Различия психического склада у юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

За критерии определения основных периодов индивидуального развития принято брать качественные и существенные признаки, взятые в их системной связи, которые выявляют характерные для каждого возраста целостные новообразования. Такими являются психологические и социальные новообразования, которые выявляют их сознательность и деятельность, отношение ребенка к среде, весь ход развития на данном этапе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….
Глава 1. Личностное развитие юношей и девушек в возрасте 14-15 лет
§1. Биологические и психические особенности развития……………….
§2. Социальные особенности развития……………………………………..
Глава 2. Межличностные отношения юношества в возрасте 14-15 лет ...
§1. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. ………………………
§2. Любовь и дружба ………………………………………….
Глава 3. Формирование личности юношей и девушек. ………………
§1. Формирование мировоззрения и становление морального сознания
§2. Жизненные планы и профессиональное самоопределение……………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников литературы……

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 49.97 Кб (Скачать)

   Такая ситуация  имеет свои положительные и  отрицательные аспекты. Положительное  в ней то, что отсутствие единого  и однозначного мировоззренческого  ориентира, побуждает юношей и  девушек самостоятельно думать  и принимать решения. Это способствует  их ускоренному развитию и  превращению в зрелых личностей,  обладающих независимостью суждений, внутренней свободой; имеющих собственную  точку зрения и готовых ее  отстаивать.

  Но с другой стороны,  подобная ситуация ведет к  быстрому разделению людей на  группы, отличающихся друг от  друга по уровню социальной  и нравственно- мировоззренческой  зрелости; к отставанию одних  и более быстрому психологическому  развитию других. Самостоятельно  с проблемой социально-политического  самоопределения в ранней юности  справляются далеко не все.  Те, кому это удается действительно  развиваются, уходят вперед, намного  обгоняя остальных. Однако, те, кто  не в состоянии самостоятельно  решить сложные мировоззренческие  вопросы, задерживаются в своем  развитии, остаются инфантильными  на многие годы.

  В самом затруднительном  положении находятся те, кто сам  не в состоянии сделать правильный  выбор. 

   Таким образом,  специфика ранней юности заключается  в том, что именно в эти  годы идет активный процесс  становления мировоззрения. Воззрение  на мир современной юности  определяются наличием множества  различных точек зрения, между  которыми молодым людям приходится  выбирать. Даже те люди, которые  раньше выступали носителями  единого мнения для школьников (родители, учителя), сейчас находятся  в некоторой растерянности –  придерживаются различных, порой  противоположных мнений, меняют  свои взгляды. 

 

 

§2. Жизненные планы и профессиональное самоопределение

 Ранняя юность –  начало практической реализации  жизненных планов, которые складываются  в юношеском возрасте. Близость  к завершению школьного образования  требует профессионального и  личностного самоопределения, и  юношеский возраст испокон веков  был связан с поисками ответов  на два основных вопроса: «каким  быть?» (нравственно-личностный), и  «кем быть?» (профессиональный).

  Юноши и девушки  пытаются предвосхитить свое  будущее, не задумываясь о средствах  его достижения. Жизненный план, в точном смысле этого слова,  возникает только тогда, когда  предметом размышлений становится  не только конечный результат,  но и способы его достижения. В отличие от мечты, жизненный  план – это план деятельности.

 Статистические данные  за 2008-2009 годы показали:

-  пока ничего не  планируют –11%;

-  планируют закончить  среднюю школу и поступать  в ВУЗы – 57,4%;

-  поступление в училища  и техникумы –23,2%;

-  работа на госпредприятиях  – 2%;

-  работа на частных  предприятиях –4%;

-  работа в бизнесе  родственников –2,2%;

-  открытие собственного  дела –4,7%;

 

          Таким образом, большинство юношей  и девушек планируют в дальнейшем  продолжить свое обучение. Это  обстоятельство обусловлено, во-первых, трудностями трудоустройства, во-вторых, понимание важности специального (и желательно высшего) образования  для перспективы трудоустройства, в-третьих, желание продолжить свое беззаботное существование на иждивении.

 На формирование жизненных  планов различным образом влияют  способности (уровень образования)  юношей и девушек, а также  материальное состояние их родителей  и их образование. Известный  факт, что чем выше уровень  образования родителей, тем большая  вероятность, что их дети будут  продолжать обучение после школы  и эти планы будут реализованы.  Следует отметить, что уровень  реализации жизненных планов  юношами, значительно выше, чем  девушками. 

 Степень формирования  жизненных планов у юношества  также не однородна. По данным, собранным тем же институтом, у юношей и девушек старших  классов четко определились только  лишь 18,2%; примерно сложились –  у 60,8%; только начинают формироваться  – у 17,8%; вообще не задумываются  над дальнейшим – 3,2%.1

  Уверенность в исполнении  жизненных планов юношей и  девушек обусловлены пониманием  своих собственных склонностей,  способностей, пристрастий, трезвой  оценкой обстоятельств. Опрос  показал, уверенность полной мерой,  в осуществлении своих жизненных  планов присуща лишь 16,3%, с некоторой  долей сомнения –12,5%, не уверены  – 3, 9%.

