Различия психического склада у юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

За критерии определения основных периодов индивидуального развития принято брать качественные и существенные признаки, взятые в их системной связи, которые выявляют характерные для каждого возраста целостные новообразования. Такими являются психологические и социальные новообразования, которые выявляют их сознательность и деятельность, отношение ребенка к среде, весь ход развития на данном этапе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….
Глава 1. Личностное развитие юношей и девушек в возрасте 14-15 лет
§1. Биологические и психические особенности развития……………….
§2. Социальные особенности развития……………………………………..
Глава 2. Межличностные отношения юношества в возрасте 14-15 лет ...
§1. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. ………………………
§2. Любовь и дружба ………………………………………….
Глава 3. Формирование личности юношей и девушек. ………………
§1. Формирование мировоззрения и становление морального сознания
§2. Жизненные планы и профессиональное самоопределение……………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников литературы……

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 49.97 Кб (Скачать)

  Затем появляется  потребность в личном друге,  возникают особые нравственные  требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание,  отзывчивость, чуткость, умение хранить  чужую тайну. 

  Важнейшим фактором  дружеского сближения молодежи  данного возраста является сходство  в интересах и делах. Бывает  и наоборот, когда симпатия к  товарищу, желание дружить с ним,  вызывает возникновение интереса  к делу, которым занимается товарищ.  В результате у школьников  могут появляться общие интересы.

  Овладение нравственными  нормами составляет важнейшее  личностное приобретение юношеского  возраста. Психологи определили, что  взаимоотношения со сверстниками  связано с психологическим благополучием в будущем. Не случайно социологические исследования обнаруживают тот факт, что именно в ранней юности у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми. А среди людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами.

  Взаимоотношения со  взрослыми – одна из важнейших  проблем всего юношеского возраста  и, в частности 14-15 летних.

  Любое общество представляет  собой систему взаимодействия  возрастных слоев, а его развитие  может быть представлено как  последовательная смена и преемственность  поколений. Преемственность поколений  всегда избирательна: одни знания, нормы и ценности усваиваются  и передаются следующим поколениям, другие, не соответствующие изменившимся  условиям, отвергаются или трансформируются. С развитием общества в последнее  десятилетие изменились не только  потребительские ориентации, проведение  досуга, художественного вкуса, моды  и т.д., но и социальные ценности (политические взгляды, мировоззрение). Все это может служить разногласием  между поколениями. 

  Одной из самых  важных потребностей ранней юности  становится потребность в эмансипации  от контроля и опеки родителей,  учителей, старших вообще, а также  от установленных ими правил  и порядков. Широко распространено  мнение о том, что юноши и  девушки избегают общения со  взрослыми, не нуждаются в нем,  стараются скрыть от них свою  жизнь, свои проблемы и переживания.  Подобные представления имеют  под собой вполне объективные  основания. В одной анкете был  вопрос: «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы  с друзьями, чем с родителями?»  - «Да», - ответили 90% ребят. Такой  ответ характерен, прежде всего,  для молодежи 14-15 лет, т.к. в  более раннем и более позднем  возрасте отношения между родителями и детьми складываются несколько иначе. Так, дошкольники предпочитают общаться со взрослыми, сверстники для них лишь партнеры по играм; младшие школьники уже больше тянутся к себе подобным, но их взаимосвязи во многом определяются родителями и учителями; юноши и девушки старше 15 лет уже считают себя взрослыми и могут общаться с родителями и другими взрослыми на равных правах.

  Таким образом, именно  эта возрастная группа 14-15 лет,  избегающая общения со взрослыми,  ощущает потребность в общении  и доверительных отношений с  ними. Юношам и девушкам оказывается  очень важно, проявляют ли родители  серьезный, уважительный интерес  ко всем сферам их жизни,  склонностям, увлечениям, проблемам.  Однако, узнать, поспорить, поправить  могут лишь те родители, с кем  будут делиться увиденным и  услышанным, в ком найдут не  скучного ментора, подвергающего  жизнь цензуре, а наставника, понимающего  ее сложность и умеющего эту  сложность объяснить. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Любовь и дружба

  В возникновении потребности  в юношеской дружбе, в стремлении  к установлению близких взаимоотношений  с людьми, в этом возрасте наблюдаются,  в тоже время, определенные  различия между юношами и девушками.  У девушек потребность в дружеских  отношениях возникает раньше, чем  у юношей. Девушки более эмоциональны  и придают гораздо большее  значение межличностным отношениям  в этом возрасте, чем юноши.  В этом же возрасте у юношей  и девушек возникает интерес  к противоположному полу, что  порождает стремление нравиться,  и, как уже отмечалось, появляется  повышенное внимание к своей  внешности, одежде, манере поведения. 

