Заметно дифференцируются
интеллектуальные чувства. Наивная
детская любознательность к 14-15
годам перерастает в осознанное
наслаждение процессом мышления,
в радость по поводу преодоления
трудностей.
Развитие высших чувств,
эмоциональности, не является
линейным процессом, их невозможно
понять без учета самосознания
личности.
Становление самосознания
и устойчивого образа «Я» -
это важнейший психологический
процесс раннего юношества. Высокий
уровень развития самосознания
порождает интерес к собственной
личности, к формам ее организации
и саморегулирования. Внешний
и физический мир теперь только
лишь одна из возможностей
субъективного опыта, центром
которого является собственная
личность, собственное личное «Я».
Процесс открытия личного
«Я» сложный и внутренне спорный.
Неожиданно открывается, что внутреннее
«Я» не совпадает с внешним
поведением, вследствие чего, актуальной
становится проблема самоконтроля. Неопределенность,
недостаточная дифференцированность
собственного «Я».
__________
1 Исаев Д. , Коган В.
Половое воспитание и психогигиена
пола.-Л., 1999.-С.168.
В этом возрасте обусловливают
чувство тревожности, внутренней пустоты,
которые следует чем-либо заполнить,
что в свою очередь порождает
усиление потребности в общении
и одновременно возрастает его избирательность.
Представление о себе соотносится,
прежде всего, с определенным групповым
образом «Мы» (образ типичного
представителя своего возраста и
пола), но никогда с ним полностью
не совпадает. Образ своего внутреннего
«Я», как правило, более дифференцированный,
и включает в себя другие нормативные
качества, сравнительно с образом
«Мы».
Юноши 14-15 лет в
этот период считают себя менее
смелыми, менее коммуникабельными
и жизнестойкими, нежели их
сверстники, зато более добрыми
и способными лучше понять
другого человека. Девушки же
этого возраста приписывают себе
меньшую коммуникабельность, зато
подчеркивают черты искренности,
справедливости, верности.1
В сфере самосознания
существуют половые различия. В
возрасте 14-15 лет девочки гораздо
больше мальчиков озабочены тем,
что о них думают окружающие.
Склонность девочек видеть себя
интроспективными и чувствительными
подтверждается и сравнением
личных дневников юношей и
девушек. Вести дневники девочки
начинают раньше мальчиков и
делают это гораздо чаще, и
более систематически, чем мальчики
и отличаются большей интимностью.
Это, как правило, описание
своих чувств и переживаний,
особенно любовных. Дневники мальчиков
более разнообразны и предметны,
в них шире отражаются интеллектуальные
увлечения и интересы их авторов,
их практическая деятельность. Эмоциональные
переживания описываются юношами
скупо и сдержанно.
__________
1 Кон И.С. Психология ранней
юности.-М., 1989.- С. 67.
На формирование самооценки
влияет самоутверждение и самосознание.
Самооценка играет одну из главных
ролей в развитии личности юношей
и девушек, в их желании реализации
собственных способностей, установления
контактов с окружающим миром, поэтому
формируется она только во время
общения личности с другими людьми.
Сам процесс оценивания
имеет разные функции. С одной
стороны, самооценка – это
когнитивный процесс для успешной
деятельности – индивид заинтересован
в объективном знании себя
и своих качеств, с другой, -
самооценка часто служит средством
психологической защиты: желание
иметь положительный образ «Я»
и нередко побуждает индивида
преувеличивать свои достоинства
и преуменьшать недостатки.
В юношеском возрасте
самооценки очень переменчивы
и могут колебаться от заниженных
к завышенным. Для возраста 14-15 лет
очень характерно искать соответствия
своего внешнего облика стереотипному
образцу – «маскулинности» у
юношей и «феминности» у девушек.
При этом юношеский эталон
красоты и просто «приемлемой»
внешности нередко бывает завышенным,
нереалистичным.
Девочки этого возраста
очень остро переживают недостатки
кожи, некоторые склонны преувеличивать
свою полноту, прибегая при
этом к фантастическим и вредным
диетам, нескладность и иногда
слишком высокий, по их мнению,
рост, т.к. девочки в этом возрасте
действительно обгоняют в росте
многих мальчиков, появление волос
на теле и пр. У мальчиков
самым частым источником тревоги
является недостаточный, по их
мнению, рост, многие также болезненно
реагируют на появление прыщей
и угрей, их смущает отсутствие
волос на теле и т.д.