 Таким образом, профессиональная  ориентация – часть социального  самоопределения личности. Выбор  профессии по-настоящему удачен  только тогда, когда он сопряжен  с социально-нравственным выбором,  с раздумьями о смысле жизни  и природе собственного «Я». 

 

 

 

 

         Заключение

Возраст ранней юности (14-15 лет) – это особая пора, знаменующаяся  завершением перехода от детства  к взрослости.

  В биологическом плане  возраст 14-15 лет является одним  из главных периодов роста  и формирования организма: изменение  нервной и эндокринной систем  и как результат – значительные  физические изменения (увеличение  роста и массы тела).

 Занимая переходную  стадию от подростничества к  юности, возраст 14-15 лет представляет  исключительно сложный этап психического  развития - становление человека  как личности, когда на основе  качественно нового характера  структуры и состава деятельности  ребенка закладываются основы  сознательного поведения, вырисовывается  общая направленность и формирование  нравственных представлений и  социальных установок.

 Психологически, этот  возраст крайне противоречив. Он  характеризуется максимальными  диспропорциями в уровне и  темпах развития. Одни юноши и  девушки только-только начинают  расставаться с детством, другие  – выглядят почти взрослыми.  Наблюдается достаточно сильное  отличие в физическом и психологическом  развитии девушек и юношей.

 Юношеский образ характеризуется  развитием умственных способностей, развитием эмоциональной и чувственной  сферы. В этом возрасте происходит  переориентация в отношениях  со сверстниками, родителями и  учителями. Время, проводимое  со сверстниками, увеличивается,  создаются группы, основанные на  общих интересах, возникает крепкая  и дружба между однополыми  ребятами и возрастает интерес  к противоположному полу. Меняется  критерий в подходе к межличностным  отношениям, которые опосредствуются  общественно ценным и личностно  значимым содержанием. 

Отношения со взрослыми становятся более ровными, менее конфликтными, чем в подростковом возрасте.

  Важнейшим же психологическим  процессом данного возраста, является  становление самосознания и устойчивого  образа «я». В 14-15 лет возрастает  число юношества, которое озабочено  своим будущим, и эти вопросы  уже не являются чисто умозрительными. Они тесно связаны с проблемами  социального самоопределения. Частью  социального самоопределения личности, является выбор жизненного пути, профессиональная ориентация.

 Учитывая противоречия  современного общества, которые  в полной мере испытывает на  себе молодежь, можно сказать,  что данная возрастная категория  еще не получила достаточного  изучения именно в данный, характеризующийся  глобальными изменениями период  развития общества, и это требует  изучения, понимания и пристального  внимания со стороны родителей,  школы и в первую очередь  психологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2008, -341с.

2. Ананьев Б.Г. Структура  личности. // Психология личности  в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. - С-Пб.: Изд. «Питер», 2009. -с.91-95.

3.Г.С.Батищев «Неисчерпаемые  возможности и границы применимости  категории деятельности//Деятельность: теории, методология, проблемы»,  М., 2006 г.

5.Вейс Ф.Р. Нравственные  основы жизни. - Минск, 2008.

6.Н.Н.Воронцов, Л.Н.Сухорукова  «Эволюция органического мира»,  М., Просвещение, 2006 г.

7.Гуревич П.С. Философия  культуры: Учебник для высшей  школы. - М.: NOTA BENE, 2009.

8. Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов средних  пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина,  Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ; под  общ. ред. И.В. Дубровиной. - Изд. 4-е, стереотип. - М.: Издательский  центр «Академия», 2006. - 464 с.

9.Карпинская Р.С. Биология  и мировоззрение. М.: Мысль, 1980.

10. Леонтьев А.Н. Лекции  по общей психологии. / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2007. 276 с.

11. Моисеев Н. Человек  и биосфера. М.: Прогресс, 2008 г.

12. Мухина В.С. Возрастная  психология: Феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для вузов  / В.С. Мухина. - изд. 7-е, стер. - М. : Академия, 2002. 456 с.

13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:  В 3 кн. Кн. 2. Психология образования  / Р. С. Немов. - Изд 4-е.- М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 608 с.

14.Н.Н.Воронцов, Л.Н.Сухорукова  «Эволюция органического мира»,  М., Просвещение, 1991 г.

15. Петровский А.В. Общая  психология: учеб. пособие для институтов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский,  В.П. Зинченко и др. ; под общ.  ред. А.В. Петровского. - Изд. 3-е,  перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2006. - 463 с.

16. Практическая психология  в тестах или как научиться  понимать себя и других / составители  Р. Римская, С. Римский. - М.: АСТ  - ПРЕСС, 2003. - 376с.: ил. (Педагогика, психология, медицина).

17. М.Шелер «Положение  человека в космосе//Проблема  человека в западной философии», М., 1988 г.

18. П.Н. Федосеев «Философское понимание человека//Человек в системе наук», М., 1989 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Различия психического склада у юношей и девушек