Содержание
Введение …………………………………………………………………….
Глава 1. Личностное развитие
юношей и девушек в возрасте 14-15
лет
§1. Биологические и психические
особенности развития……………….
§2. Социальные особенности развития……………………………………..
Глава 2. Межличностные отношения
юношества в возрасте 14-15 лет ...
§1. Взаимоотношения со сверстниками
и взрослыми. ………………………
§2. Любовь и дружба ………………………………………….
Глава 3. Формирование личности
юношей и девушек. ………………
§1. Формирование мировоззрения
и становление морального сознания
§2. Жизненные планы и профессиональное
самоопределение……………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников
литературы………………
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое развитие
человека в течение жизни претерпевает
ряд периодов, последовательные
изменения которых необратимы
и непредвиденны. Каждый период
(возраст) – это своеобразная
степень психологического развития,
с присущими для него, относительно
стойкими, качественными особенностями.
За критерии
определения основных периодов
индивидуального развития принято
брать качественные и существенные
признаки, взятые в их системной
связи, которые выявляют характерные
для каждого возраста целостные
новообразования. Такими являются
психологические и социальные
новообразования, которые выявляют
их сознательность и деятельность,
отношение ребенка к среде,
весь ход развития на данном
этапе.
Такими периодами являются:
ранний (от рождения до трех лет) возраст,
младший школьный возраст (от семи до
десяти лет), средний школьный, или
подростковый (от десяти до тринадцати
лет) и старший школьный возраст,
или юношеский (от четырнадцати –
пятнадцати лет и до достижения зрелости).
Наиболее бурным развитием
и перестройкой социальной активности
знаменуется юношеский возраст
(14-15 лет). Мощные сдвиги происходят
во всех областях жизнедеятельности.
Путь к зрелости только начинается,
он богат драматическими переживаниями,
трудностями и кризисами. В
это время складываются, оформляются
устойчивые формы поведения, черты
характера и способы эмоционального
реагирования, которые в дальнейшем
определяют жизнь взрослого человека,
его физическое и психическое
здоровье, общественную и личную
зрелость.
В этот период велика
роль семейного окружения и
школьного коллектива в обеспечении
условий не затрудняющих, а напротив,
способствующих здоровому развитию
личности.
Юношеский возраст
– это пора достижений, стремительного
накапливания знаний, умений, становления
нравственности, обретение новой
социальной позиции.
Но в то же время,
это также возраст потерь детского
мироощущения, возраст беззаботного
и в какой-то степени, безответственного
образа жизни, пора мучительных,
тревожных сомнений в себе
и своих возможностях, поиски
правды в себе и других. Поиски
и утверждение собственного «Я».
Все вышеуказанные
особенности и проблемы требуют
своего изучения, и правильного
понимания, особенно в современном
нестабильном мире, и это обусловливает
актуальность выбранной темы
работы.
Основная цель работы
– охарактеризовать наиболее
характерные возрастные психологические
особенности развития подростков
14-15 лет, уделив при этом внимание
различиям особенностей организма
и личности юношей и девушек.
Глава 1. ЛИЧНОСТНОЕ
РАЗВИТИЕ В ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В
ВОЗРАСТЕ 14-15 лет
§1Биологические
и психологические особенности развития
Юношеский возраст
является переходным главным
образом в биологическом смысле,
поскольку это возраст полового
созревания и воспитания, параллельно
которому достигают зрелости
остальные биологические системы
организма. Это так называемый
«третий мир», который существует
между детством и взрослостью.
Биологически – это
период завершения физического созревания.
Однако, в этот период еще наблюдаются
некоторые специфические, характерные
для данного возраста особенности
внешнего вида юношей и девушек. Начиная
с 14-15 летнего возраста у юношей и
девушек, активизация деятельности
гипофиза и щитовидной железы стимулируют
функцию коры надпочечников. Гормоны
коры надпочечников и половых
желез способствуют дальнейшему
развитию вторичных половых признаков
и формированию фигуры.
Все процессы созревания
протекают хотя и в определенной
пропорции, но крайне неравномерно
и у многих в различное время.
Раньше и наиболее интенсивно
начинают расти конечности, затем
увеличиваются поперечные размеры
таза и грудной клетки (несколько
раньше у девочек) и лишь
после этого – длина туловища.