Таким образом, по
содержанию девичьи и юношеские
заботы о внешности отличаются
лишь постольку, поскольку не
совпадают стереотипы «феминности»
и «мускулинности». Поскольку
наружность – важный элемент
юношеского самосознания, учителям и родителям
необходимо знать, какие аспекты ее чаще
всего вызывают у ребят беспокойство,
так как порождение у ребенка этого возраста
уверенности в своей непривлекательности,
может привести к устойчивой тревожности,
пониженному уровню притязаний, трудности
в общении, застенчивости и другим психологическим
проблемам.
В общем и целом
адекватность самооценок с возрастом
в основном повышается, особенно
это касается внешности, т.к.
во-первых, человек привыкает к
своей внешности, во-вторых, появляются
другие критерии и эталоны
в подходе к качествам личности,
хотя эта тенденция и не
является линейной. Так, например,
юноша этого возраста может
считать себя эстетически неразвитым,
что нисколько не ухудшает
его самочувствия, так как он
не придает этому большого
значения. И наоборот: юноша считает
себя выдающимся физиком или
математиком, но при этом его
самоуважение к себе крайне
низкое, так как основывается
не на интеллектуальных, а на
коммуникабельных свойствах.
Таким образом, чем
важнее для личности оцениваемое
свойство, тем вероятнее включения
в процесс самооценки механизмов
психологической защиты. По данным
Я.Л. Коломинского, юноши и девушки,
отвергаемые сверстниками, склонны
преувеличивать свой групповой
статус, видеть свое положение
в коллективе более благоприятным,
чем оно есть на самом деле.
Завышенная оценка в этом возрасте,
так же как и в подростковом,
может привести к таким негативным
качествам, как наглость, неприятие
социальных форм поведения, однако,
как свидетельствуют многочисленные
наблюдения и исследования, для
юношей и девушек 14-15 лет наиболее
характерным является положение,
где образ «Я» и самоуважение
все больше зависят от успешности
их деятельности и от характера
взаимоотношений с окружающими,
как со сверстниками, так и
со взрослыми.
§2. Социальные особенности
развития
Социальный ряд развития
показывает движение от общества
к личности, процессы социализации
индивида, этапы его приобщения
к культуре, овладение общественно
необходимыми знаниями, нормами
и ценностями и включение в
общественно-производственную деятельность.
В социальном аспекте
рассматриваемая возрастная фаза
(14-15 лет) – это продолжение
первичной социализации. Большинство
из них еще обучается и находятся
на иждивении родителей. Их
социальная активность направлена
прежде всего на принятие и
усвоение тех норм, ценностей
и способов поведения, которое
характерны для мира взрослых
и отношения между ними.
Но самая важная
и самая главная задача этого
возраста – выбор профессии,
социальное и личное самосознание.
Уже после 9 класса, многие юноши
и девушки должны сделать свой
социальный выбор – продолжить
обучение в школе, ПТУ, техникумах,
или пойти работать. Сегодня, как
известно, молодежи, которая уходит
из школы после 9 класса не
так уж много. К моменту окончания
9 класса юноши и девушки должны
быть готовыми к взрослой жизни.
К этому времени у них должны
сформироваться качества, способности,
запросы, которые помогут им
в полной мере реализовать
себя в работе, общественной жизни,
будущей семье. За этим количественным
ростом стоят также качественные
сдвиги, поскольку важнейшие социальные
роли существуют не изолированно,
а в закономерной внутренней
взаимосвязи и прибавление еще
одной новой роли, может обозначать
перестройку всей прежней ролевой
структуры.
Прежде всего –
это развитие потребности в
общении и освоении способов
его осуществления, формирование
теоретического мышления и навыки
ориентироваться в разных его
формах (научном, художественном
правовом и др.), что выражается
в основах научного и общественного
мировоззрения; развитии рефлексии, которая
обеспечивает сознательное и критическое
отношение к себе.
Таким образом, занимая переходную
стадию от подростничества к юности,
возраст 14-15 лет представляет исключительно
сложный этап психического развития
- становление человека как личности,
когда на основе качественно нового
характера структуры и состава
деятельности ребенка закладываются
основы сознательного поведения, вырисовывается
общая направленность и формирование
нравственных представлений и социальных
установок.
