Затем появляется
потребность в личном друге,
возникают особые нравственные
требования к дружеским взаимоотношениям:
взаимная откровенность, взаимопонимание,
отзывчивость, чуткость, умение хранить
чужую тайну.
Важнейшим фактором
дружеского сближения молодежи
данного возраста является сходство
в интересах и делах. Бывает
и наоборот, когда симпатия к
товарищу, желание дружить с ним,
вызывает возникновение интереса
к делу, которым занимается товарищ.
В результате у школьников
могут появляться общие интересы.
Овладение нравственными
нормами составляет важнейшее
личностное приобретение юношеского
возраста. Психологи определили, что
взаимоотношения со сверстниками
связано с психологическим благополучием
в будущем. Не случайно социологические
исследования обнаруживают тот факт, что
именно в ранней юности у наибольшего
числа людей наблюдается внутренняя тревожность
во всех сферах общения – и со сверстниками
своего пола, и противоположного, и со
взрослыми. А среди людей, которые в школьные
годы были в разладе со своими сверстниками,
наблюдается более высокий процент людей
с тяжелым характером, жизненными проблемами.
Взаимоотношения со
взрослыми – одна из важнейших
проблем всего юношеского возраста
и, в частности 14-15 летних.
Любое общество представляет
собой систему взаимодействия
возрастных слоев, а его развитие
может быть представлено как
последовательная смена и преемственность
поколений. Преемственность поколений
всегда избирательна: одни знания,
нормы и ценности усваиваются
и передаются следующим поколениям,
другие, не соответствующие изменившимся
условиям, отвергаются или трансформируются.
С развитием общества в последнее
десятилетие изменились не только
потребительские ориентации, проведение
досуга, художественного вкуса, моды
и т.д., но и социальные ценности
(политические взгляды, мировоззрение).
Все это может служить разногласием
между поколениями.
Одной из самых
важных потребностей ранней юности
становится потребность в эмансипации
от контроля и опеки родителей,
учителей, старших вообще, а также
от установленных ими правил
и порядков. Широко распространено
мнение о том, что юноши и
девушки избегают общения со
взрослыми, не нуждаются в нем,
стараются скрыть от них свою
жизнь, свои проблемы и переживания.
Подобные представления имеют
под собой вполне объективные
основания. В одной анкете был
вопрос: «Чувствовали ли вы когда-нибудь,
что вам легче обсуждать вопросы
с друзьями, чем с родителями?»
- «Да», - ответили 90% ребят. Такой
ответ характерен, прежде всего,
для молодежи 14-15 лет, т.к. в
более раннем и более позднем
возрасте отношения между родителями
и детьми складываются несколько иначе.
Так, дошкольники предпочитают общаться
со взрослыми, сверстники для них лишь
партнеры по играм; младшие школьники
уже больше тянутся к себе подобным, но
их взаимосвязи во многом определяются
родителями и учителями; юноши и девушки
старше 15 лет уже считают себя взрослыми
и могут общаться с родителями и другими
взрослыми на равных правах.
Таким образом, именно
эта возрастная группа 14-15 лет,
избегающая общения со взрослыми,
ощущает потребность в общении
и доверительных отношений с
ними. Юношам и девушкам оказывается
очень важно, проявляют ли родители
серьезный, уважительный интерес
ко всем сферам их жизни,
склонностям, увлечениям, проблемам.
Однако, узнать, поспорить, поправить
могут лишь те родители, с кем
будут делиться увиденным и
услышанным, в ком найдут не
скучного ментора, подвергающего
жизнь цензуре, а наставника, понимающего
ее сложность и умеющего эту
сложность объяснить.
§2. Любовь и дружба
В возникновении потребности
в юношеской дружбе, в стремлении
к установлению близких взаимоотношений
с людьми, в этом возрасте наблюдаются,
в тоже время, определенные
различия между юношами и девушками.
У девушек потребность в дружеских
отношениях возникает раньше, чем
у юношей. Девушки более эмоциональны
и придают гораздо большее
значение межличностным отношениям
в этом возрасте, чем юноши.
В этом же возрасте у юношей
и девушек возникает интерес
к противоположному полу, что
порождает стремление нравиться,
и, как уже отмечалось, появляется
повышенное внимание к своей
внешности, одежде, манере поведения.
Вначале, интерес к
человеку другого пола нередко
имеет еще характерное для
подростков внешнее выражение,
которое проявляется в задирании
девчонок. Они часто жалуются
на это, но, в общем, правильно
понимают мотивы этих «задираний»
и всерьез не обижаются. Взаимное
внимание сверстников нравится
обеим сторонам.