В этот период у
мальчиков начинает отчетливо
контурироваться мускулатура спины
и груди, формирующаяся по мере
роста все более по мужскому
типу, исчезает округлость контуров,
свойственных раннему возрасту,
уменьшается количество подкожного
жирового слоя, одновременно значительно
увеличивается мышечная масса.
У девочек, наряду
с ростом и развитием мышечной
системы, подкожный жировой слой
с возрастом равномерно увеличивается.
Определяются также и половые различия
в типе дыхания: у мальчиков формируется
брюшной, у девочек – брюшной тип дыхания.
Подростковый период,
как уже говорилось, отличается
бурным увеличением массы мышц
и мышечной силы; к 14-15 годам
масса мышц составляет 1/3 общей
массы тела. Мышечная сила достигает
наивысшего уровня через год-полтора
после достижения максимального
роста, при этом у девочек
к 15 годам она почти равна
мышечной силе взрослой женщины;
у юношей мышечная сила наиболее
резко увеличивается после 14 лет,
но и к 18 годам она еще
не достигает максимального развития
силы взрослых мужчин. [1]
Таким образом, ускорение
темпов роста организма у девочек
начинается и заканчивается раньше,
чем у мальчиков.
У подростков в
связи с неравномерным ускорением
роста, главным образом непропорциональным
развитием костей и мышц, наступает
временная дисгармония в координации
движений, известная неуклюжесть,
угловатость, которые с возрастом
постепенно проходят.
Переходный возраст
(в широком понимании этого
слова) всегда считался критическим.
Но насколько резкими и всеобъемлющими
оказываются перемены личности?
Разные психические качества
изменяются по-разному: одни быстро,
другие остаются относительно
прежними на протяжении всей
жизни. Различна и степень возрастной
изменчивости личности в целом:
одни люди сильно меняются
при переходе от детства к
юности, а другие – нет. У
одних этот возраст протекает
бурно и болезненно, у других -
плавно, спокойно. Это зависит как
от окружающей среды и воспитания,
так и от врожденных свойств
организма.
__________
1 В мире подростка /Под ред.
А. Бодалева.-М., 1982.-С.35.
Биологические особенности
поведения девушек в этом возрастном
периоде, проявляются в меньшей
подвижности и возбудимости, чем
у юношей этого же возраста.
Девушки 14-15 лет, по сравнению
с юношами менее склонны к
болезням, они превосходят ребят
в вербальных способностях, в
восприятии цвета и его оттенков,
они более наблюдательны.
Юноши 14-15 лет нередко
считают, что в физическом отношении
они невыгодно отличаются от
сверстников, испытывают чувство
неполноценности, становятся робкими,
замкнутыми. Они несколько отстают
от девушек в сфере чувств,
чаще проявляют необязательность,
их тяжелее в чем-то убедить.
У ребят этого возраста ярче,
чем у девушек выражена потребность
в достижении своей мечты. Девушки
рассматриваемого возраста отдают
предпочтение гуманитарным наукам,
им легче даются упражнения
на заучивание, запоминание. Они
предпочитают такие виды спорта,
где превалирует гибкость, пластичность,
красота движений. В этот период
девушки более сентиментальны, чем
юноши, они раньше переживают
чувство влюбленности, раньше юношей
начинают оценивать и осмысливать
мир «по-взрослому». Девушки острее
переживают чувство одиночества,
чувствуют потребность в утешении,
сочувствии. В этот период девушки
более чувствительны к упрекам
и нуждаются в поддержке.
Юноши начинают в
этом возрасте заниматься различными
видами спорта, особенно теми, которые
развивают и укрепляют мускулы,
формируют фигуру, силовыми видами
спорта. Если юношам этого возрастного
периода необходимо доказывать
необходимость исполнения тех
или иных требований, то для
девушек более важным является
близость этих требований к
личному опыту, их эмоциональная
окраска.
Во взаимоотношениях
с окружающими, юноши стремятся
руководить, вести за собой. Девушки,
в отличие от них, наблюдают
за впечатлением, которое они
производят на других, фиксируют
малозаметные нюансы и колебания
этих впечатлений, малейшее изменение
оценивания своей личности и поведения.