Глава 2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
§1.Особенности взаимоотношений
юношества со сверстниками и взрослыми
В одном исследовании
большой группе школьников 14-15лет
был задан вопрос: « В чем
вы видите наибольшую угрозу
своему счастью?» Более 50% опрошенных
ответили – в плохом отношении
к себе товарищей.[1] Таков результат
не случаен. Ранняя юность –
возраст сильно развитой общительности.
Более того, психологами подмечено,
что даже те дети, которые в
период подросткового возраста
были довольно замкнуты, в ранней
юности интенсивно стремились
к сближению со своими сверстниками.
Межличностные отношения
ранней юности имеют свои особенности.
Вовлечение юношества в орбиту
уже не детских интересов побуждает
к интенсивной перестройке взаимоотношений
с окружающими людьми. Взаимоотношения
со сверстниками подразделяются
на товарищеские и дружеские,
а отношения со взрослыми на
личные и деловые. В целом
вся система взаимоотношений
в ранней юности становится
сложнее, чем в подростковый
период и в ней юноши и
девушки начинают играть множество
различных социальных ролей.
Всевозможные отношения,
в которые включаются юноши
и девушки, теряют непосредственный
характер и своеобразные детские
черты, превращаются в такие,
которые внешне и внутренне
похожи на отношения, существующие
между взрослыми людьми. Их основой
становятся взаимное уважение
и равноправие.
__________
1 Мудрик А.В. Время
поисков и решений, или Старшеклассникам
о них самих.-М, - 1999.-С.52.
Межличностные отношения,
общение занимает еще больше
времени, чем в подростничестве,
причем большая часть времени,
затрачиваемого на него, приходится
на общение со сверстниками.
Юноши и девушки,
образно говоря, находятся в постоянном
поиске общения. Жадное стремление
к новому опыту, настоятельная
потребность разрешить обуревающие
их проблемы заставляют их
надеяться (чаще еще неосознанно),
что в потоке людей, встречающихся
на их пути, их ждет много
интересных, важных, необычных знакомств.
Поэтому, как правило, интерес
вызывает каждое новое лицо, появившееся
в поле зрения.
Признанием и уважением
у 14-15 летних юношей и девушек
пользуются такие сверстники, которые
являются их близкими друзьями.
С остальными поддерживаются
только товарищеские или приятельские
отношения.
Особой популярностью
среди юношества данного возраста
пользуются те, которые сами по-доброму
относятся к людям. То есть,
отзывчивые, сдержанные, добродушные,
обладающие чувством юмора. Юношеству
этого возраста нравится внимание
и хорошее расположение к ним
со стороны лидеров групп (класса,
дворовой компании, спортивной или
кружковой группы). Особенно оно
ценно для юношей и девушек,
которые не находятся сами
в центре внимания.
Юноши и девушки
все чаще организовывают, создают
свои компании для общения
со сверстниками. Характерным для
таких компаний является высокий
уровень конформизма. Защита своей
независимости от взрослых в
этом возрасте соединяется с
некритическим отношением представлениям
и ценностям собственной группы
или компании, и ее лидеров.
Очень серьезной является проблема
не просто входить в состав
группы, а быть принятым сверстниками,
чувствовать свою необходимость
в данной группе, иметь в ней
определенный авторитет.
Структура стихийных
групп общения и степень их
сплочения определяется уровнем
развития взаимоотношений между
юношами и девушками.
И уличное общение,
и спонтанные юношеские группы
тесно связаны с особенностями
юношеской субкультуры. Она имеет
несколько постоянных компонентов:
специфический набор ценностей
и норм поведения, вкусы, одежда,
внешний вид, чувство групповой
общности и солидарности; характерную
манеру поведения, способы общения.
В юношеских увлечениях,
проявляется и реализуется чрезвычайно
важное для формирования собственного
чувства независимости: если быть
«своим» необходимо выглядеть
так как «все» и разделять
общие мнения и увлечения. Они
учатся общаться, дружить по-взрослому.
Дружба активизирует их общение,
за разговорами на разные темы
проходит много времени. Они
обсуждают события в жизни
их класса, личные взаимоотношения,
поступки сверстников и взрослых.
В содержании их разговоров
бывает немало разнообразных
тайн.