Позже все изменяется: появляется
застенчивость, скованность и робость.
Иногда это сопровождается сохранением
«странной» внешней атрибутики в
поведении: напускное равнодушие, презрительное
отношение к сверстнику противоположного
пола. Между юношами и девушками
14-15 лет появляются и более романтические
отношения: они назначают друг другу
свидания, пишут записки. Однако необходимо
отметить, что зарождающиеся романтические
отношения не всегда находят в
этом возрасте правильное понимание
со стороны некоторых сверстников,
что объясняется различными сроками
«взросления».
У некоторых ребят,
возникновение у сверстников
таких новых отношений, вызывает
насмешки, у других чувство зависти;
в классах возникают обсуждения
этих отношений, что обусловливает
достаточно сложную обстановку в коллективе,
особенно для более чувствительных девочек.
В раннем юношеском
возрасте наряду с дружбой
у многих молодых людей возникает
более глубокое чувство – любовь.
Возникновение чувства
любви связано с несколькими
обстоятельствами. Во-первых, это завершение
полового созревания, совпадающее
с данным возрастным периодом.
Во-вторых, желание иметь близкого
друга, с которым можно было
бы говорить на самые сокровенные
волнующие темы. В – третьих,
это естественная человеческая
потребность в сильной персональной,
эмоциональной привязанности, которой
особенно не хватает тогда,
когда человек начинает испытывать
чувство одиночества. Установлено,
что такое чувство в обостренной
форме впервые появляется именно
в ранней юности.
Дружба и любовь
в этом возрасте чаще всего
неотделимы друг от друга и
сосуществуют в межличностных
отношениях. Дружба может перейти
в любовь, а на месте товарищеских,
дружественных отношений могут
возникнуть ухаживания. Юноши и
девушки сами ищут, причем активно,
межличностных отношений, общения,
интимных контактов друг с
другом. Они уже не в состоянии
находиться в одиночестве долгий
период. Иногда они бывают настолько
поглощены и озабочены всем
тем, что непосредственно связано
с влюбленностью, что забывают
обо всем остальном.
В ранней юности
возникает и в течение длительного
периода жизни сохраняется идеал
возлюбленного, включающий человека,
обладающего набором конкретных
личностных достоинств. Такой идеал
определяет межличностные симпатии
и предпочтения, по крайней мере,
в течение нескольких лет.
Идеальный образ любимого
человека у старшеклассников
иногда является нереальным, в
том смысле слова, что в действительности
никто из окружающих людей
не может ему соответствовать.
Нередко это приводит к тому,
что, не обнаружив вокруг себя
объекта, который соответствовал
бы идеалу, юноша или девушка
испытывают глубокое разочарование,
и у них возникает чувство
одиночества.
Психосексуальное развитие
у разных людей неодинаково.
Половое созревание мальчиков
происходит позже, но протекает
более бурно, чем у девушек.
На период 14-15 лет приходится так
называемая фаза гиперсексуальности,
которая характеризуется повышенной
половой возбудимостью и ростом
эротических интересов и фантазий.
Девочки развиваются
иначе. Хотя они созревают раньше
мальчиков, оргазмическая активность
возникает у них не так резко,
как у мальчиков, а постепенно,
достигая апогея много лет
спустя после созревания. Женская
сексуальность отличается от
мужской и психологически. По
мнению ряда ученых, соотношение
чувственности и нежности у
женщин принципиально иное, чем
у мужчин. У девочки сначала
появляется потребность в психологической
близости с юношей и только
потом – эротические чувства.
Дело в том, что в большинстве
известных нам человеческих обществ
проявление сексуальности у мужчин
поощрялось, тогда, как женщине
обычно отводилась пассивная
роль. Женщине, чтобы не потерять
самоуважение и репутацию приходилось
скрывать и подавлять в себе
чувственность. В последние десятилетия
разница в сексуальном поведении
девушек и юношей (возраст начала
половой жизни, ее мотивы, интенсивность
и пр.) значительно уменьшилась,
произошел сдвиг в сторону
более «мускулинной» модели поведения.
Однако ослабление
поляризации мужской и женской
сексуальности не снимает различий
в поведении и установках. Сексологические
исследования показывают, что как
и прежде, юношей нередко толкает
начать половую жизнь любопытство,
жажда самоутверждения и половые потребности,
а девушки выше ценят эмоциональную близость,
считая физическое сближение скорее средством
упрочить психологический контакт с юношей,
чем самоцелью.
Центральной проблемой
интимных отношений, является
сочетание «секса», т.е. физического,
чувственного, генитального наслаждения,
и - любви – тотальной человеческой
близости. У молодых людей эти
потребности зачастую разобщены.