Они не действуют так прямолинейно как
юноши, а незаметно, понемногу завоевывая.
Психологи отмечают,
что девушки 14-15 лет являются
личностью взрослее своих сверстников,
однако психологические границы
развития, их внутренней индивидуальности
более узкие. Ведь юноши с
ранних лет тяготеют к более
широкому взрослому социуму, жаждут
риска, преград, испытаний. Их
мир субъективно сложнее, чем
девичий, который иногда не
выходит за рамки семьи, или
близкого им окружения.
Особого внимания
при характеристике этой возрастной
группы требует освещение их
эмоциональной сферы. Вопрос об
особенностях эмоционального мира
подростка и юноши, отмечает
И. Кон, - имеет самостоятельное
значение. Тезис о повышенной
эмоциональной возбудимости и
реактивности переходного возраста
мало у кого вызывает сомнение.
Но возникает вопрос, по сравнению
с кем эта реактивность кажется
повышенной - по сравнению с ребенком
или со взрослым?[1] Далее автор
приводит данные исследований, проведенных
болгарскими учеными, которые
изучая возрастные срезы детей
от 5 до 17 лет, пришли к выводу,
что наиболее возбудимый тип
нервной деятельности чаще всего
встречается у 5-ти летних. С
возрастом процент возбудимых
падает. В пубертатном возрасте (11-13
лет у девочек и 13-15 лет у
мальчиков) доля возбудимых опять
увеличивается, а после его
окончания опять уменьшается.
Физиологические истоки эмоциональной
напряженности нагляднее видны
у девочек: их депрессивные
состояния, тревожность и пониженное
самоуважение во многом связаны
с определенным периодом менструального
цикла, за которым следует эмоциональный
подъем.
__________
1 Кон И.С. Психология
старшеклассника.-М., 2003.-С.50.
Возраст 14-15 лет характеризуется
более высокой, по сравнению
с подростковым, дифференцированностью
эмоциональных реакций и способов
выражения эмоциональных состояний,
а также повышением самоконтроля
и саморегуляции. Юношеские настроения,
значительно более устойчивы
и осознаны, чем в 11-13 лет, и
соотносятся с гораздо более
широким кругом социальных условий.
При анализе поведения
мальчиков и девочек следует
учитывать различие в характере
их психики и деятельности. Известно,
что мальчики создают больше
шума. Это не значит, однако, что
у них больше нарушений по
существу, поскольку нарушения у
девочек более «тихие». Отрицательные
проявления у девочек обычно
носят более скрытый характер.
Известно, что «трудные» мальчики
в сравнении с «трудными» девочками
более шумливы, но «трудные»
девочки зато значительно более
«трудны».
В возрасте 14-15 лет
сильнее выражены, чем в подростковом,
индивидуальные различия в степени
тревожности и в характере
вызывающих ее факторов, таких
как: успеваемость, положение среди
сверстников, особенности самооценки,
тревожность, связанная с типом
нервной системы. Уровень сознательного
самоконтроля уже выше чем
у подростков. Они чаще жалуются
на свое слабоволие, неустойчивость,
подверженность внешним влияниям
и такие характерологические
черты как капризность, ненадежность,
обидчивость. Многое в их жизни,
включая собственные поступки, кажутся,
совершающимися автоматически, помимо
их воли, и даже вопреки ей.
Так называемые немотивированные
поступки, частые в этом возрастном
периоде, вовсе не безпричинны.
Просто их мотивы, вследствие
тех или иных обстоятельств,
не поддаются логическому анализу.
Чтобы их понять, отмечает В.
Исаев,- следует четко разграничивать
напряженность, а нередко и
внутреннюю конфликтность психики
юноши или девушки и социальную
конфликтность поведения.
В этот период расширяется
сфера эстетических чувств, которые
постепенно вычленяются из круга
других переживаний, и находят
специфические способы выражения
и удовлетворения. При этом в
эстетике, как и в морали, юность
особенно чувствительна к контрастам,
остро переживает переход от
возвышенного к низменному, от
трагического к комическому. Особенно
нужно отметить развитие в
этом возрасте, тесно связанного
с ростом чувства интеллекта,
чувства юмора, иронии, которые
позволяют вырвать предмет из
его привычных связей, и установить
с ним необычные ассоциации. [1]