Пути улучшения памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение памяти, ее развитие и выявление различных путей, приемов и средств улучшения памяти.
Задачи исследования:
1. Изучить память как форму мыслительного процесса человека;
2. Рассмотреть основные нарушения, а так же способы, приемы и пути улучшения памяти;
3. Сделать выводы на основе проведенных исследований.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие о памяти ……..…………………………….……………………...5
1.1 Процессы памяти……. .…………………………….……………………5
1.2 Виды памяти и их особенности…………………….……………………8
2. Развитие и тренировка памяти…………………….………………………16
2.1 Общие положения о развитии памяти…………………….…………....16
2.2 Основные расстройства памяти…………………….…………………...17
2.3 Методы воздействия на память…………………….……………………19
3. Пути улучшения памяти…………………….……………………………...21
3.1 Питание мозга …………………….……………………………………...21
3.2 Мнемотехника…………………….………………………………………21
3.3 Метод визуализации…………………….………………………………..23
4. Способы улучшения памяти……………….……………………………….26
4.1 «Законы естественного запоминания»….……………………………….26
4.1.1Впечатление……….……………….……………………………………26
4.1.2 Ассоциация…..…………………….…………………………………...29
4.1.3 Повторение…..…………………….…………………………………...30
4.2 Специальные системы запоминания.……………………………………31
4.2.1 Запоминание лиц и имен………….…………………………………...31
4.2.2 Запоминание необходимых дел….……………………………………32
4.2.3 Запоминание списков…………….……………………………………33
4.2.4 Запоминание номеров телефонов и дат………………………………34
4.2.5 Запоминание иностранных слов.……………………………………..35
Заключение………………….……………….………………………………..36
Список использованной литературы.…….………………………………….38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     Следующая сцена в вашем воображаемом кино - это остановка перед стойкой  с цветами в холле вашего офисного здания. Вы уже хорошо знакомы с продавцом цветов, и вы видите и слышите, как вы говорите: "Джим, у Лены сегодня день рождения. Я хочу подарить ей красивый букет. Что ты посоветуешь?" Когда вы через некоторое время будете проходить по холлу и увидите стойку с цветами, вы вспомните сцену, которую вы зрительно представили себе.

     Мы  знаем, что вы собираетесь заняться своими утренними делами, поэтому  следующая сцена вашего воображаемого  кино показывает, как вы собираетесь  на обед. Вы представляете, как вы проделываете некоторые привычные действия, которые вы всегда делаете перед обедом: закрываете ящики рабочего стола, надеваете пиджак или куртку, снимаете устрашающий рыжий парик и накладной нос, или что еще вы там делаете - продолжите эту картину сами - и представьте, как вы идете в "Рог изобилия". Вы видите Гену и Галю, которые сидят за столиком. Они машут вам. Вы пересекаете зал ресторана и присоединяетесь к ним. Когда время ланча на самом деле приблизится, и вы будете просматривать свое воображаемое кино, вы увидите, как вы присоединяетесь к Гене и Гале.

     Не  забудьте включить сцену, как вы подвозите  Петю на обратном пути домой. Используйте  те же самые приемы, представив, как  вы встречаете Петю по дороге из офиса. В конце вашего рабочего дня вы просмотрите свое воображаемое кино, увидите, как вы встречаете Петю у входа, и убедитесь, что действительность соответствует тому, что вы себе вообразили.

     О, еще пицца! Вообразите свою радость, когда вы вечером возвратитесь домой, неся в руках большую картонную  коробку с восхитительной дымящейся пиццей. Какую вы собирались купить? Ах да, пеперони и грибы! Это счастливое окончание вашего воображаемого кино. После того как вы подбросите Петю до дома, прокрутите еще раз кино и вспомните о пицце. Вы прекрасно сыграли свою роль! Но, как поговаривал старый фермер, "если вы хотите быть уверены, что ваши джинсы не упадут с вас, лучше наденьте ремень и подтяжки". Встройте в свой рабочий день определенные контрольные пункты, когда вы прерветесь и просмотрите свое воображаемое кино о планах на день. Это поможет вам вспомнить о делах, которые вы намеревались делать.

     4. Способы улучшения памяти

     4.1 «Законы естественного запоминания»

 

     Прежде  всего, для получения желаемого  результата, необходимо мыслить позитивно. Основное в этом типе мышления –  это программировать себя на позитивное с помощью позитивного. Так что никогда не программируйте себя на то, чтобы не стать больным. Думайте только о том, чтобы быть здоровым, представляя себя самого в полном здравии.