Длительное отсутствие идеального
слияния физического и психологического
в отношениях между молодыми
людьми могут подорвать в будущем
их шансы на успешную любовь.
Это значит, что старшеклассники
должны знать не только биологию
пола, но и иметь ясные представления
о социальных и психологических
аспектах проблемы. Обращаясь к
половозрелым юношам и девушкам,
нужно апеллировать уже не
к наивным доводам биологического
эгоизма, а к взрослому чувству
социальной и моральной ответственности,
призывая их тщательно взвешивать
серьезность своих чувств («люблю»
или «нравится»), меру своей социальной
зрелости, трудности раннего материнства,
материальные и иные сложности
ранних браков.
Как уже известно, надежды
на половое воспитание со стороны
родителей себя не оправдали, и этому
имеются оправдания, так как не
только родители, чувствуют себя неловко
при разговорах на «половые и сексуальные»
темы, но и молодежь при этом испытывает
неловкость и скованность. Поэтому
половым воспитанием должны заниматься
специально обученные кадры психологов,
а даже не учителя.
Глава 3. Формирование
мировоззрения и становление
морального сознания
§1 Становление мировоззрения
в ранней юности
Ранняя юность время
реального перехода к настоящей
взрослости. У юношей и девушек
очень мало сохранилось детских
и подростковых черт, но вместе
с тем, полностью их взрослыми
назвать еще, естественно, рановато.
В суждениях, оценках, взглядах
на жизнь, на свое будущее,
в отношении к собственной
жизненной судьбе у юношества
данного возраста еще много
инфантильности. Многие из них
еще не задумываются о своей
будущей профессии, или относятся
к этому вопросу недостаточно
серьезно, к необходимости усиленно
учиться и трудиться, чтобы
в дальнейшем выдержать конкуренцию;
ко многим другим вопросам, которые
для большинства взрослых людей
решаются однозначно положительно.
Образно говоря, если подросток
– это в основном еще ребенок,
то юноша – более, чем на
половину – взрослый.
Для детей, достигших
раннего юношеского возраста, благодаря
опережающему развитию их интеллекта,
становятся открытыми для обсуждения
и понимания многие проблемы
и вопросы, особенно волнующие
взрослых. Старшеклассники задумываются
над такими вопросами, заинтересованно
обсуждают их и активно ищут
ответы на них.
Первыми из таких
вопросов, раньше чем другие привлекающие
к себе внимание, становятся морально-нравственные
вопросы. Юношей и девушек,
связанные с ними проблемы
волнуют не столько с познавательной
точки зрения, сколько в плане
их собственного нравственного
самоопределения в связи с
началом поры любви, дружбы. Их
поиски, связанные с нравственным,
моральным выбором, в этом возрасте
обычно выходят за рамки круга
непосредственного общения.
В отличие от подростков,
для которых источником постановки
и решения нравственных проблем
являются взрослые, юноши и девушки
в поисках правильного ответа
на те же самые вопросы, обращаются
к источникам, которыми, обычно, пользуются
взрослые люди. Такими источниками
становятся реальные, многообразные
и сложные человеческие отношения,
научная и популярная, художественная
литература, произведения искусства.
Современной юности
отнюдь не свойственны ни детская
наивность, ни подростнический,
все отрицающий негативизм. Нынешнему
поколению присущ более трезвый,
разумно-практический взгляд на
жизнь, гораздо большая независимость
и самостоятельность. Бурные социальные
события, произошедшие за последние
десятки лет в мире и в
нашей стране, собственной своей
логикой вынуждают подрастающее
поколение самостоятельно делать
выбор, лично ориентироваться
во всем, и занимать вполне
независимые позиции. Сама жизнь
вырабатывает у большинства современных
юношей и девушек такую психологию,
которая во многом отличается
от психологии людей, бывших
молодыми несколько десятков
лет назад. Это и более открытый,
смелый и непредвзятый взгляд
на мир, включая постановку
и решение многих проблем морально-этического
характера; и самостоятельность,
хотя и не всегда правильная,
в суждениях о таких социально-политических,
религиозных и экономических
проблемах, которые еще совсем
недавно считались не характерными
для юношества.
Справедливость современными
юношами и девушками также
уже воспринимается совсем по-другому.
Гораздо глубже понимаются и
нравственные принципы порядочности.
Старшеклассники, как правило,
в этот возрастной период практически
нравственно сформированы, обладают
зрелой и достаточно устойчивой
моралью. Наряду с вопросами
морали, мировоззрение человека
включает в себя социально-политические,
экономические, культурные, религиозные
и другие устойчивые взгляды.