Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.
О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.
Введение………………………………………………………………….…....3
Глава 1. Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте…………………………...………………….....5
1.1. Общее представление о подростковом возрасте и видах мышления………..5
1.2. Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте…………………………………………………………………….………..12
Глава 2. Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте. ……………………………………………….21
2.1. Исследование мышления в подростковом возрасте………………………21
2.2. Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте………27
Заключение…………………………………………………………………...3
Литература…………………………………………………………………...37
Приложения………………………………………………………………….38
Оценка результатов.
За
каждую правильно решенную задачу испытуемый
получает 0,5 балла. Максимальная сумма
баллов, которую может набрать
один испытуемый за решение всех 20 задач,
равна 10. если результат оказался равным
целому числу баллов с половиной, то он
округляется до большего ближайшего числа.
Например, результат 8,5 баллов в итоге
округляется до 9,0 баллов.
Выводы об уровне развития мышления
10 баллов – очень высокий
8 – 9 баллов – высокий
4 – 7 баллов – средний
2 – 3 балла – низкий
0 –
1 балла – очень низкий
Методика “Толкование пословиц”.
Методика предназначена для диагностики мышления.
Материал для проведения методики: список из 10 русских пословиц.
Словесная инструкция: "Объясни мне, что значит данная пословица." Время выполнения методики не ограничено.
Пословицы:
-Куй железо,
пока горячо.
-Цыплят по осени считают.
-Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
-Лучше меньше, да лучше.
-Взялся за гужь, не говори, что не дюжь.
-Не все то золото, что блестит.
-Семь раз отмерь, один раз отрежь.
-Тише едешь - дальше будешь.
-Не в свои сани не садись.
-Не красна изба углами, а красна пирогами.
Толкование пословиц:
1.Буквальное толкование
пословиц - испытуемый своими словами
пересказывает пословицу. Преобладание
такого истолкования пословиц указывает
на интеллектуальное снижение.
2.Ситуативное толкование пословиц-подбор
конкретных жизненных ситуаций под ту
или иную пословицу.
3.Абстрактное толкование пословиц - толкование
не содержит указание на конкретные жизненные
ситуации, это общий смысл пословицы.
Вывод: 80 % учеников истолковали пословицы правильно, используя виде примера жизненные ситуации (ситуативное толкование пословиц). 10% класса истолковали пословицы указывая на ее общий смысл (абстрактное толкование пословиц). 10% учащихся допускали ошибки в ответах, некоторые пословицы не истолковали и пересказывали своими словами (буквальное толкование пословиц).
Методика "Рисунок человека"
Методика
широко используется при
Материал
для проведения методики:
лист бумаги (А4), карандаш или ручка.
Основные стадии
развития рисунка человека:
Основные детали рисунка в 5 лет:
Голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, рот.
После 12 лет можно говорить, соответствует
ли ребенок психо-сексуальному развитию.
C 13-14 лет в рисунке отчетливо проявляются
различия между мужчиной и женщиной.
Если в 18 лет человек рисует преувеличенные
половые признаки, то это может говорить
о психо-сексуальных проблемах.
Оценка изображений:
1.Основная деталь
(голова, туловище, ноги, руки, рот, нос,
глаза)- 2 балла.
2.Второстепенная деталь (уши, волосы или
шапка, брови, шея, пальцы, одежда, ступни
или обувь)-1 балл.
3.Манера изображения:
-если схема (руки/ноги-палочки)- 0
баллов.
-если руки/ноги - двойные линии-2
балла
-если промежуточное изображение (схема
и пластичность)-4 балла.
-если пластичное изображение-8
баллов.
Возраст | Баллы |
3,6-4 | 4-13 |
4,1-5 | 8-18 |
5,1-6 | 14-22 |
6,1-7 | 18-25 |
7,1-8 | 20-26 |
8,1-9 | 22-27 |
9,1-10 | 23-28 |
10-11 | 24-30 |
11-13 | 25-30 |
Органическое
поражение головного мозга
- качественно рисунок не страдает, но
в рисунке появляются необычные детали
- грубая ассиметрия рисунка: сильное смещение
рисунка от центра листа, неудачное расположение
рисунка - рисунок вылезает за край.
Искажение формы и пропорций тела.
Промахи - ребенок не может попасть в нужную
точку:
Распад целостного образа:
Вывод: Все рисунки учеников и таблица с интерпретацией (приложение 2), находятся в приложениях. Таблица Норма от 12 до 14, 15 лет – это 25-30 баллов. 63% учеников класса, рисунки человека, соответствуют возрастной шкале. 37% учеников класса не соответствуют нормативным баллам. Один мальчик нарисовал рисунок человека противоположного пола (девочку), а девочка нарисовала мальчика. Основные детали (голова, туловище, ноги, руки, рот, нос, глаза) – были учитаны почти в каждом рисунке. Второстепенные детали (уши, волосы или шапка, брови, шея, пальцы, одежда, ступни или обувь) – учитывались реже, особенно уши. Такие детали, как волосы, брови, одежда – чаще рисовали мальчики нежели девочки.
Методика шифровки цифровых символов.
Это один из невербальных подтекстов методики, направленной на исследование интеллекта, (приложение 3), автором которой является Векслер. От испытуемого требуется в специальной таблице в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т. е. произвести как бы перешифровку цифр. Время выполнение задания ограничивается 90 секундами.
