Развитие навыков вербального общения. Умение слушать собеседника

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:24, реферат

Описание работы

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение надобно людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Содержание

Введение________________________________________________стр 5.

1. Функции и структура общения____________________________стр 6.

2. Трансактный анализ общения_____________________________стр 11.

3. Вербальные и невербальные средства общения______________стр 13.

4. Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия______________________________стр 17.

5. Синтоническая модель общения___________________________стр 22.

6. Виды и техники слушания________________________________стр 22.

7. Заключение____________________________________________стр 25.

8. Умение слушать________________________________________стр 26.

Список использованной литературы_________________________стр 31.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

  АНО СПО «Омский колледж Предпринимательства  и Права»

  Нововаршавский  филиал 
 
 

  РЕФЕРАТ

  По  дисциплине «Социальная психология»

  Тема  «Развитие навыков вербального общения.

  Умение  слушать собеседника.» 
 
 
 

                        Выполнил: студентка  формы обучения экстернат специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

                        Яценко Полина Григорьевна

                        Проверил: Упина Аина Дюсенбаевна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Омск 2011-2012 г. 
 
 

ПЛАН

Введение________________________________________________стр 5.

1. Функции и  структура общения____________________________стр 6.

2. Трансактный  анализ общения_____________________________стр 11.

3. Вербальные  и невербальные средства общения______________стр 13.

4. Общение как  восприятие людьми друг друга.  Типы и механизмы психологического  воздействия______________________________стр 17.

5. Синтоническая  модель общения___________________________стр 22.

6. Виды и техники  слушания________________________________стр 22.

7. Заключение____________________________________________стр 25.

8. Умение слушать________________________________________стр 26.

Список использованной литературы_________________________стр 31. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Без общения  не может существовать ни отдельный  человек, ни человеческое общество как  целое. Общение для человека - это  его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение надобно людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

В процессе общения:

1. передаётся  и усваивается социальный опыт; происходит изменение структуры  и сущности взаимодействующих субъектов;

2. формируется  разнообразие человеческих индивидуальностей;  происходит социализация личности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов  товарищ для друга.

В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством

подражания и  заимствования, сопереживания и  идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную дело.

 

1. Функции и структура общения

Общение - специфическая  форма взаимодействия человека с  другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; персептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

В процедуре общения  выделяют следующие  этапы:

Потребность в  общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

Ориентировка  в целях общения, в ситуации общения.

Ориентировка  в личности собеседника.

Планирование  содержания своего общения - человек  представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как  говорить, как себя вести.

Восприятие и  оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически - психологическим умом", "коммуникативной компетентностью", "коммуникабельностью". 

Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения

Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию "Коммуникация" в переводе с латыни означает "общее, разделяемое со всеми". Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность - способность  устанавливать и  поддерживать необходимые  контакты с другими  людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) "предвзятые представления" - склонность отвергать  все, что противоречит собственным  взглядам, что ново, необычно ("Мы верим тому, чему хотим верить"). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения  между людьми, поскольку если отношение  человека враждебное, то трудно его  убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение  фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

ж) неверный выбор  стратегии и тактики общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стратегии общения:

открытое - закрытое общение;

монологическое - диалогическое;

ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение "по душам").

Открытое общение - желание и умение выразить полно  свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1. если есть  значительная разница в степени  предметной компетентности и  бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны";

2. в конфликтных  ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.  Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но  не тождественность предметных  позиций (обмен мнениями, замыслами). "Одностороннее выспрашивание" - полузакрытая коммуникации, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. "Истерическое предъявление проблемы" - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния".

Виды  общения

"Контакт  масок" - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться от собеседника" 
 

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

Формально - ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера , возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное. Межличностное общение  друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов - друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

Манипулятивное  общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское  общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс  светского общения:

вежливость, такт : "соблюдай интересы другого";

одобрение, согласие: "не порицай другого"; , "избегай  возражений";

симпатия: "будь доброжелателен, приветлив". 
 

Кодекс  делового общения иной:

принцип кооперативности: "твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление  разговора";

принцип достаточности  информации - "говори не больше и  не меньше, чем требуется в данный момент";

принцип качества информации - "не ври";

принцип целесообразности - "не отклоняйся от темы, сумей найти  решение";

"выражай мысль  ясно и убедительно для собеседника";

"умей слушать  и понять нужную мысль";

Информация о работе Развитие навыков вербального общения. Умение слушать собеседника