     Далее мы перечислим основные приемы запоминания и упражнения для улучшения памяти. Все они основаны на так называемых «законах естественного запоминания». Эти приемы заложены в человеке на уровне рефлексов, и мы иногда даже не замечаем, как используем тот или иной прием. Речь пойдет о впечатлении, ассоциации и повторении.

4.1.1 Впечатление

     Главное условие запоминания состоит  в том, что необходимо получить глубокое, яркое и прочное впечатление  о том, что вы хотите запомнить. Для  этого необходимо:

  1. Сосредоточиться. Когда вы находитесь в ситуации, когда особенно важно что-либо запомнить, научитесь сосредотачивать все своё внимание, используя «переключатель» памяти.

     Упражнение 1. Чтобы создать «переключающий» знак, расслабьтесь, вы также можете закрыть глаза, и выберите знак, который вы хотите использовать. Затем сделайте этот жест и, делая его, думайте:

     «Сейчас я буду внимателен. Я буду очень  бдителен и буду все осознавать, я буду фиксировать эту информацию к памяти и смогу вспомнить  её позже».

     Проделайте  это несколько раз и позже  в этот день (или на следующий день, если вы начали это упражнение вечером) практикуйтесь в использовании этого переключающего знака в каких-нибудь реальных ситуациях. Найдите, по крайней мере, три ситуации, когда вы особенно заинтересованы, запомнись что-либо, и используйте ваш переключающий знак, чтобы повысить свою бдительность. При этом, делая этот жест, повторяйте про себя приведенные выше слова.

  1. Внимательно наблюдать. Для развития этой способности нужна практика, и следующие упражнения призваны помочь в этом.

     Упражнение 2. Положите обычный предмет или несколько предметов перед собой (например, набор предметов с вашего письменного стола, картину на стене, рекламу или картинку из журнала, букет цветов в вазе). Внимательно смотрите на предмет или на совокупность предметов около минуты и заметьте в нем как можно больше деталей, таких, как форма, строение, цвет, дизайн, модель и т.д. Осознайте, сколько имеется предметов, и мысленно составьте список всех предметов.

     Затем уберите этот предмет или совокупность предметов, так чтобы они были вне поля зрения, но продолжайте смотреть в то место, где он был, и представляйте, что предмет (предметы) все еще находятся здесь. Пытайтесь воссоздать то, что вы видели, с как можно большее количеством деталей.

     Упражнение 3. Вам понадобится газета и маркер. Читайте (достаточно быстро) какую-нибудь статью. Отмечайте при этом в тексте, например, каждую удвоенную «н» или удвоенную «с»…. Задание усложнится, если вы будете в каждом слове отмечать буквы, которые встречаются в нем несколько раз (например, «шАрООбрАзный»). Выполняйте упражнение без пауз, не расслабляясь.

  1. Необходимо получить впечатление при помощи как можно большего числа органов чувств. Это означает, что текст запомнится лучше, если вы прочтете его вслух, а рецепт пирога – если вы попробуете его.

     Упражнение 4. Представьте себе, что вы – фотоаппарат, и сделайте снимок того, что вы видите. Или представьте, что вы – магнитофон, который записывает разговор. Или представьте, что вы – звуковая кинокамера и записываете и то, и другое.

     Затем отвернитесь или закройте глаза, если это удобно, и несколько секунд концентрируйтесь на том, что вы только что видели или слышали. Если вы выбрали картину, тщательно мысленно представляйте её и концентрируйтесь. Какие предметы или людей вы видите? Какие цвета или подробности вы замечаете? Какая мебель в комнате? Во что одеты люди? И т.д.

     Затем осмотрите обстановку и сравните вашу картину с тем, что вы видите сейчас. Что вы упустили? Что вы прибавили  из того, чего здесь нет? Какие детали вы заметили неправильно? Чем больше вы занимаетесь этим, тем более полной и точной будет ваша картина.

     Если  вы пытались слушать, как магнитофон, попытайтесь мысленно проиграть  то, что вы слышали. Что говорили люди? Какие звуки вы слышали вокруг? Вы не сможете действительно услышать этот разговор или звуки опять, но вы хотя бы можете почувствовать, как много деталей вы смогли уловить. Чем больше вы практикуетесь, тем более полно вы будете слышать.

     Упражнение 5. По дороге на работу или за покупками «включите» все свои органы чувств, как любопытный ребенок: смотрите, щупайте, прислушивайтесь, принюхивайтесь… Чем пахнет цветущее дерево? Пахнет ли у булочной свежим хлебом? Что вы слышите на улице: звонки велосипедов, сигналы автомобилей? Прислушивайтесь на ходу к обрывкам разговоров.

