Различия психического склада у юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

За критерии определения основных периодов индивидуального развития принято брать качественные и существенные признаки, взятые в их системной связи, которые выявляют характерные для каждого возраста целостные новообразования. Такими являются психологические и социальные новообразования, которые выявляют их сознательность и деятельность, отношение ребенка к среде, весь ход развития на данном этапе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….
Глава 1. Личностное развитие юношей и девушек в возрасте 14-15 лет
§1. Биологические и психические особенности развития……………….
§2. Социальные особенности развития……………………………………..
Глава 2. Межличностные отношения юношества в возрасте 14-15 лет ...
§1. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. ………………………
§2. Любовь и дружба ………………………………………….
Глава 3. Формирование личности юношей и девушек. ………………
§1. Формирование мировоззрения и становление морального сознания
§2. Жизненные планы и профессиональное самоопределение……………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников литературы……

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 49.97 Кб (Скачать)

  Заметно дифференцируются  интеллектуальные чувства. Наивная  детская любознательность к 14-15 годам перерастает в осознанное  наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления  трудностей.

  Развитие высших чувств, эмоциональности, не является  линейным процессом, их невозможно  понять без учета самосознания  личности.

  Становление самосознания  и устойчивого образа «Я» - это важнейший психологический  процесс раннего юношества. Высокий  уровень развития самосознания  порождает интерес к собственной  личности, к формам ее организации  и саморегулирования. Внешний  и физический мир теперь только  лишь одна из возможностей  субъективного опыта, центром  которого является собственная  личность, собственное личное «Я».

Процесс открытия личного  «Я» сложный и внутренне спорный. Неожиданно открывается, что внутреннее «Я» не совпадает с внешним  поведением, вследствие чего, актуальной становится проблема самоконтроля. Неопределенность, недостаточная дифференцированность собственного «Я».

__________

1 Исаев Д. , Коган В.  Половое воспитание и психогигиена  пола.-Л., 1999.-С.168.

В этом возрасте обусловливают  чувство тревожности, внутренней пустоты, которые следует чем-либо заполнить, что в свою очередь порождает  усиление потребности в общении  и одновременно возрастает его избирательность. Представление о себе соотносится, прежде всего, с определенным групповым  образом «Мы» (образ типичного  представителя своего возраста и  пола), но никогда с ним полностью  не совпадает. Образ своего внутреннего  «Я», как правило, более дифференцированный, и включает в себя другие нормативные  качества, сравнительно с образом  «Мы».

  Юноши 14-15 лет в  этот период считают себя менее  смелыми, менее коммуникабельными  и жизнестойкими, нежели их  сверстники, зато более добрыми  и способными лучше понять  другого человека. Девушки же  этого возраста приписывают себе  меньшую коммуникабельность, зато  подчеркивают черты искренности,  справедливости, верности.1

  В сфере самосознания  существуют половые различия. В  возрасте 14-15 лет девочки гораздо  больше мальчиков озабочены тем,  что о них думают окружающие. Склонность девочек видеть себя  интроспективными и чувствительными  подтверждается и сравнением  личных дневников юношей и  девушек. Вести дневники девочки  начинают раньше мальчиков и  делают это гораздо чаще, и  более систематически, чем мальчики  и отличаются большей интимностью.  Это, как правило, описание  своих чувств и переживаний,  особенно любовных. Дневники мальчиков  более разнообразны и предметны,  в них шире отражаются интеллектуальные  увлечения и интересы их авторов,  их практическая деятельность. Эмоциональные  переживания описываются юношами  скупо и сдержанно. 

           __________

           1 Кон И.С. Психология ранней  юности.-М., 1989.- С. 67.

 

На формирование самооценки влияет самоутверждение и самосознание. Самооценка играет одну из главных  ролей в развитии личности юношей и девушек, в их желании реализации собственных способностей, установления контактов с окружающим миром, поэтому  формируется она только во время  общения личности с другими людьми.

  Сам процесс оценивания  имеет разные функции. С одной  стороны, самооценка – это  когнитивный процесс для успешной  деятельности – индивид заинтересован  в объективном знании себя  и своих качеств, с другой, - самооценка часто служит средством  психологической защиты: желание  иметь положительный образ «Я»  и нередко побуждает индивида  преувеличивать свои достоинства  и преуменьшать недостатки.

  В юношеском возрасте  самооценки очень переменчивы  и могут колебаться от заниженных  к завышенным. Для возраста 14-15 лет  очень характерно искать соответствия  своего внешнего облика стереотипному  образцу – «маскулинности» у  юношей и «феминности» у девушек.  При этом юношеский эталон  красоты и просто «приемлемой»  внешности нередко бывает завышенным, нереалистичным.

