Развитие и диагностика мышления в подрастковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.

О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…....3

Глава 1. Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте…………………………...………………….....5

1.1. Общее представление о подростковом возрасте и видах мышления………..5

1.2. Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте…………………………………………………………………….………..12

Глава 2. Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте. ……………………………………………….21

2.1. Исследование мышления в подростковом возрасте………………………21

2.2. Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте………27

Заключение…………………………………………………………………...3

Литература…………………………………………………………………...37

Приложения………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 128.78 Кб (Скачать)
 

Министерство образования и науки Украины

Луганский национальный университет  имени Тараса Шевченко

Кафедра психологии 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

РАЗВИТИЕ  И ДИАГНОСТИКА  МЫШЛЕНИЯ  В  ПОДРОСТКОВОМ                  ВОЗРАСТЕ 

                    Выполнила

                    студентка 5 курса 

                    группы  ДПП

                    института педагогики и психологии

                    Науменко  Мирослава   

                    Проверила:

                    Корнеева  А.И.  
                     

Луганск 2010

Содержание 

     Введение………………………………………………………………….…....3

     Глава 1. Мышление как один из основных познавательных процессов    личности в подростковом возрасте…………………………...………………….....5

1.1. Общее представление о подростковом возрасте и видах мышления………..5

1.2. Особенности развития и диагностики мышления в подростковом  возрасте…………………………………………………………………….………..12

     Глава 2. Мышление как один из основных познавательных процессов  личности в подростковом возрасте. ……………………………………………….21

2.1. Исследование мышления в подростковом возрасте………………………21

2.2. Рекомендации по развитию мышления  в подростковом возрасте………27

     Заключение…………………………………………………………………...3

     Литература…………………………………………………………………...37

     Приложения………………………………………………………………….38

 
 
 

Введение

    Способность к мышлению постепенно формируется  в процессе развития ребенка,  развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и  восприятиях, которые составляют чувственную  основу мышления.

    О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи  между предметами и явлениями  и правильно действовать в  соответствии с ними.

    Так как мышление – высшая форма отражения  мозгом окружения мозгом окружающего  мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно  развивать и исследовать развития мышления у детей на всем этапе  обучения их в школе. В процессе обучения в школе совершенствуется,  и  способность школьников формулировать  суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются  постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более  сложными грамматическими формами  речи. Актуальность нашей работы состоит  в том, что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик  начинает отмечать вероятность или  возможность наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с  пониманием того, что факты, события  и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин.

    К подросткам приходит умение правильно  рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или  менее уверенно и правильно. И  особенно интенсивно способность к  рассуждению и доказательству, абстрактное  мышление начинают развиваться с  изучением широкого круга общеобразовательных  предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для нашего исследования.

    Цель  исследования: выявить основные закономерности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте.

    Предмет исследования: развитие и диагностика процесса мышления в подростковом возрасте.

    Объект  исследования: процесс мышление в подростковом возрасте.

    Задачи исследования:

  1. Обобщить материал о подростковом возрасте и видах мышления.
  2. Рассмотреть мышление как один  из познавательных процессов личности подростков.
  3. Определить особенности развития и диагностики мышления у детей в подростковом возрасте.
  4. Провести исследования мышления у подростков.
  5. Составить рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте.

    При написании работы были использованы следующие методы научно-педагогического  исследования.

  1. Метод научного познания – способ добывания, выявление достоверных, убедительных фактов о реальной действительности, знаний между существующих между явлениями связях и зависимостях, о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки.
  2. Наблюдение – это метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.
  3. Методы конкретно-социологического исследования – методы тестирования и статистической обработки полученных данных.
  4. Теоретическое исследование и его методы – анализ оценка, приведение в систему эмпирического обобщенного материала с позиций определенного мировоззрения.
  5. Обобщение передовой практики – вычленение наиболее существенных черт, особенностей передового или новаторского опыта.

Глава 1. Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте.

1.1. Общее представление о подростковом возрасте и видах мышления

    Прежде  чем обсуждать то, что характерно для развития и диагностики мышления в подростковом возрасте, попытаемся определить, чем психологически отличается этот возраст от младшего школьного  возраста, от юношеского возраста и  от взрослых людей.