  Вначале, интерес к  человеку другого пола нередко  имеет еще характерное для  подростков внешнее выражение,  которое проявляется в задирании  девчонок. Они часто жалуются  на это, но, в общем, правильно  понимают мотивы этих «задираний»  и всерьез не обижаются. Взаимное  внимание сверстников нравится  обеим сторонам.

Позже все изменяется: появляется застенчивость, скованность и робость. Иногда это сопровождается сохранением  «странной» внешней атрибутики в  поведении: напускное равнодушие, презрительное  отношение к сверстнику противоположного пола. Между юношами и девушками 14-15 лет появляются и более романтические  отношения: они назначают друг другу  свидания, пишут записки. Однако необходимо отметить, что зарождающиеся романтические  отношения не всегда находят в  этом возрасте правильное понимание  со стороны некоторых сверстников, что объясняется различными сроками  «взросления».

 У некоторых ребят,  возникновение у сверстников  таких новых отношений, вызывает  насмешки, у других чувство зависти;  в классах возникают обсуждения  этих отношений, что обусловливает  достаточно сложную обстановку в коллективе, особенно для более чувствительных девочек.

  В раннем юношеском  возрасте наряду с дружбой  у многих молодых людей возникает  более глубокое чувство – любовь.

  Возникновение чувства  любви связано с несколькими  обстоятельствами. Во-первых, это завершение  полового созревания, совпадающее  с данным возрастным периодом. Во-вторых, желание иметь близкого  друга, с которым можно было  бы говорить на самые сокровенные  волнующие темы. В – третьих,  это естественная человеческая  потребность в сильной персональной, эмоциональной привязанности, которой  особенно не хватает тогда,  когда человек начинает испытывать  чувство одиночества. Установлено,  что такое чувство в обостренной  форме впервые появляется именно  в ранней юности.

  Дружба и любовь  в этом возрасте чаще всего  неотделимы друг от друга и  сосуществуют в межличностных  отношениях. Дружба может перейти  в любовь, а на месте товарищеских, дружественных отношений могут  возникнуть ухаживания. Юноши и  девушки сами ищут, причем активно,  межличностных отношений, общения,  интимных контактов друг с  другом. Они уже не в состоянии  находиться в одиночестве долгий  период. Иногда они бывают настолько  поглощены и озабочены всем  тем, что непосредственно связано  с влюбленностью, что забывают  обо всем остальном. 

  В ранней юности  возникает и в течение длительного  периода жизни сохраняется идеал  возлюбленного, включающий человека, обладающего набором конкретных  личностных достоинств. Такой идеал  определяет межличностные симпатии  и предпочтения, по крайней мере, в течение нескольких лет. 

  Идеальный образ любимого  человека у старшеклассников  иногда является нереальным, в  том смысле слова, что в действительности  никто из окружающих людей  не может ему соответствовать.  Нередко это приводит к тому, что, не обнаружив вокруг себя  объекта, который соответствовал  бы идеалу, юноша или девушка  испытывают глубокое разочарование,  и у них возникает чувство  одиночества. 

  Психосексуальное развитие  у разных людей неодинаково.  Половое созревание мальчиков  происходит позже, но протекает  более бурно, чем у девушек.  На период 14-15 лет приходится так  называемая фаза гиперсексуальности, которая характеризуется повышенной  половой возбудимостью и ростом  эротических интересов и фантазий.

  Девочки развиваются  иначе. Хотя они созревают раньше  мальчиков, оргазмическая активность  возникает у них не так резко,  как у мальчиков, а постепенно, достигая апогея много лет  спустя после созревания. Женская  сексуальность отличается от  мужской и психологически. По  мнению ряда ученых, соотношение  чувственности и нежности у  женщин принципиально иное, чем  у мужчин. У девочки сначала  появляется потребность в психологической  близости с юношей и только  потом – эротические чувства.  Дело в том, что в большинстве  известных нам человеческих обществ  проявление сексуальности у мужчин  поощрялось, тогда, как женщине  обычно отводилась пассивная  роль. Женщине, чтобы не потерять  самоуважение и репутацию приходилось  скрывать и подавлять в себе  чувственность. В последние десятилетия  разница в сексуальном поведении  девушек и юношей (возраст начала  половой жизни, ее мотивы, интенсивность  и пр.) значительно уменьшилась,  произошел сдвиг в сторону  более «мускулинной» модели поведения. 

  Однако ослабление  поляризации мужской и женской  сексуальности не снимает различий  в поведении и установках. Сексологические  исследования показывают, что как  и прежде, юношей нередко толкает  начать половую жизнь любопытство, жажда самоутверждения и половые потребности, а девушки выше ценят эмоциональную близость, считая физическое сближение скорее средством упрочить психологический контакт с юношей, чем самоцелью.