  Девочки этого возраста  очень остро переживают недостатки  кожи, некоторые склонны преувеличивать  свою полноту, прибегая при  этом к фантастическим и вредным  диетам, нескладность и иногда  слишком высокий, по их мнению, рост, т.к. девочки в этом возрасте  действительно обгоняют в росте  многих мальчиков, появление волос  на теле и пр. У мальчиков  самым частым источником тревоги  является недостаточный, по их  мнению, рост, многие также болезненно  реагируют на появление прыщей  и угрей, их смущает отсутствие  волос на теле и т.д. 

  Таким образом, по  содержанию девичьи и юношеские  заботы о внешности отличаются  лишь постольку, поскольку не  совпадают стереотипы «феминности»  и «мускулинности». Поскольку  наружность – важный элемент  юношеского самосознания, учителям и родителям необходимо знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство, так как порождение у ребенка этого возраста уверенности в своей непривлекательности, может привести к устойчивой тревожности, пониженному уровню притязаний, трудности в общении, застенчивости и другим психологическим проблемам.

  В общем и целом  адекватность самооценок с возрастом  в основном повышается, особенно  это касается внешности, т.к.  во-первых, человек привыкает к  своей внешности, во-вторых, появляются  другие критерии и эталоны  в подходе к качествам личности, хотя эта тенденция и не  является линейной. Так, например, юноша этого возраста может  считать себя эстетически неразвитым, что нисколько не ухудшает  его самочувствия, так как он  не придает этому большого  значения. И наоборот: юноша считает  себя выдающимся физиком или  математиком, но при этом его  самоуважение к себе крайне  низкое, так как основывается  не на интеллектуальных, а на  коммуникабельных свойствах. 

  Таким образом, чем  важнее для личности оцениваемое  свойство, тем вероятнее включения  в процесс самооценки механизмов  психологической защиты. По данным  Я.Л. Коломинского, юноши и девушки,  отвергаемые сверстниками, склонны  преувеличивать свой групповой  статус, видеть свое положение  в коллективе более благоприятным,  чем оно есть на самом деле. Завышенная оценка в этом возрасте, так же как и в подростковом, может привести к таким негативным  качествам, как наглость, неприятие  социальных форм поведения, однако, как свидетельствуют многочисленные  наблюдения и исследования, для  юношей и девушек 14-15 лет наиболее  характерным является положение,  где образ «Я» и самоуважение  все больше зависят от успешности  их деятельности и от характера  взаимоотношений с окружающими,  как со сверстниками, так и  со взрослыми. 

 

§2. Социальные особенности развития

 Социальный ряд развития  показывает движение от общества  к личности, процессы социализации  индивида, этапы его приобщения  к культуре, овладение общественно  необходимыми знаниями, нормами  и ценностями и включение в  общественно-производственную деятельность.

  В социальном аспекте  рассматриваемая возрастная фаза (14-15 лет) – это продолжение  первичной социализации. Большинство  из них еще обучается и находятся  на иждивении родителей. Их  социальная активность направлена  прежде всего на принятие и  усвоение тех норм, ценностей  и способов поведения, которое  характерны для мира взрослых  и отношения между ними.

  Но самая важная  и самая главная задача этого  возраста – выбор профессии,  социальное и личное самосознание. Уже после 9 класса, многие юноши  и девушки должны сделать свой  социальный выбор – продолжить  обучение в школе, ПТУ, техникумах, или пойти работать. Сегодня, как  известно, молодежи, которая уходит  из школы после 9 класса не  так уж много. К моменту окончания  9 класса юноши и девушки должны  быть готовыми к взрослой жизни.  К этому времени у них должны  сформироваться качества, способности,  запросы, которые помогут им  в полной мере реализовать  себя в работе, общественной жизни,  будущей семье. За этим количественным  ростом стоят также качественные  сдвиги, поскольку важнейшие социальные  роли существуют не изолированно, а в закономерной внутренней  взаимосвязи и прибавление еще  одной новой роли, может обозначать  перестройку всей прежней ролевой  структуры. 

  Прежде всего –  это развитие потребности в  общении и освоении способов  его осуществления, формирование  теоретического мышления и навыки  ориентироваться в разных его  формах (научном, художественном  правовом и др.), что выражается  в основах научного и общественного  мировоззрения; развитии рефлексии, которая обеспечивает сознательное и критическое отношение к себе.

