сопряжено с рядом существенных трудностей, которые снижают их эффективность[2].

     М.Ю. Алексеева решила использовать элементы арт-терапии, рассматривая ее как “наиболее эффективный способ удовлетворения потребности личности в самовыражении, самопознании, саморазвитии”[2]. Это, по ее мнению, обусловливает необходимость ее применения в педагогической практике в качестве развивающего средства обучения.

     Среди обсуждаемых нами разработок отечественных авторов наибольшее сходство с арт-терапией, по нашему мнению, имеет предлагаемая А.В. Гришиной программа развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования [15].

  1. Несмотря на то, что она предполагает реализацию в образовательных учреждениях рекомендована автором к использованию педагогами изобразительного искусства, она насыщена характерными для арт-терапии элементами.

     Работы  Л.Д. Лебедевой посвящены некоторым  вопросам использования арт-терапии  в образовании. Автор вводит в  терминологический аппарат педагогики понятие “терапия”, переводя его не только как “лечение”, но и как “уход, забота”. На этом основании она считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии [23].

     На  основе  представленных литературных источников можно сделать  следующие выводы:

  1. Арт-терапия представляет такую систему воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью в контексте психотерапевтических отношений (отношений клиента со специалистом в области психического здоровья).
  2. Целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала.
  3. Применение педагогами арт-терапевтических методов, при отсутствии у них достаточной специальной подготовки в области психологического консультирования и арт-терапии следует признать неоправданным из-за отсутствия у них соответствующих знаний и навыков, необходимых для решения задач сохранения и восстановления психического здоровья учащихся.

     Таким образом, арт-терапия является на сегодняшний  момент одним из основных средств  развития творческих способностей. Арт-терапия позволяет развить

     Рассмотрев  арт-терапию как средство развития творческих способностей, перейдем к  рассмотрению особенностей развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

     Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много  детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу  вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только знание и умение. Но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

     Доминирующей  функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

     Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции, характерные для го возраста. Такие операции Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале [28].

     Школьное  обучение строиться таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественно развитие. Если в  первые два года обучение дети много  работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем  такого рода занятий сокращается.

     В процессе обучения у младших школьников, на основе житейских понятий, формируются  научные понятия. Научное понятии  – одна из форм отражения мира в  мышлении, с помощью которой познается  сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки. Оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления, они, тем не менее, не возникают на “пустом месте”[9]. Для того, чтобы их установить, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия – представления, приобретенные  дошкольном возрасте продолжающие спонтанно появляться вне стен школы, на основе собственного опыта каждого ребенка. Житейские понятия – это нижний понятийный уровень, научный – верхний, высший, отличающийся осознанностью и произвольностью. По выражению Л.С. Выготского, “житейские понятия прорастают вверх через научные, научные понятия прорастают вниз через житейские”[12]. Овладевая логикой науки, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает содержание понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребенка, как бы вбирает его в себя.

     Овладение в процессе обучения системой научных  понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, то есть от типа обучения[40].

     Существуют  различные типы развивающего обучения. Одна из систем обучения, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, направлена на формирование знаний, в которых отражаются закономерные отношения объектов и явлений; умение самостоятельно добывать такие знания и использовать их при решении разнообразных конкретных задач, рефлексии – осознания детьми своих действий, точнее, результатов и способов своего анализа условий задачи[33].

     Эффективной формой занятий является кооперация детей, вместе решающих одну учебную  задачу. При групповой работе повышается интеллектуальная активность детей, лучше  усваивается учебный материал. Развивается  саморегуляция, поскольку дети, контролируя ход совместной работы, начинают лучше оценивать свои возможности и уровень знаний.

     Необходимо  отметить, что в начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же, как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие свойства, – в основном, цвет, форма и величина. Для того, чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению[1].

     Если  для дошкольников было характерно анализирующее  восприятие, то в заключительной фазе младшего школьного возраста, при  соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины.

     Недаром еще А. Бине и В. Штерн называли стадию восприятия рисунка в возрасте 2-5-ти лет стадией перечисления, а 6- лет – стадией описания. Позже, после 9-10 лет, целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий (стадия интерпретации). Несмотря на то, что в этот период большое значение имеет наглядно-образное мышление, непосредственно воспринимаемое ребенком уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы. Как известно, в 7-8 лет исчезают феномены Пиаже[30].

     Память  развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучения строится с опорой на произвольную память[27].

     Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе  механически заучивают учебные  тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становиться сложнее и больше по объему. Они склонны дословно переводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить рациональные способы запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результат, но и сам процесс, то есть каким способом ученик это запомнил[22].

     Учитель в начальных классах учит детей использовать мнемонические приемы. Это, прежде всего, деление текста на смысловые части, прослеживание основных смысловых линий, выделение смысловых опорных пунктов или слов, возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания, мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя всего материала, а также рациональные приемы заучивания наизусть. В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний, имеющуюся у ребенка. Такой осмысленный материал легко “извлекается” из системы связей и значений, то есть легко воспроизводится[26].

     В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Ребенок способен концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у него все еще преобладает непроизвольное внимание. Для младшего школьника внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, ему трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Его внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – он может сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задание на другое[29].

     В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следую указаниям учителя, работая под его постоянным контролем. Он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.

     Разные  дети внимательны по-разному: раз  внимание обладает различными свойствами, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты[10].

     Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких оценок.

     Важный  аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, – значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности[5].

     Оценка  успеваемости в начале школьного  обучения, по-существу, является оценкой  личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возратса средствами арт-терапии