Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:24, реферат
Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение надобно людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.
Введение________________________________________________стр 5.
1. Функции и структура общения____________________________стр 6.
2. Трансактный анализ общения_____________________________стр 11.
3. Вербальные и невербальные средства общения______________стр 13.
4. Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия______________________________стр 17.
5. Синтоническая модель общения___________________________стр 22.
6. Виды и техники слушания________________________________стр 22.
7. Заключение____________________________________________стр 25.
8. Умение слушать________________________________________стр 26.
Список использованной литературы_________________________стр 31.
"умей учесть
индивидуальные особенности
Если один собеседник ориентируется на принцип" вежливости, а другой - на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.
Тактика общения - реализация в конкретной коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения -совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.
Позиции в общении выделяют следующие:
доброжелательная позиция принятия собеседника;
нейтральная позиция;
враждебная позиция непринятия собеседника;
доминирование, или "общение сверху";
"общение на равных";
подчинение, или позиция "снизу".
Анализ позиций
в общении осуществляется и в
концепции трансактного анализа
2. Трансактный анализ общения
Трансактный анализ
общения выделяет три основные позиции:
Родителя, Взрослого, которые могут
неоднократно сменять одна другую в
течение дня - или одна из них может
преобладать в поведении
При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.
С позиции Родителя играются роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего "Зайдите завтра".
С позиции Ребенка- роли молодого специалиста, аспиранта - соискателя, артиста - любимца публики. С позиции Взрослого - роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, др.
В позиции Родителя могут быть две разновидности:
1. "карающий
Родитель" - указывает, приказывает,
критикует, карает за
2. "опекающий Родитель" - советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает ,поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.
В позиции Ребенка выделяют : "послушного Ребенка" и "бунтующего Ребенка" ("Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!") и т. п.
Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых; могут друг друга понять и два Ребенка.
Трансакция - единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого (изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения).
Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную "взрослую" позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.
Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции "опекающего Родителя". Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер (" послушный ребенок"), так и конфликтный характер ("бунтующий ребенок").
Встречаются
замаскированные
виды общения, где
внешне (социальный)
уровень общения
не совпадает, маскируют
истинный психологический
уровень общения. Например, общение
продавца и покупателя может внешне носить
равноправный характер двух Взрослых,
а фактически диалог продавца ("Вещь
хорошая, но дорогая") и покупателя ("Именно
это я и возьму") был на уровне Родитель
(продавец) и Ребенок (покупатель).
3. Вербальные и невербальные средства общения
Общение, будучи
сложным социально - психологическим
процессом взаимопонимания
В структуру речевого общения входят:
Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
Речевые звуковые явления: темп речи ( быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый),тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - "хм -хм", "э-э-э" и др.
Исследования
показывают, что в ежедневном акте
коммуникации человека слова составляют
7%, звуки интонации - 38%, неречевое
взаимодействие - 53%.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела: позы, осанку, поклоны, походку.
1. Таксика изучает
прикосновение в ситуации
2. Проксемика
исследует расположение людей
в пространстве при общении.
Выделяют следующие зоны
интимная зона (15 - 45 см.) - в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерно доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
личная, или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, как правило, с теми, кого не очень знают;
публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге и пр.
Мимика - движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова, так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским - когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) - это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса - говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Лоб, брови, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес. печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший "алфавит" жестов можно разбить на шесть групп:
Жесты - иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели ("указывающий перст"), пиктографы, т.е. образные картины изображения ("вот такого размера и конфигурации"); кинетографы - движения телом; жесты - "биты" (жесты - "отмашки"); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.
Жесты -
регуляторы - это жесты, выражающие отношение
говорящего к чему-либо. К ним относят
улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные
движения руками.
Жесты - эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например. сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях - "здравствуйте", а поднятые над головой - "до свидания".
Жесты - адаптеры - это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:
а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;
б) касания, пошлепывания партнера;
в) поглаживание,
перебирание отдельных
Жесты - эффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.
Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения начинаются. как правило, с конечностей и заканчиваются на лице. при общении часто возникают следующие виды жестов:
жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и т.п.
жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
жесты нервозности неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.
жесты самоконтроля - руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
жесты неискренности - "прикрытие рукой рта"; "прикосновение к носу" как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, "бегающий взгляд" и др. Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях.
Информация о работе Развитие навыков вербального общения. Умение слушать собеседника