Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:24, курсовая работа
Целью исследования является изучение памяти, ее развитие и выявление различных путей, приемов и средств улучшения памяти.
Задачи исследования:
1. Изучить память как форму мыслительного процесса человека;
2. Рассмотреть основные нарушения, а так же способы, приемы и пути улучшения памяти;
3. Сделать выводы на основе проведенных исследований.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие о памяти ……..…………………………….……………………...5
1.1 Процессы памяти……. .…………………………….……………………5
1.2 Виды памяти и их особенности…………………….……………………8
2. Развитие и тренировка памяти…………………….………………………16
2.1 Общие положения о развитии памяти…………………….…………....16
2.2 Основные расстройства памяти…………………….…………………...17
2.3 Методы воздействия на память…………………….……………………19
3. Пути улучшения памяти…………………….……………………………...21
3.1 Питание мозга …………………….……………………………………...21
3.2 Мнемотехника…………………….………………………………………21
3.3 Метод визуализации…………………….………………………………..23
4. Способы улучшения памяти……………….……………………………….26
4.1 «Законы естественного запоминания»….……………………………….26
4.1.1Впечатление……….……………….……………………………………26
4.1.2 Ассоциация…..…………………….…………………………………...29
4.1.3 Повторение…..…………………….…………………………………...30
4.2 Специальные системы запоминания.……………………………………31
4.2.1 Запоминание лиц и имен………….…………………………………...31
4.2.2 Запоминание необходимых дел….……………………………………32
4.2.3 Запоминание списков…………….……………………………………33
4.2.4 Запоминание номеров телефонов и дат………………………………34
4.2.5 Запоминание иностранных слов.……………………………………..35
Заключение………………….……………….………………………………..36
Список использованной литературы.…….………………………………….38
Упражнение 7. Идя по улице, каждый раз обращайте внимание на разные части лица прохожих. То есть один день смотрите на носы, другой – на глаза, уши, форму губ, головы. Наблюдательность по отношению к этим частям лица поможет лучше запоминать лица людей, с которыми вы будете знакомиться.
Кроме того, обратите внимание, как он одет. Прислушайтесь к его манере говорить. Так у вас получится яркое впечатление о внешности и индивидуальности нового знакомого, которое необходимо проассоциировать с его именем и фамилией.
Для того чтобы запомнить имя попросите повторить его. Также можно поинтересоваться, как оно пишется. В дальнейшем разговоре называйте человека по имени, что поможет вам «связать» имя с образом, а новому знакомому будет более приятно, чем, если вы будете обращаться к нему просто «Вы».
Если вы все-таки боитесь забыть имя, то после того, как человек уйдет, можно записать его в ежедневнике. Не забудьте при этом сделать несколько заметок по поводу внешности, что потом поможет вспомнить ваше знакомство.
Данный способ заключается в создании яркого, преувеличенно-смешного образа.
Например, человеку необходимо:
Для этого нужно представить, как из телефонной трубки, словно джин из бутылки, появляется его партнер, размахивая огромным контрактом, который им нужно обсудить по телефону. Из другого телефона появится его жена, жонглирующая горошком, коробкой сока и бумажными салфетками. Чтобы вспомнить про письма и прочее, необходимо представить обед, накрытый на огромном столе и сотни тысяч долларовых банкнот, которые сыплются из самолета, пролетающего над ним.
Вся сцена, которую он представит себе, должна быть огромной, словно она демонстрируется на экране гигантского телевизора.
Это пример кажется смешным, абсурдным, преувеличенным. Да, так оно и есть! Но эффективность его станет ясна, когда вы поймете, что этот пример будет трудно забыть.
Метод цифровых образов – одна из специальных систем запоминания, разработанных древними греками. Этот метод связывает числа с предметами, которые имеют похожую форму. Для того чтобы запомнить список, вам нужно просто связать то, что вы хотите запомнить с образом числа.
Этот метод применяется для чисел от 1 до 10. Вот примерный список образов к каждому числу:
1 – карандаш
2 – лебедь
3 – грудь
4 – парусник
5 – крючок
6 – клюшка
7 – утес
8 – песочные часы
9 – трубка
10 – бита и мячик
Для того чтобы эта система работала более эффективно, желательно нарисовать небольшую картинку, напротив каждого числа, тогда каждый образ, соответствующий данному числу, четко отпечатается в вашем мозге.
Например, необходимо запомнить следующий список слов:
Тогда система образов будет следующая:
Эта система может использоваться для запоминания списка покупок, случайных мыслей, фактов, плана выступлений и так далее.
Даты лучше всего запоминать, ассоциируя их со знаменательными датами, уже твердо закрепившимися в памяти. Например, ассоциируйте новые числа с датой своего рождения, датой рождения сестры, матери, отца.
Для лучшего запоминания номеров телефона можно составить небольшой рассказ. Например, необходимо запомнить номер 73–36–48. Для этого можно использовать следующий рассказ: мой дедушка в 73 года мог 36 раз отжаться и 48 раз прыгнуть через скакалку.
Для изучения иностранных языков больше всего подойдет способ нахождения слуховой ассоциации. Этот способ состоит в нахождении аналогии в произношении иностранного слова со словом из русского языка.
Например, английское слово Sleep [сли:'п] спать можно запомнить так: Слип – аются глаза, спать хочется. Или еще одно слово – Sky [ска'й] небо: пу – скай в небо свою ракету;
Этот способ станет еще эффективнее, если рядом со словом нарисовать небольшую картинку.
Таким образом, для изучения иностранного языка можно завести свой словарик и оформить его следующим примерно так:
Sleep [сли:'п] спать | ||
Слип – аются глаза, спать хочется; | ||
Sky [ска'й] небо | ||
Пу – скай в небо свою ракету; |
Эффективность
запоминания при этом будет намного
больше, чем при работе с обычным словарем.
Заключение
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
У человека есть основные три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.
Хорошее состояние памяти также необходимо нам, как и хорошее состояние остальных мыслительных процессов. Ею мы пользуемся помногу раз за день, сознательно или бессознательно, интерпретируя события на основе предыдущего опыта или вспоминая, куда положили ключи, с трудом или с легкостью. Ухудшению памяти способствует немало факторов, как внешних (экология, недостаток необходимых веществ), так и внутренних (информационные перегрузки). Но, несмотря на это, нельзя оставлять такой важный мыслительный процесс, как память, без внимания, ведь, если не принимать меры, со временем состояние будет только ухудшаться.
Именно
поэтому нужно развивать
Воспоминания
не хранятся в какой-то одной определенной
части мозга, а представляют собой процесс,
в котором различные части мозга работают
вместе. Когда клетки мозга работают вместе,
связи между ними становятся крепче. Это
значит, что наш мозг действительно претерпевает
изменения по мере того, как мы познаете
мир и тренируем какие-то навыки снова
и снова. В этом и лежит ключ к пониманию
способов улучшения памяти.
Список
использованной литературы