    От  младшего школьного возраста подростковый (12 – 14 лет) отличается тем, что он фактически представляет собой начальный шаг  на пути перехода от детства к взрослости. По этой же логике возрастного развития юность является заключительным шагом  на этом пути и сама делится, как  минимум , на три периода: ранний юношеский  возраст (охватывает XI – XI классы школы), средний юношеский возраст (включает первые годы жизни человека по окончание школы, с 17 – 18 лет до 22 – 23 лет) и старший юношеский возраст (охватывает годы с 23 – 24 до 28 – 29 лет). За пределами 30-летнего возраста  начинается  длительный период взрослости.

    Мышление  – сложнейшая и многосторонняя психическая  деятельность, поэтому выделение  его видов осуществляется по разным основаниям.

    Во-первых, по характеру решаемых задач и зависимости от направленности на практику или теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении.

    В-третьих, по степени развернутости и характеру протекания процесса мышления выделяют дискурсивное (умозаключительное) и интуитивное мышление.

    В-четвертых, по степени новизны и оригинальности и если за основу брать характер результатов мышления,  мы можем иметь репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное мышление.

    В-пятых, мышление разделяется по действию контроля на критическое и некритическое мышление.

    Но  рассмотрим подробнее виды мышления человека.

    Понятийное (абстрактно-логическое) мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к задачам, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятной форме, суждениях, умозаключениях. Понятное мышление характерно для научных теоретических исследований.  Степень его логичности зависит от того, насколько умело и настойчиво человек контролирует и направляет свои мыслительные процессы, согласуя их в своей практике с познаваемой действительностью.

    Образное  мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они мысленно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие мыслительные образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно смог усмотреть решение интересующей его задачи.

    Оба рассмотренных вида мышления – понятийное и образное – в действительности как правило сосуществуют. Они  неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные  стороны бытия. Понятийное мышление позволяет получить конкретное субъективное её восприятие, которое не менее  реально, объективно-понятийное. Без  того, или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

    Отличительная черта наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля, наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). В ходе познавания человек отчетливо представляет себе объект и мыслит наглядными образами, возникшими раньше. Вместе с наглядными образами в данном виде мышления используются и знания, полученные в процессе обучения исполнения этой деятельности.

    Образное  мышление является сложным и гибким, обобщенным и свободным мышлением  по отношению к познаваемым единичным  предметами практическим действиям, направленным на овладение ими. Однако наглядно-образное мышление не в состоянии отражать сложные процессы и явления объективной  действительности, не выражаемым, каким либо наглядным образом. Например, у людей нет таких образов, которые непосредственно могли бы отразить такое понятие как “сила”, “стоимость”, “справедливость”, “добро”, “честность”, “истина” и др. Познание таких явлений возможно благодаря абстрактно-логическому мышлению.

    Наглядно-образное мышление наиболее полно и развернуто, представлено у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развито у всех людей кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

    Последний из обозначенных на схеме видов мышления – это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае является правильное действие с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

    Теоретическое мышление – это вид мышления, направленный на открытие законов, свойств предметов.

    Практическое  мышление – это мышление, направленное на воплощение открытых закономерностей и свойств в практической деятельности.

    Дискурсивное  или умозаключительное  мышление – это поэтапно развернутый мыслительный процесс.

    Интуитивное мышление – это быстро протекающий, с отсутствием четко выраженных этапов, минимально осознанный мыслительный процесс. Здесь окончательный результат достигается без знания или придумывания  промежуточных этапов.

    Репродуктивное  мышление – мышление, применяющее готовые знания и умения. Мы можем четко прослеживать ход мысли другого человека, прекрасно понимать ход и логику мысли писателя, ученого, разбираться в современных сложнейших знаниях и пр.

    Продуктивное (творческое) мышление – это мышление, направленное на создание новых идей, на открытие новых или усовершенствование решений той или иной задачи.

Информация о работе Развитие и диагностика мышления в подрастковом возрасте