  Центральной проблемой  интимных отношений, является  сочетание «секса», т.е. физического,  чувственного, генитального наслаждения,  и - любви – тотальной человеческой  близости. У молодых людей эти  потребности зачастую разобщены.  Длительное отсутствие идеального  слияния физического и психологического  в отношениях между молодыми  людьми могут подорвать в будущем  их шансы на успешную любовь. Это значит, что старшеклассники  должны знать не только биологию  пола, но и иметь ясные представления  о социальных и психологических  аспектах проблемы. Обращаясь к  половозрелым юношам и девушкам, нужно апеллировать уже не  к наивным доводам биологического  эгоизма, а к взрослому чувству  социальной и моральной ответственности,  призывая их тщательно взвешивать  серьезность своих чувств («люблю»  или «нравится»), меру своей социальной  зрелости, трудности раннего материнства,  материальные и иные сложности  ранних браков.

Как уже известно, надежды  на половое воспитание со стороны  родителей себя не оправдали, и этому  имеются оправдания, так как не только родители, чувствуют себя неловко  при разговорах на «половые и сексуальные» темы, но и молодежь при этом испытывает неловкость и скованность. Поэтому  половым воспитанием должны заниматься специально обученные кадры психологов, а даже не учителя.

 

 

 

Глава 3. Формирование мировоззрения и становление  морального  сознания

§1 Становление мировоззрения в ранней юности

 Ранняя юность время  реального перехода к настоящей  взрослости. У юношей и девушек  очень мало сохранилось детских  и подростковых черт, но вместе  с тем, полностью их взрослыми  назвать еще, естественно, рановато. В суждениях, оценках, взглядах  на жизнь, на свое будущее,  в отношении к собственной  жизненной судьбе у юношества  данного возраста еще много  инфантильности. Многие из них  еще не задумываются о своей  будущей профессии, или относятся  к этому вопросу недостаточно  серьезно, к необходимости усиленно  учиться и трудиться, чтобы  в дальнейшем выдержать конкуренцию;  ко многим другим вопросам, которые  для большинства взрослых людей  решаются однозначно положительно. Образно говоря, если подросток  – это в основном еще ребенок,  то юноша – более, чем на  половину – взрослый.

  Для детей, достигших  раннего юношеского возраста, благодаря  опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми для обсуждения  и понимания многие проблемы  и вопросы, особенно волнующие  взрослых. Старшеклассники задумываются  над такими вопросами, заинтересованно  обсуждают их и активно ищут  ответы на них. 

  Первыми из таких  вопросов, раньше чем другие привлекающие  к себе внимание, становятся морально-нравственные  вопросы. Юношей и девушек,  связанные с ними проблемы  волнуют не столько с познавательной  точки зрения, сколько в плане  их собственного нравственного  самоопределения в связи с  началом поры любви, дружбы. Их  поиски, связанные с нравственным, моральным выбором, в этом возрасте  обычно выходят за рамки круга  непосредственного общения. 

  В отличие от подростков, для которых источником постановки  и решения нравственных проблем  являются взрослые, юноши и девушки  в поисках правильного ответа  на те же самые вопросы, обращаются  к источникам, которыми, обычно, пользуются  взрослые люди. Такими источниками  становятся реальные, многообразные  и сложные человеческие отношения,  научная и популярная, художественная  литература, произведения искусства. 

  Современной юности  отнюдь не свойственны ни детская  наивность, ни подростнический,  все отрицающий негативизм. Нынешнему  поколению присущ более трезвый,  разумно-практический взгляд на  жизнь, гораздо большая независимость  и самостоятельность. Бурные социальные  события, произошедшие за последние  десятки лет в мире и в  нашей стране, собственной своей  логикой вынуждают подрастающее  поколение самостоятельно делать  выбор, лично ориентироваться  во всем, и занимать вполне  независимые позиции. Сама жизнь  вырабатывает у большинства современных  юношей и девушек такую психологию, которая во многом отличается  от психологии людей, бывших  молодыми несколько десятков  лет назад. Это и более открытый, смелый и непредвзятый взгляд  на мир, включая постановку  и решение многих проблем морально-этического  характера; и самостоятельность,  хотя и не всегда правильная, в суждениях о таких социально-политических, религиозных и экономических  проблемах, которые еще совсем  недавно считались не характерными  для юношества. 

  Справедливость современными  юношами и девушками также  уже воспринимается совсем по-другому.  Гораздо глубже понимаются и  нравственные принципы порядочности. Старшеклассники, как правило,  в этот возрастной период практически  нравственно сформированы, обладают  зрелой и достаточно устойчивой  моралью.  Наряду с вопросами  морали, мировоззрение человека  включает в себя социально-политические, экономические, культурные, религиозные  и другие устойчивые взгляды.  

Информация о работе Различия психического склада у юношей и девушек