     А дома закройте глаза и попытайтесь ориентироваться в пространстве на ощупь.

  1. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление. Это впечатление самое прочное. Нервы, ведущие от глаза к мозгу в 25 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.

4.1.2 Ассоциация

     Необходимый элемент для запоминания –  это ассоциация. Она фактически объясняет  сам механизм работы памяти.

     Наш мозг представляет собой в основном ассоциирующий механизм. Так, если после  нескольких минут молчания кто-то скажет вам: «Вспоминайте!», то ваша память этому приказу не подчинится, она окажется бездейственной и спросит: «Что именно необходимо вспомнить?». Но если кто-то попросит вас назвать дату вашего рождения или порядок нот в гамме, то тогда ваша способность к запоминанию даст немедленный результат: полученное указание сориентирует обширный запас потенциальных возможностей вашей памяти в определенном направлении. Дело в том, что слова «дата рождения» непосредственно ассоциируются с определенным числом, месяцем и годом, а слова «музыкальная гамма» являются в сознании близкими с до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

     Таким образом, секрет хорошей памяти –  это секрет формирования многообразных, многочисленных ассоциаций со всеми  фактами, которые хотим запомнить. Для этого задавайте себе как  можно больше вопросов относительно запоминаемого факта, например:

     А) Почему это так?

     Б) Как получилось, что это так?

     В) Когда так бывает?

     Г) Где так бывает?

     Д) Кто сказал, что это так?

     Это позволит создать большое число  ассоциаций и связей, а, следовательно поможет запомнить.

     Для развития способности создавать  ассоциации прекрасно подойдет такая  детская игр, как «Закорючки».

     Упражнение 6. «Закорючки». Возьмите чистый лист бумаги. С закрытыми глазами «нарисуйте» несколько разных закорючек. Затем откройте глаза и попытайтесь получившуюся закорючку исправить на хороший рисунок. Так ты увидишь, что у тебя ассоциируется  с теми  или иными линиями, узорами, точками. 

     4.1.3 Повторение

     Сегодня большинство психологов убеждены, что  способность воспроизведения информации во многом зависит от прочности ее «отпечатка в мозге». Они утверждают, что эта прочность увеличивается путем повторения. Практически это означает, что повторяемая информация закрепляется в мозге сильнее той, которая один раз рассматривалась и откладывалась в сторону. Кроме того, чем больше информации, содержащейся в мозге, пересматривается, тем легче будет запоминать новую входящую информацию

     Повторение  не подразумевает механического  пересмотра информации, но предполагает организованную серию повтора ранее  изученной информации. Обычно рекомендуют следующую систему повторений:

     · Первое повторение – через 10–15 минут после просмотра необходимой информации;

     · Второе повторение – через 3–4 часа после того, как вы выучили необходимый текст;

     · Третье повторение – на следующий день, то есть через 24 часа;

     · Четвертое повторение – через 2 дня и так далее с возрастающим интервалом.

     · Последнее повторение необходимо производить за 2–3 часа до того, как вам понадобится данная информация и затем непосредственно перед ее применением.

     4.2 Специальные системы запоминания

 

     Кроме естественных способов запоминания  в настоящее время разработаны  специальные системы для развития памяти. Эти приемы раньше описывались  как трюки, но теперь психологами  установлено, что они способны помочь человеку улучшить способность запоминать и вспоминать события.

     Эти системы основаны на двух правилах:

  1. Привязывание – необходимо остановить прочную связь между запоминаемыми вещами или же между тем, что подлежит запоминанию, и специально подготовленным кодовым списком.
  2. Выделение – необходимо любым возможным способом представлять информацию в виде комбинированных образов, используя при этом все органы чувств. При этом комбинированные образы должны быть намного шире обычных, встречающихся в жизни, ярко окрашены, юмористичны или абсурдны. Также необходимо представлять, как вы пробуете, трогаете, слышите, видите или нюхаете данную информацию.

4.2.1 Запоминание имен и лиц

      Поскольку запоминание во многом зависит от нахождения аналогий и отличительных  черт, очень важно, когда вы видите новое лицо, хорошенько рассмотреть его и найти возможность связать его с чем-то или найти экстраординарные черты. Внимательно разглядывайте внешность своего нового знакомого. Замечайте цвет глаз, волос, всматривайтесь в черты его лица. Однако это не означает, что вы должны грубо уставиться в лицо человека. Вам нужно просто проявить активный, вежливый интерес.

Информация о работе Пути улучшения памяти