Таким образом, занимая переходную стадию от подростничества к юности, возраст 14-15 лет представляет исключительно  сложный этап психического развития - становление человека как личности, когда на основе качественно нового характера структуры и состава  деятельности ребенка закладываются  основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность и формирование нравственных представлений и социальных установок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

§1.Особенности взаимоотношений юношества со сверстниками и взрослыми

  В одном исследовании  большой группе школьников 14-15лет  был задан вопрос: « В чем  вы видите наибольшую угрозу  своему счастью?» Более 50% опрошенных  ответили – в плохом отношении  к себе товарищей.[1] Таков результат  не случаен. Ранняя юность –  возраст сильно развитой общительности.  Более того, психологами подмечено,  что даже те дети, которые в  период подросткового возраста  были довольно замкнуты, в ранней  юности интенсивно стремились  к сближению со своими сверстниками.

  Межличностные отношения  ранней юности имеют свои особенности.  Вовлечение юношества в орбиту  уже не детских интересов побуждает  к интенсивной перестройке взаимоотношений  с окружающими людьми. Взаимоотношения  со сверстниками подразделяются  на товарищеские и дружеские,  а отношения со взрослыми на  личные и деловые. В целом  вся система взаимоотношений  в ранней юности становится  сложнее, чем в подростковый  период и в ней юноши и  девушки начинают играть множество  различных социальных ролей.

 Всевозможные отношения,  в которые включаются юноши  и девушки, теряют непосредственный  характер и своеобразные детские  черты, превращаются в такие,  которые внешне и внутренне  похожи на отношения, существующие  между взрослыми людьми. Их основой  становятся взаимное уважение  и равноправие. 

  __________ 

1 Мудрик А.В. Время  поисков и решений, или Старшеклассникам  о них самих.-М, - 1999.-С.52.

  Межличностные отношения,  общение занимает еще больше  времени, чем в подростничестве,  причем большая часть времени,  затрачиваемого на него, приходится  на общение со сверстниками.

  Юноши и девушки,  образно говоря, находятся в постоянном  поиске общения. Жадное стремление  к новому опыту, настоятельная  потребность разрешить обуревающие  их проблемы заставляют их  надеяться (чаще еще неосознанно), что в потоке людей, встречающихся  на их пути, их ждет много  интересных, важных, необычных знакомств.  Поэтому, как правило, интерес  вызывает каждое новое лицо, появившееся  в поле зрения.

  Признанием и уважением  у 14-15 летних юношей и девушек  пользуются такие сверстники, которые  являются их близкими друзьями. С остальными поддерживаются  только товарищеские или приятельские  отношения. 

  Особой популярностью  среди юношества данного возраста  пользуются те, которые сами по-доброму  относятся к людям. То есть, отзывчивые, сдержанные, добродушные,  обладающие чувством юмора. Юношеству  этого возраста нравится внимание  и хорошее расположение к ним  со стороны лидеров групп (класса, дворовой компании, спортивной или  кружковой группы). Особенно оно  ценно для юношей и девушек,  которые не находятся сами  в центре внимания.

  Юноши и девушки  все чаще организовывают, создают  свои компании для общения  со сверстниками. Характерным для  таких компаний является высокий  уровень конформизма. Защита своей  независимости от взрослых в  этом возрасте соединяется с  некритическим отношением представлениям  и ценностям собственной группы  или компании, и ее лидеров.  Очень серьезной является проблема  не просто входить в состав  группы, а быть принятым сверстниками, чувствовать свою необходимость  в данной группе, иметь в ней  определенный авторитет. 

  Структура стихийных  групп общения и степень их  сплочения определяется уровнем  развития взаимоотношений между  юношами и девушками. 

  И уличное общение,  и спонтанные юношеские группы  тесно связаны с особенностями  юношеской субкультуры. Она имеет  несколько постоянных компонентов:  специфический набор ценностей  и норм поведения, вкусы, одежда, внешний вид, чувство групповой  общности и солидарности; характерную  манеру поведения, способы общения. 

  В юношеских увлечениях, проявляется и реализуется чрезвычайно  важное для формирования собственного  чувства независимости: если быть  «своим» необходимо выглядеть  так как «все» и разделять  общие мнения и увлечения. Они  учатся общаться, дружить по-взрослому.  Дружба активизирует их общение,  за разговорами на разные темы  проходит много времени. Они  обсуждают события в жизни  их класса, личные взаимоотношения,  поступки сверстников и взрослых. В содержании их разговоров  бывает немало разнообразных  тайн.

Информация о работе Различия психического склада у юношей и девушек