Обработка результатов:
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Первые десать заданий не учитываются, они служат примером. О способности к научению новому свидетельствует выполнение последующих примеров, когда испытуемом предупреждают о начале хронометрии и необходимости выполнять задание как можно скорее. Этой методикой исследуется психомоторика, способность к обучению.
В
результате обработки таблиц мы выяснили,
что средний показатель развития
психомоторики и способности
к обучению у испытуемых оказался
равен 47,2 %. Причём данный показатель не
превышает и 50 %, свидетельствуют
о необходимости развивать
Проводя диагностику, я обратила внимания на двух девочек Щукину Марию и Чепелеву Наталью, их работы были содержательными, интересными и они раскрывают весь духовный мир учениц. В ходе эксперимента были проведены беседы и ряд мероприятий, которые позволили составить характеристики на школьниц. (Приложение 4 и 5).
Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка.
Как же развивать мышление подростков?
Для правильного развития мышления учитель использует каждую возможность — учить подростков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, ясно, правильно и четко выражать свою мысль, воспитывает умение рассуждать, умозаключать, делать выводы и обобщения.
С этой целью следует чаще ставить подростков перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, чаще ставить вопросы “Что здесь имеется общего?”, “Чем отличаются?” По географии это могут быть вопросы, начиная от простейших, типа “Чем остров отличается от полуострова?” и, кончая такими, как Чем тундра отличается от тайги?”, “Сравни тропический лес и лес умеренного пояса”, “В чем сходство и различие фауны и флоры Африки и Южной Америки?”, “Сравни климат Англии и Франции и т. д.
На уроках ботаники полезно предложить учащимся сравнить мхи и водоросли, грибницу и корневую систему, выяснить, чем отличается корневище от корня, спора от семени.
Серию подобных заданий можно составить и по другим учебным предметам — “Сравни ромб и квадрат”, Чем деепричастие отличается от причастия?”, Чем многочлен отличается or одночлена?”, “Сравни кислород с водородом”, “В чем сходство и различие рабовладельческого и феодального строя?” и т, д.
Or простого сравнения следует переходить к его более сложным формам с выделением существенных и несущественных признаков. Рекомендуется, например, на уроках географии предложить учащимся посмотреть на карте и картинках различные равнины, сравнить их, после этого назвать их существенные и несущественные признаки, Или сравнить на уроках биологии по картинкам и по памяти различных грызунов и тоже выделить существенные и несущественные их признаки. На уроке русского языка сравнить слова “искусство” и искусный”. Почему в первом случае нужно писать два “с”, а во втором - одно “c”?
Подобные задания, во-первых, являются хорошими мыслительными упражнениями, а во-вторых, способствуют лучшему усвоению учебного материала.
При этом надо добиваться, чтобы учащиеся не просто “понимали” различие или сходство, но и учились ясно и точно формулировать свои мысли,
Важно приучать подростка к самостоятельной работе с учебником, настенными таблицами, словарями, учебными текстами, различными справочными пособиями.
Исключительно полезен для активизации самостоятельного мышления подростков так называемый эвристический характер усвоения нового материала, направляющий школьников на самостоятельные обобщения и выводы.
Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед человеком возникает вопрос, проблема. Для стимулирования самостаятeльнoго творческого мышления подростков полезно так организовать их обучение школьным предметам, чтобы перед ними постоянно возникали проблемы, и побуждать их к творческим поискам путей решения этих проблем, На основе осознанной учениками проблемы возникает познавательная задача, которая и становится мотивом мыслительной деятельности.
Можно выделить несколько последовательных уровней и ступеней проблемно-эвристического метода. Учитель, обучая учеников, постепенно переводит их со ступени на ступень, Обычно учитель сам формулирует и решает проблему, то есть делает вывод, выводит формулу, доказывает теорему, производит обобщение. Ученики же должны запоминать результат и ход рассуждения.
На 1-м уровне проблемно-эвристического обучения учитель указывает на проблему и формулировку ее, ученики же приучаются самостоятельно находить пути ее решения. На 2-м уровне учитель только ставит проблему, побуждая учеников самостоятельно и формулировать и решать ее. На 3-м уровне учитель не указывает проблему, а учит учеников самостоятельно видеть проблемы, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Выводы, полученные эвристическим методом, прочно запоминаются школьниками. Если принять во внимание это обстоятельство, да еще то поистине огромное значение, которое имеет этот метод в развитии самостоятельного мышления школьников, то следует признать, что потерянное при этом время окупается с лихвой.
Если даже учащиеся и не справятся с заданием, не найдут правильного решения, то очень полезен сам процесс активных и самостоятельных поисков. Но, разумеется, этот метод не является универсальным.
Учитывая, что мышление подростка (особенно младшего подростка) еще в значительной степени конкретно, необходимо так строить обучение, чтобы имела место по возможности опора мышления на наглядные представления. Для устранения или предупреждения имеющего место отрицательного влияния непосредственного чувственного опыта на процесс мышления необходимо в соответствующих случаях корригировать наглядные впечатления, словом или соответствующей вариацией образов.
Информация о работе Развитие и диагностика мышления в подрастковом возрасте